Комендант Парижа генерал Василий Шеншин

                Александр Полынкин

Родной отец этого выдающегося генерала, офицер лейб-гвардии Измайловского полка Никанор Шеншин, находясь на дежурстве в казармах полка утром 28 июня 1762 года, первым присягнул прибывшей в Санкт-Петербург из Петергофа Екатерине II. Сам же Василий Шеншин в дни декабрьских событий 1825 года, командуя 1-й бригадой 1-й гвардейской пехотной дивизии, одним из первых бригадных командиров гвардии привел к присяге на верность Николаю I свою воинскую часть и попытался предотвратить выступление остальных.

«Что ни аршин – то Шеншин»

За нежелание участвовать в выступлении 14 декабря 1825 года Василий Никанорович подвергся нападению князя Д.А. Щепина-Ростовского, который ударил генерала шпагою. А потом, по другим свидетельствам, Шеншин «был повергнут на землю, топтан ногами и изранен». Однако генерал с разрубленным лбом остался жив, а через несколько лет  принимал участие ещё в русско-турецкой и польской кампаниях.

Вообще Василий Шеншин не пропустил ни одной войны России с начала XIX столетия до 1831 года. А парижане в 1814 году, в бытность генерала комендантом французской столицы, восхищались его умом и «очаровательной обходительностью», нисколько не считая его врагом.

Родился  герой многих битв и сражений 17 апреля 1784 года в семье известных  дворян Орловской губернии (представителей этой фамилии, особенно во Мценском уезде, как родственников, так и однофамильцев, в XVIII–XIX веках всегда было столько, что даже поговорка по этому поводу существовала: «У нас что ни аршин – то Шеншин». – Прим. А.П.). Василий был старшим из четырёх сыновей Никанора Афанасьевича и Александры Фёдоровны Шеншиных

  28-го мая 1786 года, двух лет от роду, по обычаю того времени он был зачислен в службу фурьером в лейб-гвардии Измайловский полк (фурьер – унтер-офицер, которому поручена заготовка съестных припасов, фуража и квартир для своей роты. – Прим. А.П.). 23 сентября 1790 года  Василий Шеншин был произведен в сержанты, 30 сентября 1798 года – в прапорщики, 9 сентября 1802 года – в поручики и 2 февраля 1805 года – в штабс-капитаны.

В боях израненный…

В этом чине он участвовал в первом своём боевом походе – против французов в Австрии, и 20 ноября 1805 года за отличие в битве при Аустерлице награжден орденом Святой Анны 4-ой степени. В 1807 году Шеншин был в походе в Пруссию и участвовал в сражении при Фридланде, где  получил ранение в ногу и за отличие был награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени. 23 октября 1807 года Шеншина произвели в капитаны, а 14 апреля 1809 года — в полковники.

В 1811 году Василия Никаноровича назначили командиром пехотного Архангелогородского полка, и вместе с ним он был отправлен в Молдавию, в состав Дунайской армии, где, сражаясь с турками близ крепости Журжи, получил пулевое ранение в левую руку и (в награду) орден Святой Анны 2-ой степени.

В 1812 году Шеншин со своим полком участвовал в битвах при Горностаевичах, Волковыске и Свислочи. Сражался с французами на Березине и преследовал их до Вильны.  В 1813-м полковник  принимал участие в битвах при Дрездене и Бауцене. В последнем сражении его полк героически прикрывал отход русских войск во время неудачно  сложившегося  боя. В битве под Лейпцигом в октябре 1813 года Василий Никанорович  был тяжело ранен в живот, получил в награду ордена Святого Владимира и Святого Георгия 3-й степени («В воздаяние отличных подвигов мужества и храбрости, оказанных в сражении против французских войск 6 октября под Лейпцигом, при штурме деревни Грос-Пота»), а 15 сентября того же года удостоился  чина генерал-майора.

В 1814 году он воюет во Франции, опять получает ранение – картечью в правую руку (это было его четвёртое ранение от неприятеля). Вслед за тем храброго генерала награждают орденом Святой Анны 1-ой степени и прусским орденом Красного Орла 2-ой степени. После взятия Парижа русскими войсками генералу Шеншину велено было стать комендантом города, и он справился с этой почётной обязанностью блестяще.

Особа, приближённая к императору

6 мая 1814 года  его назначают бригадным командиром, а 29-го мая 1821 года – командиром лейб-гвардии Финляндского полка, квартировавшего в столице. По словам служившего в этом полку будущего декабриста Розена, «кроме достоинств воина, генерал Шеншин имел все качества честного, благородного и доброго человека».

Именно эти качества оказались востребованными во время сильнейшего наводнения в Санкт-Петербурге 7 ноября 1824 года. Вдохновляемые отцом-командиром, «финляндцы» спасли в тот день не одну человеческую жизнь и большое количество имущества, принадлежавшего разным людям. Сам Василий Никанорович и его жена Варвара Петровна (младшая из шести сестёр екатерининского сенатора Петра Васильевича Неклюдова. – Прим. А.П.) в те дни сделали большое количество пожертвований, помогая пострадавшим от наводнения петербуржцам. Император сказал потом  В.Н. Шеншину: «Проси у меня, что могу сделать для полка; офицеров представь к награде». Все общество офицеров просило возвратить на родину сосланного их товарища Калакуцкого, полковой командир  просьбу поддержал,  и в тот же день император приказал это исполнить.

С 14 марта 1825 года Шеншин был назначен командиром 1-й бригады 1-й гвардейской пехотной дивизии. Как повёл себя генерал в день  выступления декабристов, я  уже сказал. Николай I, вернувшись во дворец, в письме брату поздно вечером 14 декабря написал: «Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я – император, но какою ценой, боже мой! Ценой крови моих подданных. Милорадович смертельно ранен, Шеншин, Фредерике, Стюрлер – все тяжело ранены…»

За мужество и верность императору В.Н. Шеншин 14 декабря 1825 года пожалован был в генерал-адъютанты, то есть стал особой, приближённой к царю. Когда 13 января 1827 года у генерала родился сын Николай (названный, как вы понимаете, в честь императора), то Николай I  стал его крестным отцом, а крестной матерью выступила императрица Мария Фёдоровна.

Произведённый 22 августа 1826 года  ещё и в генерал-лейтенанты, Василий Никанорович не засиделся при дворе, успел поучаствовать в войне с турками (1828 – 1829 годы) и в Польской кампании. Но умер генерал не в бою с врагами и не от своих многочисленных ран, а заразившись холерой  в 1831 году (ему тогда не исполнилось ещё и пятидесяти лет. – Прим. А.П.). Похоронили Шеншина в Петербурге, на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с упокоившейся четырьмя годами ранее его любимой женой Варварой.

(Материал из Интернет-сайта).


Рецензии