Тортик ко дню рождения

Из цикла « Кусочки жизни».

Рассказ посвящается замечательному врачу Федотову Василию Дмитриевичу.

День рожденья входит к нам, праздник детства.
В торте тоненьким свечам стало тесно.
Праздничный торт, запах свечей.
Разноцветная жизнь моя.
        «Праздничный торт». Муз. В.Севостьянова, сл. Н.Денисова.

Посетила «Музей продуктов». Так я называю большие продовольственные супермаркеты. Ходишь, не торопясь, и глазеешь на витрины. Соблазнительно, но… эти, которые кусаются – цены – быстро объясняют тебе, что музей – он и есть музей: экспонаты недоступны.

Наш город нельзя отнести к крупным населенным пунктам, и поэтому у нас таких «музеев» только два. Дальний и не очень ближний, как раз последний я и посетила. Чего там только нет на витринах! И все так красивенько разложено. И, кажется, что все должно быть вкусным. Хотя с увеличением разнообразия, по-моему, страдает качество продуктов питания. Я иногда в телефоне отвечаю на вопросы игры «Викторина». Очень познавательная игра. Так там был вопрос о ядовитых птицах, на который я не смогла ответить правильно. Но не только я одна. Комментарии развлекли. Одна девушка пишет: «А я не знала, что птицы бывают ядовитыми». А ей в ответ: «А вы, что, в магазин продуктовый не ходите? Кур не покупаете?»  И смешно, и грустно. Кур я могу и рядом с домом купить, а вот что-нибудь эдакое…  Тогда в «Музей». Далековато, но хожу. А куда еще ходить, когда ковид, и коды пресловутые требуют?! Код есть, но о медотводе. Да, вот, беда - «омикрон»-то  неграмотный, пристанет, не считывая диагноз. Что с него возьмешь, кроме температуры, соплей или кашля: вирус, ведь?! Но, все-таки, хорошо, что продукты не сделали виртуальными. Онлайн- питание! И такого же качества, как онлайн-образование! Спаси и сохрани от этого. С голоду тогда мы быстрее бы сократились, чем из-за пандемии.

Но в том магазине, который я посещаю, хорошая пекарня, ароматы вкусные по залу так и летают. Под их влиянием я перестаю думать о сахаре в крови… и позволяю излишества. Но нечасто. «Мани-мани не в кармане. Мани, Мани  вдоль дорог». Зато там я могу позволить себе объединить прошлое с настоящим и будущим.

        Прошлое: когда я стою перед витриной с черной икрой и осетриной, то вспоминаю родную Астрахань, где прошло мое детство и юность. Там и  тогда я узнала вкус черной икры и балыка из осетрины. Вкус современного рыбьего яйца «цвета мокрого асфальта»  в малюсенькой дорогущей баночке мне незнаком, но могу сказать, что в прошлом рыбьи яйца были черными и вкусными.
        Настоящее: это когда мой любимый цвет зеленый, а в магазине я вынуждена обращать внимание на желтый. Ценники со скидками у них желтого цвета! «А куда бедному крестьянину податься!» К тому же именно скидки на сыр как раз и могут украсить мое будущее. Ну, нравиться мне белое вино с сыром и свежей чиабаттой.
 
Я дома. Вечер, вино, сыр…  (чиабатту съела по дороге домой: не утерпела) и фильм из моего далека. По телевизору показывают молодую Ларису Голубкину и Юрия Яковлева. Да-да, замечательный фильм из моего детства: ¬«Гусарская баллада». Вот сегодня вечером пазл удовольствия у меня сложился, и неожиданно вспомнилась магазинная история моей молодости. Ох! Заметно отличалась она от сегодняшней прогулки по «Музею продуктов».
 
Я – «комсомолка, спортсменка, красавица». Первые два утверждения реалистичны. Последнее…. Скажем так, не совсем фантастично. Сейчас все молодые девушки кажутся мне красавицами. Ну, почти все. А тогда я считала себя просто симпатичной. Поклонников было достаточно. Но к тому времени, о котором я пишу, я уже была замужем, и у меня был трехлетний сыночек. Как раз с ним я и возвращалась домой, забрав его из детсада последним, так как  предприятие мое располагалось далеко за городом, и дорога занимала много времени. Это было накануне моего дня рождения. Папа в этот вечер работал во вторую смену, и я собиралась  оставить ребенка со свекровью, которая в это время гостила у нас. Мне необходимо было пойти в универсам, чтобы купить что-то вкусненькое на работу к завтрашнему столу: или торт, или пирожные, если они еще будут на прилавке. На работе всегда именинники накрывали сладкий стол. Хозяйки старались угостить оригинальной домашней выпечкой, но с удовольствием мы поедали и магазинные торты. Любили больше торт «Прага», что был дефицитным товаром. Второе место удерживал песочный торт «Ленинградский», так как на нем было немного крема, который никто из нас не любил. А на последнем месте был торт «Полено», украшенный розочками из приторно-сладкого крема, которые просто выкидывали. Ели только само бисквитное полено, пропитанное чем-то сладким. Но я к ценительницам такого бисквита не относилась.

        Во времена тотального дефицита к праздникам надо было готовиться заранее, поэтому большую красивую коробку конфет и индийский чай «со слоном» я уже купила. А вот торт….

Я могла бы и сама приготовить домашний торт, но не в этот раз. Мы жили в однокомнатной квартире, и маме мужа приходилось спать на кухне, где у нас стояла кровать. Хорошо, что кухня у нас была большой по тем временам: одиннадцать квадратных метров. Некоторые семьи занимали такую площадь в коммунальных квартирах. Наша же молодая семья жила в отдельной хорошей квартире.  Нам грех было жаловаться.

Но говорят же: «Хочешь посмешить бога – расскажи ему о своих планах». Когда мы пришли домой, то выяснилось, что наша бабушка лежит с высоким давлением, и сынулю надо брать с собой в магазин. Не то чтобы он ни разу не был в магазинах, но то были или крошечная «Булочная», или маленький магазинчик «Молочный». А вот в большом продуктовом магазине самообслуживания он ни разу еще не был. И мы пошли. По дороге я ему рассказывала, что в магазине будет много народа, поэтому от мамы отходить нельзя. А еще там ничего без маминого разрешения не нужно трогать. Мое трехлетнее чудо кивало головой и приговаривало: «Карошо, мамочка». Перед входом в «Универсам» я еще раз рассказала ему о том, как он должен себя вести, а за хорошее поведение пообещала купить пирожное. Ребенок кивал головой, на которой в такт тряслись золотые кудряшки, и внимательно смотрел на меня большими серыми глазами. Я взяла его за руку, и мы вошли в магазин.

Сразу за порогом он затормозил, глаза у сынишки округлились от увиденного, и он быстро и громко сказал «Эх!», затем высвободил руку и произнес: «Сам!»  «Сам так сам», – опрометчиво согласилась я. К моей радости на витрине осталось два торта «Ленинградский», что мне и требовалось. Я стала перевязывать бечевкой одну из коробок с тортом. Я еще не успела справиться с этой операцией, как пожилая женщина, подергав меня за рукав, шепотом мне сказала: «Смотрите, чем занимается ваш ребенок». Хорошо, что она улыбалась, а не раскричалась. А ребенок получал удовольствие: он пристроился рядом с витриной, где на подносе лежали пирожные «Эклер» и  указательным пальчиком делал в них сбоку дырочки, вытаскивал крем, затем с удовольствием облизывал свой палец. Я вспомнила его «сам». Действительно ребенок сам добывал обещанную за хорошее поведение вкусняшку. Пострадало не одно пирожное. Мы «разбогатели», аж, на пять пирожных. Я сложила их в коробку, устроила в проволочной корзинке и решила заняться перевязкой бечевкой второй коробки с «Ленинградским» тортом. Но, увы, тортику уже «сделали ноги». Утешала себя тем, что разнообразие не безобразие, и с легким сожалением добавила в корзинку еще и торт «Полено». Худо-бедно план по кормлению сотрудников выполнили. Настало время позаботиться о семье. Провела еще одну воспитательную беседу вертящему головой радостно-возбужденному чаду. В конце беседы услышала: «Карошо. Мне все узе купили. Да, мамочка?»  Я вздохнула и сказала: «Пока только маленькую тележку, а нужен еще воз». Потом я должна была вслух долго рассказывать о том, что такое «воз», а про себя ворчала: «Ну, кто тебя тянул за язык с этим возом!» Хотя чем еще заниматься, если стоишь в хвосте очереди за колбасой, сосисками, сливочным маслом и сыром. В нашем закрытом городе такие продукты еще лежали на прилавках, а не «выбрасывались», как дефицит, или не покупались «по блату». Ну, разве только колбаса «Московская» или «Финский сервелат».

Стоять в очереди было малышу не очень весело. К счастью, очередь двигалась быстро. Но когда я сделала покупки, то выяснила, что киндера рядом нет, а откуда-то сбоку раздается мужской бас: «Где эта гребанная мамаша? Чей это ребенок? Да заберите его отсюда», а дальше русские народные выражения про эту самую мать, затем крик моего сына: «Пасите!» Оказывается, грузчик вывез в зал тяжелый проволочный контейнер с картошкой в сетках, но неожиданно у него  появился помощник. Мой сын решил помочь дяде, влез у него между ног, и дядя не мог сдвинуться с места, потому что мой отзывчивый ребенок обхватил его ноги. Не мог и оттащить моего сына, так как одна из кудряшек малыша запуталась в проволоке, и он стал вопить «Пасите!» Такой скульптурной композицией «Давид и Голиаф» они и замерли посреди зала, не доехав до места. Вокруг собралась толпа советующих и одна действующая администратор зала, которая принесла мне ножницы. Я остригла  кудряшку, и тем благополучно разрушила композицию под нелестные возгласы о нерадивых мамашах. Освобожденный из плена успокоившийся ребенок гордо говорил:  «Я помогал. Мам, мам, мам, я же помог?» Что я могла сказать, кроме как: «Конечно, умница моя. Людям надо помогать!» Ну, не могла же я гасить «души прекрасные порывы»! Но на всякий случай сетку с картошкой взяла лишь после того, как все еще ругающийся грузчик ушел в подсобку. После того, как я набрала яблок и морковь, я твердо решила свернуть продовольственную программу на этот вечер. Вот только куплю сахар и хлеб. И домой, домой, домой! Что я и сделала. Но когда я сложила «последнее мерси» в корзинку, то увидела своего сына, который что-то бормотал себе под нос, расхаживающего у сеток с молочными продуктами. И…

Прежде, чем рассказать, о чем насупивший брови сын бормотал, я должна поведать, как продавалась раньше молочная продукция, так как не все сейчас об этом знают. Молоко продалось в полулитровых стеклянных бутылках. Молочные бутылки ставились в прочные металлические сетчатые корзины. В корзине в ячейках размещалась то ли шестнадцать, то ли двадцать бутылок. Сетки с бутылками ставились одна на другую. Обычно в колонне было три или четыре сетки. Но когда продукция заканчивалась, то  на поддоне на полу могла быть одна или две сетки. Колонны становились невысокими, что и получилось в нашей ситуации. Молочные бутылки закрывались крышками из плотной алюминиевой фольги разного цвета. У молока были серебряные крышки, кефир закрывали зелеными. Ряженка дружила с крышками малинового цвета, а варенец, если не путаю, предпочитал синий цвет. Были еще медноголовые сливки. Даже если я и перепутала, то это повествование не испортит. Главное, крышки были разноцветные. Так вот, мое чудо расхаживало взад-вперед мимо сеток и приговаривало: «Красный, синий, зеленый!» и так далее. Он изучал цвета. И хорошо… было бы, если при этом он пальчиком не протыкал эти самые злосчастные крышки! Да простят меня покупатели, но когда я представила, что мне вручат десять штук молочных бутылок, то я быстро смоталась к кассе, пока нас никто не увидел. Вам сейчас легко говорить мне «Ай-яй-яй!», но это были тяжелые бутылки!

Я велела сыну держаться за корзинку, которую я несла к кассе в одной руке (корзин на колесиках раньше не было). В другой руке у меня была сетка с грязной картошкой. Такой неуклюжей конструкцией мы подошли в очередь к кассе. Ребенку уже надоело в магазине, и он заныл, что хочет на улицу, хочет домой есть пирожное и смотреть мультики. Но вертеться перестал и дисциплинированно держался за корзину. Люди тремя неторопливыми ручьями продвигались к кассам. Наш ручей в середине заторов не имел, я даже расслабилась, так как ничего не предвещало новых происшествий. И вот мы уже почти у кассы. И вдруг….

И вдруг у мужчины, стоявшем недалеко от нас в параллельной очереди, на сетке в картошкой развязывается узел. И все три килограмма картофеля располагаются у его ног грязной горкой. Измученная очередь и в толк еще не взяла, что из этого может получиться, как мой мальчик с криками: «Гол! Гол! Ура! Гол!» подлетел к мужчине и стал ногами забивать эти самые голы. Сначала народ охнул, особенно те, кому попало картошкой по ногам, потом стали ругаться. Но сын, ни на какого не обращал внимания, а радостный и счастливый носился за картошкой. И усталые люди заулыбались, кто-то стал малыша подбадривать, а некоторые мужчины даже помогали и забивали голы. Когда мы отошли от кассы, я вздохнула с облегчением: «Слава богу, вышли!» Я стала укладывать продукты. Получалось не очень компактно. «Некультяписто!» – сказала моя приятельница, подошедшая сзади. «Вы произвели фурор», – со смехом проговорила она и поступила опрометчиво, так как чадо тут же стало требовать объяснить ему, что такое фурор. Кое-как удалось его отвлечь от этого слова, сказав, что поручаю ему ответственную работу: «Понесешь торты». Раньше ведь пакетов полиэтиленовых не было, а в тряпочные мешочки коробки залезать не хотели. Мы спокойно вышли втроем из магазина, остановились ненадолго переговорить, так должны были разойтись в разные стороны.  Я ей даже не успела рассказать про наше «триумфальное» хождение по магазину, как подруга сказала: «Ой! Смотри, что он делает!» Я оглянулась в тот момент, когда мой ребенок, победно подняв «вверх ногами» коробки с тортами, произнес: «Стоп, машина!»  И с восторгом добавил: «Мамочка, смотри! Я ре-гу-ри-ров-щик! А это мои флажки!»  Моя подруга фыркнула, увидев, как мой рот открывается и остается в этом положение некоторое время, пока я собираюсь с мыслями. «Замечательного сладкого стола вам, девушка, на работе!» Она засмеялась, подхватила свои тяжелые сумки и пошла в противоположную от нас сторону. Я представила, как выглядят ненавистные всем жирные розочки на «Полене»…, и настроение мое поднялось. Мы с моим «регурировщиком» благополучно добрались до дома.

  На следующий день мои сотрудники с удовольствием уплетали торт «Петергоф» из песочной крошки, пропитанной сиропом и коньяком, красиво украшенный вазой-фонтаном из шоколадного крема, где роль струй исполняли молотые орехи. А еще им понравился очень вкусный бисквитный торт-горка «Русские узоры» с молотыми вафлями, присыпанными сахарной пудрой, и  украшенный оранжевыми абрикосами. Мои маленькие хитрости были оценены словами: «Знаешь, новые тортики намного вкуснее! Где раздобыла?»  «По великому блату достала. Сын помог!  –  сказала я, улыбаясь. - Он у меня будет  знатным кондитером, специалистом по изготовлению кондитерской крошки из тортов. Мы вчера так решили". 

Саров. 2022 год.
 


Рецензии
Отличный проект!

Григорий Аванесов   13.02.2022 04:46     Заявить о нарушении