Размышления о Божественной Литургии Н. В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь - известный писатель. Произведения его проходят ещё в школе. Но мало кто знает, что он был ревностным христианином. Небольшая брошюра писателя "Размышления о Божественной Литургии" посвящена его мыслям и переживаниям во время самой важной церковной службы. Выдержки из неё предлагаем вашему вниманию. Может быть, кому - то они будут интересны и полезны.

Проскомидия
Божественная Литургия - вечное повторение великого подвига любви, который совершился ради нас. Это стоит помнить тем, кто совершает её, и кто молится во время неё.

Священник, совершающий Литургию, должен с вечера готовиться : трезвиться, не допускать злобы или обиды на кого-либо, неудовольствия.

Войдя в храм, священник и диакон, кладут поклоны, целуют иконы, читают входные молитвы, испрашивают прощения у всех присутствующих. Затем входят в алтарь, кладут земные поклоны перед Престолом. Надевают священные одежды, омывают руки.

Священник даёт возглас, начинают читать часы. Это - собрание псалмов и молитв, которые читались христианами в самое важное время. В первый час начинается утро, в третий сошёл Святой Дух на апостолов, в шестой Христа пригвоздили ко кресту, в девятый Он испустил дух на кресте.

Проскомидия - воспоминание рождества Спасителя. У жертвенника иерей берет одну просфору затем, чтобы изъять из неё часть, которая станет потом Телом Христовым. Этим знаменуется изъятие плоти Христа от плоти Девы.

И приподнимает копием вынутую часть, произнося :"Яко вземлется от земли живот Его". И начертывает крестовидно, во знамение крестной смерти Его, на нем знак жертвоприношения, по которому он потом раздробится во время священнодействия.

Обратив хлеб печатью вниз, водружает копье в правый бок, напоминая прободение ребра Спасителева...

Литургия оглашенных
Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных.

Она соответствует жизни Христа среди людей. После возгласа священника и мирной ектении поются антифоны.

Это - песни, выбранные из псалмов, пророчески изобразующие пришествие в мир Спасителя. После них хор поёт Заповеди блаженства. Открываются Царские врата, как бы врата самого Царствия Небесного, и глазам собравшихся предстаёт сияющий Престол, как селение Божией славы.

Священник берет с Престола Евангелие и несёт боковыми дверями, в воспоминание того, как в первые времена выносились книги для чтения в храме.

Прихожане взирают на Евангелие, как на самого Христа, впервые вышедшего на проповедь...

По окончании пения тропарей наступает время Трисвятого пения. Вторя клиросу, священник трижды повергается пред Престолом, а затем отходит на Горнее место. как бы во глубину Боговедения, откуда истекла нам Тайна Всесвятой Троицы...

После чтения Евангелия раньше полагалась проповедь, объясняющая его, но, поскольку эта традиция ушла, проповедь переносится на конец Литургии.

Диакон, подобно ангелу, выходит на амвон и побуждает всех на молитву :"Рцем вси"...

Трижды возглашает диакон:"оглашенные, изыдите!". От слов этих содрогаются все, чувствующие свое недостоинство.

Начинается Литургия верных.

Литургия верных
Иерей втайне молится, припадая к Престолу:"никто из связавшихся чувственными пожеланиями и наслаждениями недостоин приступать к Тебе, или приближаться, или служить Тебе, Царю Славы...."

Царские врата раскрываются на середине молитвы, так что иерей видится ещё с поднятыми руками. Диакон кадит присутствующих, чтобы все вспомнили, что им нужно стать чистыми херувимами для поднятия Господа.

Существовал ранее обычай: нового императора выносить к народу на щитах под осенением множества склоненных перед ним копий. Песнь эту сочинил сам император, упавший в прах со всем своим земным величием пред величием Царя всех, копьеносимого Херувимами и легионами небесных сил.

При пении Херувимской песни, подобясь Небесным силам, выступает торжественный ход, называемый великим выходом. При виде Царя всех, несомого в смиренном виде агнца, лежащего на дискосе, как бы на щите, окруженного орудиями земных страданий, как бы копьями невидимых воинств, все приклоняют свои главы и молятся словами разбойника :"помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем"...

Стоя на амвоне, диакон, как было у первых христиан, призывает всех ко взаимной любви, словами :"возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы"...

Хор подхватывает продолжение :"Отца и Сына и Святаго Духа.. ", возвещая, что не полюбив друг друга, нельзя полюбить Того, Кто весь одна любовь, полная, совершенная...

Раньше все присутствующие на этом моменте обнимались и лобызались, произнося :" Христос посреди нас", отвечая :"и есть, и будет"...

Центр Литургии
Диакон произносит древнее возглашение :"двери, двери!",ранее относившееся к привратникам, стоявшим у дверей, чтобы никто из язычников не ворвался в церковь, ныне же обращаемое к самим предстоящим, чтобы берегли двери сердец своих, где уже поселилась любовь, и не ворвался бы туда враг любви.

Диакон призывает к слушанию словами :"премудростию вонмем". Певцы поют выразительно и громко :"верую во Единого Бога Отца..."

"Станем добре, станем со страхом", т. е. станем как прилично человеку предстать перед Богом, с трепетом, со страхом и в то же время с дерзновением духа, без которого нельзя вознестись к Богу. Хор поёт :"милость мира, жертву хваления ". Раньше был обычай приносить в это время елей, знаменующий всякое умягчение. В греческом языке "елей" и "милость" тождественны.

Приступая к совершению Тайной Вечери, иерей посылает из алтаря к народу благовествующее возглашение. И алтарь, изображающий вертеп, теперь уже горница, в которой была уготована вечеря.

Напоминая о Спасителе благодарившем, по возведении очей горе возглашает иерей :"благодарим Господа".

Победную песнь, которую слышали в святых видениях своих пророки, подхватывает лик певцов, унося мысли молящихся к небесам и заставляя их вместе с Серафимами повторять :"Свят, свят, свят, Господь Саваоф"... "Осанна в Вышних, благословен Грядый во имя Господне". Ибо Господь готовится войти в храм, как в таинственный Иерусалим.

Алтарь - уже не горница Тайной Вечери, Престол не трапеза, он уже жертвенник, на котором приносится страшная жертва за весь мир - Голгофа. Эта минута есть минута и жертвоприношения, и напоминание всякому о жертве Творцу.

И наступает верховнейшая минута всей Литургии - пресуществление. Словом вызвано Вечное Слово. Иерей, имея глагол вместо меча, совершил заклание. И вечно совершает Он его в лице Своих иереев.

На Престоле - не образ, не вид, а Само Тело Господне. То самое Тело, которое страдало на земле, терпело заушения, было оплевано, распято, погребено, воскресло, вознеслось и сидит одесную Отца. Вид хлеба сохраняет оно только затем, чтобы быть снедью человеку.
Горя желанием Бога, сложив руки крестом на груди, один за другим подступают к иерею и, преклоняя главу, повторяет всяк в себе исповедание Распятого. Приступают не как к иерею, но как к самому огненному Серафиму, готовясь принять со святой ложки огнепальный угль святаго Тела и Крови Господа, который должен в нем попалить чёрный дрязг его прегрешений, превратив его самого в просветленного Серафима.

В этой минуте нет времени, и ничем не отличается она от самой вечности, ибо в ней пребывает Тот, Кто есть начало вечности.

Раньше Тело Христово раздавали в руки каждому, но потом люди начали употреблять Его не по назначению, а для исполнения магических обрядов или просто крошили по пути. Тогда святой Иоанн Златоуст ввёл обычай раздавать святое Причастие ложкой.

Испив из Чаши, священник выносит из алтаря просфоры, из которых были вынуты частицы, и раздаёт народу. Раньше святой хлеб вкушали все в храме, когда все были святы, но со временем трапезы любви пришлось отменить из-за пустых разговоров, раздоров, страстей, обид.

Каждый, причастившись, выходит из храма, неся частицу Любви, в мир, к своим сродникам, в свои дома, чтобы делая что - либо, освящать дело и всех вокруг.


Рецензии