5

    На рассвете  у места впадения Ладожки в Волхов, чуть далее крепостных стен,  возле пологого берега  застыли в наступившем неожиданном безветрии многочисленные суда. Тут были и узкие с высокими загнутыми кверху носами  норманнские  драккары. Они, точно хищные головы сказочных драконов, пустыми глазницами взирали на домики ладожан. Покачивались длинные кнорры, более приспособленные для перевозки товаров, а не к разбойничьим набегам. Стояли змееподобные шнеки, ощетинившиеся из уключин до поры до времени рядами весел, но уже готовые расстаться со своими гнездами и передохнуть после дальних походов. Уткнулись в берег русские ладьи с квадратным ветрилом из грубой холстины, с изображенным на нем символом солнца. Были и арабские купеческие корабли, и простые челноки - однодеревки местных рыбаков и охотников.
    На широкой площади толкался народ. На сколоченных прилавках пестрели яркие ткани. Высились корчаги с медом. Тут как нельзя  кстати, из-за серых туч выглянуло солнышко, и шкурки зверей, доставшиеся удачливым охотникам в зимнюю пору,  заманчиво заблестели в его лучах. Звучали меж продавцов и покупателей разные наречия.
   Не все выкладывали  купцы на прилавки, многих из них ждал неблизкий путь. Кого в Царьград дорога вела: из варяг в греки, а кого из варяг в арабы, кто обратно шел. Но большая часть приобреталась и на месте - без той же пушнины куда поедешь? Из северной стороны везли железо, моржовую кость, китовую кожу, оружие. Царьград поставлял ткани, ювелирные и стеклянные изделия, вина, пряности. От берегов с моря варяжского доставлялся янтарь. Сами Ладожане были богаты мехами от соболя до белки, медом, воском. Купцы  из  Киева поставляли хлеб. Арабы везли ткани, серебро.
    Рюрик во главе свиты обходил шумевшую на все лады площадь. Рядом важно вышагивали в полном вооружении Олег, Аскольд и посадник Дедила. Немного отстав от них, шли несколько варягов, они уже прочно и надолго обосновались в Ладожской крепости и составляли теперь основу новой княжеской дружины.  За ними шествовали дородная Дубрава с  юной супругой Рюрика  Ефандой.
   Лица варягов были радостными. Еще бы! Совсем недавно им приходилось нападать на купеческие суда и отбивать добычу,  во что ни на есть настоящем бою. Купцы того времени были неплохими воинами и умели постоять за себя. Теперь тоже богатство выкладывалось перед ними и сияло во всей красоте.
   Аскольд, уже  научившись сносно изъясняться по-русски, склонился к Олегу и проговорил:
 - Ты, вящий брат, есмь вельми мудр. Мы богатеть тута.
  - Будем, коли ты алчность с очей людских подале не приберёшь, - усмехнулся Олег. 
   Аскольд в ответ с понимающим видом кивнул.
   От свиты отделился рослый краснолицый Веремид. Он вдруг обрадовано замахал руками, из-за прилавка к нему бросился высокий широкоплечий мужчина с длинным франкским мечом на боку. Они крепко обнялись  и тут же шутливо ухватили друг друга за бороды, каждый в меру своих сил стараясь повалить другого на землю. Потом стали хлопать друг друга по плечам. Веремид обменялся с мужчиной несколькими фразами и бросился вслед за важно шествующей свитою.
      Олег недружелюбно покосился на него.
   -  Енто  Квист, - тихо проговорил Веремид, -  бывши с нами одночасье. Привез богату добычу.
    - Не памятую, - хмуро ответил Олег. - Мыто пущай платить,  как усе.
    - Добре, Олег, -  оглядываясь к нему, сказал Дедила. -  Зараз у кажного своя доля. Одного  приголубишь,  другой ряд спросють - с чего така блажь?
    Рюрик остановился перед  человеком с огромными черными глазами, на его прилавках пестрели вышитые золотом ткани. Рядом лежали дорогие браслеты из золота и серебра и множество женских украшений. Князь пристальным взглядом оглядел иноземного купца. Осознав, что перед ним находится непростой горожанин тот, сложив на груди руки, склонил голову.
   - Ас-саляму алейкум*, -  произнес купец благоговейным голосом.
      Рюрик, отметив про себя обилие товара на прилавках, оглянулся на Дедилу.
   - Надо ль с им здороваться?
   - Ва-алейкум ас-салам**, - ответил за князя Дедила.
    - Откеля  будишь? – поинтересовался Рюрик.
     - Абу - Али Ахмад Ибн Омар из града Исфаген, великий хакан русов, - ответил по-русски купец.
  -  Твое прозвание больно мудрено, - усмехнулся князь.   
  - Кликай  меня Ахмедом, великий хакан,  - сказал с низким поклоном купец, все также со сложенными у груди руками.
 - Как добиралси до наших краев?
  - Моя быль долги путь по Хвалынскому морю, дале по Итиль реке плыть  и много ещё рек малы до Ильмень-озера и дале  по Волхову к Ладоге.
   Ефанда с прислужницей остановилась позади всех, но увидев богатый прилавок с дорогой материей, не выдержала и бросилась к нему. Она тут же примерила кусок темного бархата  к своей груди и обернулась на Рюрика, потом на Дубраву и та подзадорила:
   - Ой, пригожа будет одежа. Очей не отвесть.
   Ефанда снова посмотрела на Рюрика и, капризно поджав губки, произнесла:
   - Эрик, исть пригожа?
    Ахмед протянул ей золотой браслет.
   - Подарка тебе, жинка хакана  русов.
     Браслет тут же засиял на запястье у молодой женщины.
    Рюрик усмехнулся.
   - Лады, купите чего душе угодно. А мы дале пойдем. Недосуг нам бабьи примерки зрить.
   Веремид застыл за спинами двух женщин,  а остальные  варяги  во главе с Олегом, Рюриком и Дедилой тронулись дальше.
   Они остановились у прилавка с  рядами обоюдоострых мечей. Поодаль стояли корчаги, наполненные зерном.
   Рука Олега потянулась к одному из искусно выкованных изделий. Он взял меч  за рукоять-крыжу и слегка щелкнул по нему, вслушиваясь в чистый и долгий звук. Положив его на голову,  взялся руками за оба конца и согнул меч,  приближая к  ушам. Тот с легкостью прогнулся, а когда Олег ослабил руки, также легко распрямился. Он осмотрел плоские стороны клинка – голомени  и остался доволен. В рукояти был инструктирован серебром геометрический узор.
    Олег  взглянул на широкоплечего продавца.
   - Чьё творение будеть?
   - Ладоты Коваля  с Киеву.
   - А ты сам откеля будешь? – спросил Рюрик.
    Купец усмехнулся:
    -  Стало быть, оттуда же.
     - Славно оружие имеешь, - одобрительно сказал Олег.
   - Тады и бери, коли по нраву, посекоша нещадно кто покусится.
  -  Усё у тебя возьмем, -  и хлеба, и пива, - кивая на корчаги, пообещал Олег. - И мечи твои славны… Давно с товарами ходишь?  – спросил он,  пристально взглянув на крепыша.
   - Давненько.
   - Кликать-то тебя как?
   -  Кличут Молчаном, -  заулыбался в ответ продавец, разговорчивостью явно не соответствуя своему имени.
    - В Царьград  ведаешь, как дорога идеть? – спросил Олег.
  - К Царьграду идти надо от Киева  по Днепру на полдень, потома через Понт-море, оное же и Русское море под звездами иль по солнцу. Дале можно аж до Рима дойти, - сказал купец. – Токмо  я давненько туды не хаживал.
 - А сюды как дошел?
- Сюды  тожа от Киева шёл  вверх на полночь по Днепру, а тама по мелким рекам, дале через волок до Ловати и по Ловати в Ильмень-озеро. А из него течет Волхов…
- Дале Ладоги бывал? – остановил словоохотливого купца Олег.
  - Тебе и толкую, - удивленно продолжал купец. - Дале по Волхову в озерцо  Нево, из того озерца ведет устье в море Варяжское, а потому морю путь до самого Риму. Оттель к Царьграду,  от Царьграда  в Понт-море, в кое втекаит Непра.
   - Стало быть, в Киеве живёшь? – спросил Олег.
  - Стало быть, у Киеве, - согласился продавец. -  Спытай купца Молчана, всякий до меня дорогу укажить.
   - Кто там княжит?
   - Дирос Эллинский.
   - Должно  -  грек?
      Молчан задумался.
   - Шо бы ты понял, я издалече сказ начну. Было время, водил нас прежний князь на Царьград, и ставили мы на место греков-ромеев. А на четвертой  године посля  того похода случился у нас неурожай, и мор был велик и  стали мы сирыми, да нищими. Пришли  греки до нас и отобрали  край Сурожский, много тады народу и в ваш край перебралися. Даже хотели окрестить нас по вере своей, штобы мы забыли богов наших  и к ним оборотилися, а они дань стричь  могли с нас, как пастыри, обирающие край наш. Но воспротивились оставшиеся, однако, из-за усобиц и раздору всё ж таки князя  своего они нам дали, хотя и славянского роду, токмо из Грецколани. Вот такая правь  была. - Купец открыто взглянул в глаза Олегу.
  -  Добре, -  закивал тот в ответ. - То нам след знать. Давай готовь товар  свой.
   - А че спытывал про дорогу-то?  - спросил Молчан.
   - То и спытывал, шо бы проведать - не брешешь ли ты, як пес у подворье. С мечами твоими нам много чего хлебнуть придётся, и товар треба дюже добрый.
   - Ось  што, - проронил купец.
    В крепость все члены  свиты, включая Дубраву и Ефанду, вернулись загруженные покупками. Рюрик довольно улыбался, по-хозяйски осматривая  товар от хорошо запечатанных кувшинов с виноградным  вином до булатных мечей в отделанных серебром и золотом ножнах. У дружины до этого были по большей части франкские мечи, а те уступали русскому оружию -  не каждый из них мог сослужить добрую службу, особенно в морозную погоду.
  Один Дедила удовольствия не проявил, а хмуро, как бы вскользь заметил Рюрику:
  - Дюже щедро, ты княже, купцов одарил, так никакой казны  не хватит.
   Рюрик всего на мгновение задумался и недовольно произнёс:
 - Будешь полюдье боле собирать. По две чёрны куне с дыму велю брать, а для сбора варягов возьми, пошто им зазря трапезничать.
   - Так без Вече не можно таку справу зачать, -  заметил  Дедила.
  -  Князю перечишь! – не ожидая такого ответа, вскричал Рюрик и схватился за рукоять меча.
  Дедила, потрясая жиденькой бороденкой, обратил свой взгляд к более рассудительному Олегу, но тот за спиною Рюрика только развел руками.

*Мир вам (исламское приветств.). **И вам мир (исламское приветств.).


Рецензии
Высшие местечковые деятели Ислама от меня неподалёку, но очень заняты ..........
Конечно на их языках это звучит иначе не уверен что перезвонят я пытался уточнить-никак не берут трубки ..

Чаще начинают Бималла Рахман Рахим .
(Во имя Аллаха Всевышенго и милосердного!

Нигде не слышал что бы встречу начали с переводимой с их языка фразы Мир Вам?

------------Но с тех пор столько веков прошло кто знает как было тогда они тогда ещё наверное были язычниками потом их затянули в исламизм многих не берусь ничего утверждать надо проверять по книгам и архивам справки интернета слишком -----------часто врут как и ново лепленные их историки!
Рассказ интересен ,но насчёт исламистов это вопрос это древняя культура разбитая на традиции разных нации турки это одно татары другое, а башкиры одно время враждовали с татарами не пускали их на заседания республиканского масштаба считали что они не достойны в прочем давно забыть пора и не мотать нервы внутренними болезнями державы мы не уполномочены их теперь замечать .......

Игорь Степанов-Аврорин   17.12.2022 18:01     Заявить о нарушении
Говорить об этом можно до бесконечности. Но автор, на мой взгляд, тоже имеет право на свое понимание из тысяч толкований, выбирать своё.

Александр Гусаров Бел   18.12.2022 13:03   Заявить о нарушении