Фильм Дуэлянт русский дворянский стимпанк

Российский исторический фильм «Дуэлянт» снял в 2016 году режиссёр Алексей Мизгарёв по заказу кинокомпании Columbia Pictures. Мировая премьера фильма состоялась 9 сентября 2016 года. В российский кинопрокат картина вышла 29 сентября 2016 года. Это третий российский фильм в формате IMAX. Показ фильма «Дуэлянт» входил в официальную программу кинофестиваля в Торонто 2016 года. В фильме снялись такие известные российские актёры как Пётр Фёдоров, Владимир Машков, Сергей Гармаш. Фильм провалился в прокате. Однако, получил несколько премий «Золотой орёл» и «Ника».
Действие происходит в Санкт-Петербурге 1860 года. Отставной офицер Пётр Яковлев стреляется за деньги на дуэлях, по договоренности представляя одного из противников. Российский дуэльный кодекс позволяет замену дуэлянта. Его секундант — немецкий барон с искусственными драгоценными зубами, главный организатор поединков. Все участники происшествий — известные в городе бретёры — оказываются кредиторами загадочного графа Беклемишева, фаворита великой княгини Александры Иосифовны. Новое увлечение графа — богатая наследница княжеского рода Тучковых. Её брат думает, что Беклемишев — обычный мошенник и соблазнитель. Юноша становится на пути у этого влиятельного господина.
Фильм «Дуэлянт» по своей стилистике близок к эстетике стимпанка – свинцовое небо, дождь и сырость на улицах, мрачные подворотни, каналы, готическая архитектура и жестокие нравы как среди обитателей трущоб, так и богатых вельмож, дворян. Справедливо будет отнести фильм не к историческим, а, в своём роде, фантазийным произведениям. Многие вещи в фильме показаны под своим углом. В реальной царской России дуэльный кодекс был собранием неписанных правил, а не официальным нормативным документом. Вместе с тем, фильм поднимает тему дворянской и офицерской чести, что является частью вопроса о репутации человека в обществе. Нам, современным людям, обычай дуэлей выглядит чрезмерно жестоким и варварским. Мы знаем ещё со школы, что из-за дуэлей оборвались жизни русских поэтов А. С. Пушкина и М. Ю Лермонтова. Дуэли связаны с институтом дворянской чести. Речь идёт о том, что среди привилегированных сословий (в том числе и русских дворян) оскорбление полагалось смывать кровью, пусть даже и малой или первой. В особых случаях полагалось убивать обидчика даже ценой своей жизни (т. Н. «стрельба через платок»). Обычай дуэлей можно связать с рыцарскими турнирами. А также более ранними обычаями судебных поединков, что являлось разновидностью ордалий, «суда Божьего». Например, в «Салической правде» Франкского королевства был такой судебный ритуал, при котором нужно было вынуть кольцо из кипящего котла. Затем по тому, насколько быстро заживёт ожёг, судили виновен ли человек или нет. Судебный поединок длительное время существовал и в средневековой Руси в виде так называемого «поля». Правила судебного поединка были урегулированы в Псковский судной грамоте. В частности, если одной из сторон тяжбы является женщина, ребёнок, подросток, калека, священник или старик, то она может выставить вместо себя нанятого бойца. Таким, по сути, наёмным дуэлянтом и был Колычев.
На мой взгляд, фильм «Дуэлянт» очень даже не плох. Мне понравилась режиссёрская и операторская работа, актёрская игра. Это один из тех российских фильмов 21 века, которые могут называться замечательными, высококлассными в этом плане. Вмести с тем, стоит не забывать, что это не исторический фильм в полном смысле этого понятия, а фантазия, имеющая черты стимпанковского комикса. Например, то, что главный герой – заговорённый камчатской шаманкой, придаёт фильму сказочный элемент. Иначе не объяснимо его феноменальное везение в опасных ситуациях. Режиссёр решил, несомненно, снять нечто очень стильное, поработать с атмосферой, цветом, тонами, красками. Разумеется, в фильме есть и свои минусы, пробелы. Во-первых, фильм может из-за своей неторопливости действия картины и крупных планов многим покажется чрезмерно камерным и даже артхаусным. Несмотря на то, что фильм не презентуется как артхаус (наподобие фильмов А. Тарковского), а как жанровое кино. Во-вторых, не все эротические моменты в фильме выглядят уместными (что уже отметили как российские, так и зарубежные кинокритики). Например, любовная сцена в карете на оживлённой улице. Что этим хотел выразить режиссёр? Ну и, разумеется, хотелось бы чтобы полнее, а не общими мазками, нам раскрыли прошлое Колычева и Беклемишева. Зрителю приходится самому догадываться кем они были до конфликта, какая среда их сформировала. Мы видим только конфликт антигероя со злодеем. А хотелось бы, чтобы они были объёмнее и насыщеннее как личности. Однако, эти изъяны не уменьшают общих художественных достоинств произведения.   


Рецензии