Ч. 317 Начало пути на родину

Предыдущая  страница   http://proza.ru/2022/02/11/1321

В статье, о которой шла речь в предыдущей главе, автор восхвалял русских офицеров, которые заботились о своих матросах, особенно больных, описал душераздирающие сцены умиравших вдали от дома моряков.

И, наконец, упомянул адмирала, который хотел лишить этих несчастных поддержки своих соотечественников-офицеров. Сказано было и о том, что английские экипажи подвергаются опасности заражения, если русские матросы будут содержаться в антисанитарных условиях.
 
Статья подействовала. Матросам выдали мыло и табак. Но Шиллингу и Мусину-Пушкину разъяснили, что пленным матросам по действующему положению полагалась половина порции того, что получали английские матросы.

Что касалось мыла и табака, то адмирал разрешил их выдавать на свой страх и риск, и неизвестно ещё, как к этому отнесутся в британском Адмиралтействе.

Офицерам предложили выплачивать суточные деньги, но при этом они теряли право питаться на корабле. Адмирал отказался от своей затеи отправить пленных в Австралию и на Цейлон,  а вскоре пришло указание отправлять русских в Англию.
 
Пленных русских матросов стали группами в сопровождении их офицеров распределять на корабли, шедшие в Англию. Тридцать матросов, Шиллинг и Мусин-Пушкин попали на винтовой корвет «Rattler».

Отношение англичан к ним было прекрасное. Русские офицеры питались вместе с английскими моряками в кают-компании, их угощали вином. У английских моряков порядок тостов чётко регламентирован. Первый тост произносился за короля или королеву.

Русские офицеры его пропускали. Второй тост был за тех, «кто сейчас не с нами». Об остальных Шиллинг умолчал. Но мне однажды попала в руки книга – пособие для британского вахтенного офицера.

Там было написано, что следующий тост был «за наших жён и за наших девушек», а за ним – «и чтобы они никогда вместе не встретились». В английском флоте многое построено на традициях!

Шиллинг остался невысокого мнения о медицине на английском корабле. Среди матросов вспыхнула дизентерия. Судовой врач все болезни лечил опиумом и ртутью. Английские и русские матросы начали умирать.

Когда пришли к мысу Доброй Надежды, умерли шесть англичан и трое русских. Тяжелобольных поместили в береговой госпиталь. Там умерли ещё два русских моряка.
Мусину-Пушкину и Шиллингу удалось уговорить отпускать пленных матросов на берег.

Англичанин сказал, что за своих-то людей не может поручиться, а как они могут ручаться за матросов, над которыми не имеют в плену власти?

Но к его изумлению, они вернулись на корабль вовремя. Все были пьяные, а один настолько, что его несли на руках: Шиллинг и Мусин-Пушкин перед увольнением дали матросам денег из своих собственных.

Офицеры жили в отеле на берегу. Когда покидали Кейптаун, то всем русским от имени губернатора вручили по корзине прекрасных фруктов. Русские матросы зарабатывали тем, что чинили обувь и одежду своим английским коллегам.
 
Те на такие вещи время не тратили и отдавали ремонтировать сапожнику или портному в гавани. И ещё одну «услугу» оказали русские матросы англичанам: научили материться.

До прихода в Англию все британские матросы прекрасно освоили этот русский лексикон.

Офицеры близко познакомились с корабельной жизнью на английском корабле.
На военную форму английские офицеры смотрели сквозь пальцы. Если погода позволяла, матросы поднимались на мачты босые, нередко босыми ходили и молодые офицеры.

Команда на военных кораблях была наёмная. На палубе, в отличие от русских кораблей, шум и крики. Также, как и в России, провинившихся пороли кошками. Во время наказания из толпы матросов раздавались выкрики.

Место наказания охраняли солдаты морской пехоты, выполнявшие на корабле роль военной полиции, и офицеры. Матросы ненавидели морских пехотинцев ещё и за то, что те получали более высокое жалование.

Телесные наказания в английском флоте отменили только в 1879 году. Матросы всё жалование пропивали на берегу, тайно проносили на корабль спиртное. В порту матросские кубрики посещали проститутки.

Офицеры опасались спускаться в матросский кубрик. Во время шторма оправлялись прямо на палубе в носовой части, потом чистили корабль.
 
В моде были огромные бакенбарды, носить усы запрещалось. Матросы носили белые и чёрные соломенные шляпы.

Слугами на кораблях, как правило, работали китайцы. На каждом корабле имелись рыболовные принадлежности. Пойманной рыбой разнообразили свой рацион.  Над  капитаном, который удил прямо из своей каюты, матросы однажды подшутили – нацепили ему на крючок вяленую рыбину.

Пили все, иногда до белой горячки. На берегу английские матросы устраивали драки с местным населением, доходившие порой до поножовщины. Развлекались и молодые офицеры: устраивали гонки тараканов.
 
Капали воском свечи на спину таракану, укрепляли кусок мягкой бечёвочки и поджигали. Однажды таракан с горящей бечёвкой удрал и на судне устроил пожар.

Для адмирала брали на корабль корову, доили, а офицеры покупали себе овец, домашнюю птицу. С целью профилактики цинги все, офицеры и матросы, пили лимонный сок.

Русские моряки отметили, что английские офицеры учили матросов не рассказом, а показом. Каждый офицер мог отлично выполнить матросскую работу.
 
Офицеры умели делать всё: шить паруса, костюм, чинить обувь. Многие развлекались тем, что изготавливали портмоне, охотничьи и рыбачьи сумки для друзей.
 
Часто проводились тренировки по стрельбе, стреляли по скалам. Любили устраивать гребные и парусные гонки. Во всём, что касалось морского дела, англичане были профессионалами высокого класса.

На пути в Англию посетили остров св. Елены, осмотрели место, где содержался Наполеон. При входе в Английский канал узнали от лоцмана, что заключён мирный договор с Россией.

В Портсмуте два дня моряки жили на бывшем корабле Нельсона «Victory».

Продолжение http://proza.ru/2022/02/14/1066


Рецензии
Думаю, что капитан вполне оценил шутку с вяленой рыбой))
С теплом, Виктор

Виктор Афсари   20.02.2022 23:11     Заявить о нарушении
Если у него, Виктор, было пиво!
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   20.02.2022 23:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.