Прогулка в горах из серии Под крылом ангела

14. Прогулка в горах Тянь Шаня
    В шестьдесят восьмом году,  прошлого столетия, мне военному строителю, старшему лейтенанту, неожиданно вдруг улыбнулась фортуна, а скорее повезло, потому, что я по молодости будучи начальником строительно-монтажного участка, подсуетился и  ввел в эксплуатацию досрочно, очень даже важный объект на  участке ПВО  порученный   нашему УНР. Так  ли это, не знаю.  Но случилось. Мне был разрешен отпуск. 
     Почему я делаю такую оговорку насчет везучести? А потому, что несколько  лет назад до этого случая,  меня не пустили в очередной отпуск в октябре даже на собственную свадьбу, ввиду моей «незаменимости» при сдаче очередного объекта. И свадьбу пришлось отложить до января. А в январе мой медовый месяц ограничили в связи с производственной необходимостью десятью днями и отозвали из отпуска. 
      До сих пор мы с супругой , прожив вместе  почти шестьдесят лет в любви и согласии, не можем без улыбки вспоминать,  как вечером 30 декабря  1963 года  веселые кассирши всех аэропортов  Москвы искали  мне билет до Челябинска.  С хохотом по диспетчерской связи искали билет незадачливому лейтенанту, которого только, что выпустили из лесу в отпуск,  и он  опаздывал на собственную свадьбу в Челябинск, которая должна состоятся 31 декабря.  Потом во Внуково к кассе, где дежурили смышленые и отзывчивые девушки, которые отыскали  и забронировали мне нужный билет, приходили сотрудники аэропорта специально  посмотреть на такого счастливого меня.
      И вот теперь  у нас появилась сказочная  возможность оплачиваемого проезда всей семьей к месту отпуска в августе.  А таким местом мы выбрали благодаря отзывчивости и доверчивости   моей супруги  Нины, которая в поезде, возвращаясь из отчетной командировки, одолжила незнакомому нуждающемуся человеку небольшие деньги и, который позднее, по адресу их вернул с рекомендацией,  съездить нам всей семьей отдохнуть на озеро   Иссык-Куль.
       Должен отметить, что в первую треть, моей  офицерской службы, как и моим сослуживцам, получить, видимо благодаря  молодости, путевку в санаторий было весьма проблематично. Если же путевка выделялась, то, как правило, только одиночная и в основном поздней осенью или зимой. Основной причиной, кроме дефицита путевок, было , конечно и здоровье, на которое в молодом возрасте, как известно, не жалуются.
    Поэтому и одновременно благодаря этому, мы в молодые годы в основном пользовались туристическими путевками и увидели благодаря  туристским маршрутам, изумительные края нашей необъятной Родины.  Эльбрус и Приэльбрусье с туристской базой Министерства обороны Терскол - около десяти раз,  В том числе и освоение горно -лыжных спусков с Чагета и Эльбруса начиная с 42 летнего возраста. Карелия,  шлюпочные переходы по системе рек и озер Вуокса - три раза, путешествия на плотах по реке Гауя в Латвии, горные перевалы Главного Кавказского хребта, озеро  Иссык-Куль, Балхаш, Камчатка, Западная Сибирь, Южный Урал, Кавказ, Золотое кольцо, Соловки,  Крым и разумеется просторы Западной Сибири, а также  другие регионы. Постоянным местом приобретения   нашей семьей   путевок,  был  отдел туризма Министерства Обороны, что размещался на Фрунзенской  набережной г. Москвы. Позднее по нашим уже пройденным маршрутам познавали страну наши дети с внуками.
    Итак, Мы едем в августе на горное озеро Иссык-Куль в Киргизии.  Едем  «дикарями», так как  туристской путевки достать не удалось.  Я уж не говорю о  семейной санаторной путевке  в военный санаторий Тамга на Южном побережье Иссык-куля, в который мы позднее ездили с детьми по семейное путевке. Дети тогда отдыхали в пионерском лагере при санатории.
      По рекомендации добропорядочного  случайного попутчика Нины, который посоветовал нам отдохнуть на Иссык-куле,  остановились на проживание у не молодой пары  пенсионеров в поселке Чолпон-Ата на Северном береу озера у границы с Казахстаном в предгорьях Тянь-Шаня. Сняли угол типа летней мансарды, Питались в соседнем  частном кафе или дома самостоятельно.
     Наши хозяева, одинокие люди в возрасте сошлись жить вместе, чтобы поддерживать друг друга на склоне лет в различных житейских передрягах. Содержали небольшой сборно-щелевой домик с сараем, ишака Яшку с тележкой и крохотный огородик при лачуге Старик много курил, был по характеру добрый и немногословный.  Иногда с друзьями соседями пропускал рюмку другую местной чачи, за что от своей новой жены получал замечания. Похоже, потому, что не приглашал ее на эти мероприятия. Она любила говорить о своем прежнем муже, прапорщике: «Уж он-то меня повозил, уж он-то меня попоил».
    Горное озеро  Иссык- Куль находится на высоте 1700метров над уровнем моря.  Глубина озера достигает более полутора километра,  Размер озера составляет по длине    километров, по ширине  -    километров. Температура воды у поверхности  до 28 градусов.  Вода изумительной чистоты., мало засоленная с голубым оттенком. Прибрежные иловые грязи обладают лечебными свойствами.  Пляжи песчаные или мелко - галечные.
        Особым спросом пользуется рыба «иссык-кульский чебачок». Очень похожа на нашего российского чебачка, только более жирная и нежная и очень хорошо и быстро вялиться на местном высокогорном солнце  В поселке Чалпон - Ата имелась даже своя бригада рыбаков. В какой-то период я даже по причине свободного времени напросился к ним в бригаду ловить рыбу. Во время  рыбалок пришлось почувствовать достаточно сильное  волнение, как при шторме на Черном море. В результате таких рыбалок, мы  увезли с собой около пятнадцати килограммов самостоятельно навяленной на солнце рыбы. К  большому удовольствию наших уральских и московских друзей,  любителей пива.
    У наших хозяев был маленький ослик Яшка с двухколёсной тележкой на резиновом ходу.  Он помогал старику в различных хозяйственно - бытовых вопросах, а также за умеренную плату возил соседям различные грузы и продукты на рынок и с огородов домой. С нами в эту поездку в отпуск ездила дочка Лена.  Ей тогда было  пять лет и Яшка очень любил общаться с ней и позволял ей даже управлять повозкой. Она ухаживала за ним, поила и кормила, иногда угощала  своими сладостями. Пыталась даже купать его в озере, когда на тележке ездили за водой.  При этом Яшка недовольно, но терпеливо фыркал и даже подавал свой своеобразный для слуха голос.
-  Нина! Завтра у рыбаков парко-хозяйственный день. Будут приводить в порядок свои сети, лодки, подвесные моторы, спецодежду, рыболовецкий инвентарь и спасательные средства.  В море не выходим, поэтому у меня тоже  выходной день. Какие будут предложения по организации отдыха на завтрашний день? -  уплетая очередную партию вкуснейших шашлыков из баранины в местном кафе, спросил я Нину и Лену.
-  Какие, однако здесь вкусные и нежные шашлыки и главное. дешевле, чем у нас в Ярославле, раза в три. Особенно с местным виноградным вином.
-  Вот именно с вином.  Но здесь шашлыки маленькие, а не большие как у нас.  Зато  дешевле, выражаясь комедийным языком.
-  Давайте вместе подумаем над завтрашним днем. Может, съездим в Пржевальск?  Там есть хороший музей, связанный с путешествиями ученого по средней Азии и в Китай. Правда, ехать туда на местных сельских автобусах без кондиционеров не очень комфортно  и долго. Несколько часов по горной дороге на такой жаре. Лене будет трудно  выдержать   такое.
- Да Нина, О Лене   мы  в в своих планах  забыли.   
- А еще у меня было со дня приезда  желание посмотреть окрестности  Чалпон-Аты.  Пообедать где-нибудь в саду в частном кафе. Нам бы приготовили вкусную рыбу из озера по местному рецепту и угостили необычным местным домашним вином – мечтательно  проговорила  Нина.
-  Из нашего поселка хорошо видны снежные вершины окружающих нас гор. здесь очень высокие горы и на них  всегда лежит снег.  От этого наше голубое озеро кажется обрамленным белыми камнями, как  ожерельем. – вдруг неожиданно вмешалась в наш разговор Лена
-  Как Леночка, ты интересно и красиво сказала. Может, что-то тоже хочешь предложить на завтрашний день.?
 -   Это так красиво! А ниже камни и скалы. А  еще ниже зеленые леса и  горные нарядные многоцветные луга. Ниже  которых, ярко цветут сады и поля с огородами. В некоторых местах снег спускается с гор очень низко.  Было бы здорово в такой жаркий день походить по снегу и поиграть в снежки, как зимой! Очень интересно рассказать бы  об этом в нашем детском садике.- мечтательно и  восторженно рассмеялась Лена от одной только мысли поиграть в снежки в солнечный летний  день.
-  Знаешь, до  этих снежных язычков достаточно далеко.  В горах Лена расстояния обманчивы.  Мы сейчас находимся на высоте  1700 метров над уровнем моря, а снег в горах начинают образовываться на склонах в тенистых ущельях на высоте около 2500 метров.  То есть, подниматься не так уж высоко. Раз Лене хочется поиграть в снежки, давайте развлечемся, а заодно и полюбуемся окрестностями нашего поселка.  Если не очень устанем, и время нам позволит, то попытаемся добраться и до ближайшего снежного язычка. Как   вы обе на это смотрите?
-  Ура! Как здорово мы все придумали! У нас завтра будет самый интересный день!  Я никогда не играла летом в снежки!– запрыгала от радости  Леночка.
-  Можно и попробовать. Остановиться и вернуться назад никогда не поздно. Тогда, выйдем пораньше утром. Сегодня нужно подготовиться к походу.  Я имею в виду подобрать туристскую одежду, обувь и конечно взять с собой еды и воды. Придется захватить  свитера и  куртки.  Здесь жарко, а вверху даже снег не тает.
     В горах может быть дождь и холодный ветер. Особенно  вечером. Кроме того, в горах погода очень переменчива и  всегда непредсказуема. Помнишь, Толя,  при подъеме на Эльбрус, мы ночевали в палатках на «Ледовой базе» на отметке 3800 метров и «Приюте 11» на отметке 4200 метров в спальных, а порой и двойных спальных  мешках  при наружной температуре минус восемнадцать градусов. Мне до сих пор откровенно жаль, что мы тогда не дошли до вершин  Эльбруса.- согласилась и одновременно озаботилась  предстоящим путешествием  Нина.
-  Нинок! Мне тоже.  Ты же помнишь, в каком оптимистичном и здоровом  состоянии мы тогда поднимались на вершину. А утром, когда погода явно благоприятствовала нам, что достаточно редкое явление на Эльбрусе с его капризными снежными шапками, у четырех девушек, в том числе у жены инструктора, началась, видимо от недостатка кислорода,  горная болезнь с эйфорией и истеричными проявлениями. Инструктор Геннадий, как человек  ответственный и знающий непредсказуемость горной болезни, несмотря на наши убеждения,  дальше вверх группу не повел. Даже до приюта «Пастухова» Он побоялся оставить без своего присмотра  заболевших  девушек на «Приюте -11».
     Я  отчетливо  вспомнил нашу первую поездку  в 1965 году   на турбазу Терскол в Баксанском ущелье  на Приэлбрусье.
-  Нина! Ты не забыла,   как мы готовили  еду на маршруте  в   первую, а затем  и вторую  ночевку на этих высокогорных привалах. На ледниках.  В то далекое время мы несли с собой в рюкзаках при подъеме, кроме  палаток и спальных мешков, также посуду, продукты,  сырой картофель и дрова, чтобы  потом сварить на костре в условиях высокогорья себе еду. Кроме очень  романтической обстановки  в  окружении  хаоса  перворожденных скал и ледников, мы  пришли сюда по собственному зову сердца и любопытства и  искали  новые  возможности  для удовлетворения запросов  своей молодой и ищущей души. Не считаясь с трудностями, морозом, разряженным воздухом, усталостью и  отсутствием обыкновенных бытовых условий.
     Мы же тогда жили на турбазе Терскол на высоте 2200 метров в палатках. В августе температура иногда ночью опускалась до минус двух градусов. Основные корпуса и здания базы тогда только строились.
 -  Разве такое забудется. Это  Толя,  теперь у нас с тобой на всю жизнь.   Очень Лена нам, тогда  всем  при продолжительном переходе с постоянным подъемом по леднику с  глубокими и опасными трещинами, хотелось элементарно  поесть, но к нашему большому сожалению,  хотя вода в котелке,     очень  бурлила  и давно кипела, тем не менее  картошка варилось очень медленно, так как на высоте из-за низкого давления температура кипения была  всего около  семидесяти градусов, вместо положенных ста. От этого ее нужно было варить в три раза дольше, чем на равнине. Тогда канатных дорог еще не было, и мы поднимались пешком с огромными рюкзаками от самой базы.
     На следующий день  мы встали пораньше и позавтракав, вначале по берегу  Иссык-куля быстро тронулись в путь. Был солнечный, с утра еще не жаркий день. В горах постоянно чувствуется  жесткое ультрафиолетовое излучение, но ввиду низкой влажности и присутствие огромного озера с чистой водой на такой высоте, жара переноситься сравнительно легко.  Однако,  чтобы не обжечь кожу, нужно было постоянно прикрывать одеждой от солнца  открытые участки тела.
     Пока проходили  поселок, встретили много уже знакомых нам доброжелательных местных жителей, которые приветливо улыбались, здоровались с нами и интересовались, куда мы так рано идем.  Когда Лена им говорили, что мы идем к леднику поиграть в снежки, они, глядя на наши шорты и майки,  очень этому удивлялись и озабоченно  предупреждали нас, что в горах, где лежит снег, очень холодно и до снега идти далеко. Причем туда дороги нет и придется, идти по гористой местности.
        Пройдя по проселочной щебеночной, без асфальтового покрытия,  дороге огороды и сады, мы  незаметно поднимаясь  вверх оказались в удивительно красивой и разноцветной зоне альпийских лугов.  Теперь  дорога проходила в предгорьях по цветному ковру из полевых душистых цветов.  Это было, какое-то волшебство и буйство красок и запахов.
    Именно здесь с нами произошло первое неожиданное происшествие, которое всех очень развеселило.  Кроме меня, так как оно коснулось только меня самым непредсказуемым образом.
-  Папа! Что это там возле деревьев за маленькие игрушечные, такие красивые домики? – вдруг спросила  Лена.
-  Где?
=  Ты не туда смотришь.  Вон впереди за тем не большим  озером  слева от нашей дороги.
-  Да, это же пасека! – присмотревшись, понял я, о каких домиках  спрашивает Лена – Домики, это ульи, в которых живут пчелы.  Их хозяин - пчеловод летом вывозить в места, где много цветов, чтобы пчелы могли собрать по больше душистого меда. В зависимости от того, какое растение в это время цветет и мед называют по разному, липовый, гречишный, цветочный и т. д. Когда  растения и деревья отцветут, пчеловод с пасекой переезжает в другое место, где зацветут новые растения. Осенью он с ульями полными меда  вернется домой, чтобы выкачать весь собранный пчелами мед и раздать или продать друзьям и другим людям. Кому нужно.
-  А вот и первая разведчица с той пасеки – заметил я, увидев над собой пчелу. - Сейчас она по их беспроводной связи подаст остальным пчелам нужный сигнал.  Вы их не бойтесь, они  не агрессивны, если вы не будете делать резких движений и нападать на них.
    Но бояться, как оказалось позже, нужно было мне самому. По необъяснимой  до сих пор причине, видимо по сигналу первой пчелы, к нам стали быстро слетаться новые пчелы. Может, от нас исходил  какой-то завлекающий их запах.  Как оказалось, чуть позже, их конкретно интересовал я.  На  Нину и Леночку, идущих со мной рядом,  они не обращали никакого внимания, а сосредоточились лишь на моей персоне.  Через несколько минут вокруг меня уже кружил целый рой пчел с пока непонятными для меня целями, но тревожащими меня намерениями.
-  Вот, видите, какой я у вас сладкий.  Все пчелы летят только ко мне.
- Мама,  посмотри! И правда!  Все пчелы летают только над папой.  Между прочим, их уже собралось  много. Они его не ужалят.  Я боюсь!
   Я терпеливо выносил такое непрошенное внимание пчел ко мне.  Конечно, не без опаски.  Как знать, что может придти в маленькую головку этим летающим насекомым с серьезным ядовитым жалом в следующую минуту. Мои опасения, к сожалению оправдались.  Одна из пчел запуталась в моих волосах. Виновным в  этом, она, видимо  посчитала меня и долго не раздумывая,  ужалила меня в плечо.  Этот укол спровоцировал мои дальнейшие  панические действия.
      С воплями, махая руками от пчел, я побежал вперед.  Рой пчел только этого и ждал.  С угрожающим жужжанием  пчелы  кинулись за мной. Нина с Леной от неожиданности остановились и глядя на бегущего, орущего  и размахивающего руками по дороге   меня,  начали хохотать.   Мне в это время, разумеется,  было не до смеха. Очень сожалел, что на мне в эту критическую минуту, кроме кроссовок и шорт, другой одежды не было. Я перед маленькими пчелами с их колючими ядовитыми жалами был беззащитный.
        Вспомнилось, как в детские годы мы разоряли камнями гнездо шершней в дупле   старой липы. Этим мы страшно разозлили их и они кинулись всем семейством на нас. Шершни достигают размером до  шести сантиметров и соответственно их укол много  больнее,  чему пчел. А несколько уколов приводили к большому отравлению их ядом организма и нарушению здоровья. Тогда мы спаслись от них,  нырнув с головой в болото.
    Это воспоминание из детства, пока я пытался  безуспешно убежать от пчел, подсказало мне выход и в этот раз.  Я как раз пробегал мимо небольшого озерца. Побросав на дороге сумку с продуктами и рюкзак с одеждой, я не сбавляя скорости,   прыгнул с головой в воду и затаился. Вода была теплая. Когда я вынырнул, чтобы вздохнуть воздуха, в надежде, что пчелы улетели, то первое, что увидел, это все еще хохочущих,  Нину и Лену. К моему ужасу пчелы никуда не улетели и ждали меня, летая над водой. Они тут же шустро сгруппировались и направились, к моей  торчащей над водой голове. Не теряя времени, я сорвал две камышины, взял их в зубы и снова ушел под воду.  Теперь я мог достаточно долго сидеть под водой и дышать через стебли камыша.
     Услышав крики  Лены, я вынырнул.  Пчелы в этот раз потеряли меня. Похоже, подумали, что я утонул,  и улетели на пасеку. До сих пор не пойму, почему они так настойчиво и агрессивно гонялись за мной.  Может,  пока человеком не изученная генная связь поколений живых существ,  напомнила им о наших детских озорных набегах с друзьями на пчелиные гнезда их диких предков,  в поисках  с конфискацией меда.
     Понемногу все успокоились, и наше путешествие продолжилось.  Но от происшедшей встречи с пчелами и уже обеденного времени, все решили вначале перекусить. После обеда наше настроение поднялось и мы с песнями энергично направились к видневшемуся  впереди, наиболее близкому язычку снега.  Для этого нам пришлось свернуть с проселочной дороги и пойти по естественному горному склону, поросшему травой, кустарниками и колючками.
       Через  полтора два часа такой ходьбы, растительность закончилась, и мы вышли в зону  голых камней, щебня и песка. Кое-где пробивались мхи и лишайники.  Температура воздуха заметно понизилась. Стало холодно. Особенно когда сверху с ледников дул ветер.  Нам пришлось надеть свитера, а затем и куртки, взятые предусмотрительно с собой  Ниной.
    И вот, наконец-то мы у цели нашего путешествия.  Мы стоим в яркий солнечный  летний день на снежной поляне.. У Леночки от возбуждения сверкали глаза. Она попросила нас сыграть с ней в снежки, а меня сфотографировать ее.  Для этого она неожиданно для нас быстро сняла с себя всю верхнюю одежду и осталась только в купальнике. Нам тоже пришлось раздеться. Было очень даже прохладно, весело и смешно.  Для того, чтобы побегать в догонялки на снегу, поиграть в снежки и поваляться на снегу нам хватило несколько минут. Мы пофотографировались на фоне скал и возвышающихся над нами ледников и окончательно озябнув, стали быстро одеваться и собираться в обратную дорогу.
    Оказывается, солнце незаметно для нас уже давно перешло свой зенит и день, быстрее, чем мы думали, готовился стать вечером.  Ночь в горах всегда наступала внезапно, без равнинных сумерек и бывает обычно  очень темной. Возвращаться домой нам было еще очень далеко и мы заторопились поскорее выйти на дорогу.  Даже местами стали срезать на склонах наш маршрут. Идти в темноте в незнакомых горах очень даже опасно.  Было видно, что  Нина  и особенно Лена  устали. Солнце уже сильно склонилось на запад и приближалась к  главному горному хребту, за которым должно было скрыться. Похоже, что мы плохо просчитали свой поход по времени и ошиблись с определением  расстояния до ледника. Вспомнили предупреждение местных жителей утром в поселке, что до ледников  далеко. Наконец мы вышли на дорогу и здесь неожиданно, встретились с караваном, идущим из поселка  в горы.
      Караван состоял из двух тяжело  нагруженных верблюдов, трех верховых лошадей и  несколько ишаков.  Все животные были  навьючены поклажей. На переднем верблюде сидел старый киргиз, на двух лошадях двое подростков, а впереди ишаков шла женщина средних лет и вела за веревку переднего ишака.  Остальные ишаки были привязаны друг за друга.  Увидев нас, женщина что-то    громко крикнула  на  киргизском языке и караван остановился.  Она подошла к нам и заговорила с Ниной.
     Женщина была одета в длинный теплый халат темного  цвета, свободные шаровары, зеленоватый платок на плечах и узконосые ботинки или туфли ручной работы на мягкой подошве. На пальцах рук были несколько золотистых колец и ожерелье в виде цепочки из желтого металлы с маленьким колье в виде полумесяца на шее.
-  Здравствуйте!  - поздоровалась она с нами на чистом русском языке и быстро, но в то же время  внимательно с доброй улыбкой посмотрела на каждого из нас – Вы, наверное,  приезжие и идете в Чалпон-Ату?
- Добрый вечер! Да мы приехали к Вам из России из города Ярославля. Очень хотелось посмотреть и отдохнуть на озере Иссык-Куль. А живем  здесь действительно в Чалпон – Ате  у  двух  пенсионеров на берегу. Нам все здесь нравиться. – любезно улыбаясь ответила Нина.
-  Мы о вас слышали.  Ваша девочка часто ездит на ишаке с дедом на рынок и с вами на озеро за водой, а ваш муж рыбачит на море с нашими рыбаками. А куда вы так поздно  ходили в горы?  Ваша дочка совсем устала.  По горам ходить тяжело, особенно ребенку.
- Завтра рыбаки не рыбачат, и мы решили посмотреть окрестности поселка. Нашей дочке, Леночке очень захотелось увидеть  летом  настоящий снег и даже поиграть в снежки. Мы согласились ей показать снежный язык ледника.  Вот только это оказалось далеко,   и мы припозднились. У вас здесь в горах очень быстро наступает ночь.
-  Это еще не ночь. Но засветло, мне думается, вы до поселка не успеете дойти. Вы сегодня уже много ходили и конечно устали.  Особенно  ваш ребенок. Через час она уже захочет спать.
-  Да, Вы совершенно правы. Лена очень устала.. Мы как-то действительно не учли особенности жизни и пребывания в горах – озабоченно и расстроено проговорила  Нина.
-  У меня есть к Вам предложение. Раз уж так случилось, что вы встретились нам и вы не успеваете засветло  во время дойти до дома, то я сейчас приглашаю Вас идти  не  в Чалпон –Ату, а  с нами - заботливо предложила  женщина.
=  И куда мы пойдем и кто  вы? – с любопытством и осторожностью  спросила  Нина.
-  Мы местные жители и тоже живем в Чалпон-Ате. Держим свой скот, верблюдов, коней, ишаков, коров и овец. На лето и в теплую погоду осенью и весной, мы уезжаем жить всей семьей вместе со скотом на летние пастбища в альпийские долины гор. Там много травы. Есть вода и все условия для жизни и выращивания животных. В поселке остаются только занятые на службе мужчины  и те кто учиться или работает на производстве.
-  А где вы живете в горах?
-  В юртах. Когда мы уезжаем на джайлоо, так у нас называются летние пастбища, то с собой берем имущество, инвентарь, посуду, продукты  и одежду.  Вообще,  все что нужно для жизни, содержания скота и переработки продуктов животноводства. Между пастбищем и поселком постоянно ходит этот маленький караванчик.  В поселок он везет людей по делам и продукты животноводства, а из поселка тоже людей и продукты и вещи которые нам необходимы, но в горах их нет.
-  Спасибо, что вы так любезно приглашаете нас незнакомых вам людей дойти до вашего стойбища и даже переночевать у Вас? Но мы же вас стесним? Нас три человека. И как мы потом  от вас будем добираться до дому.
-  Места у нас хватит всем.  Люди должны помогать друг другу. Особенно в трудных обстоятельствах. У нас юрты большие, а сейчас на пастбище мало народа.  А завтра утром этот караван пойдет назад в Чалпон-Ату с продуктами, молоком, кумысом, айраном и свежей горной водой. Мы вас отправим с ним. Посмотрите,  как мы живем в юртах на пастбище. В старые времена, когда основным занятием киргизов было скотоводство, люди вообще не имели, как теперь,  домов и квартир, а жили в юртах. В этом тоже есть своя культура обитания, имеющая многовековые традиции и корни.
      За девочку вы не беспокойтесь. Ей у нас будет хорошо и удобно.  Мы же своих детей со дня рождения выращиваем на джайлоо. Вырастают очень здоровые дети. Я думаю, вам будет у нас интересно.  Говорят об этом много. У вас русских есть хорошая пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать ».
-  Нина!  Я думаю, нам нужно поблагодарить хозяйку джайлоо  за приглашение переночевать у них на пастбище и согласится пройти пока светло до их стоянки с караваном.  В связи с поздним временем и нашей усталостью, собственно у нас другого выхода  из сложившейся ситуации и нет. – вступил в разговор я.
-  Да! Мы пойдем с Вами. Спасибо Вам за доброту – поблагодарила Нина хозяйку семьи.
   Наина, так звали нашу спасительницу, достала из вьюка маленькую  стеганную подушечку, привязала ее ремешками впереди вьюка на спину последнего ослика и взяв  под мышки нашу Лену,  усадила на эту подушечку.
-  Садись миленькая и ничего не бойся.  Держись крепче за гриву ишачка.  Теперь он  за тебя отвечает передо мной.  Ты уже устала.  Вот и отдохни немного. Наверное, никогда не каталась верхом на ишачке. Вы тоже не беспокойтесь – обратилась она к нам. – я всех своих детей, а теперь и внуков перевозила вот так по этой дороге. Ишачок смирный, на нем  ей будет хорошо и спокойно. До пастбища уже не далеко. До темноты будем на месте-  женщина опять как при встрече, громко  крикнула что-то по киргизски, взяла за веревку переднего ишака и весь наш обоз тронулся вперед.
    Вот так неожиданно и круто изменился наш образ жизни на ближайшие два дня нашего отдыха на Иссык-куле. Я встал рядом с ишаком со стороны ущелья, на котором  сидела Лена,  чтобы придерживать ее и одновременно успокоить. Но Лена уже привыкла к ишакам и очень даже весело и невозмутимо вела  себя. Нина шла рядом с нами.  Караван медленно начал втягиваться в ущелье и горы, которые нас окружали закрыли солнце.  Сразу стало сумрачнее и прохладнее.  Кроме того, наша дорога постепенно стала сужаться, переходя постепенно в горную  тропу. Слева над нами нависала отвесная горная гряда, а справа дорога, которая превратилась в тропу, обрывалась в пропасть. По  ней можно было пройти только одному  человеку или животному.
       Тропинка была каменистая и местами щебеночная.  Она круто справой стороны обрывалась в пропасть, дно которой терялось глубоко внизу в зарослях кустарника растущего на склонах. Тропинка стала  спускаться вниз.  Мы с Ниной очень серьезно разволновались и даже испугались, когда поняли, что лишены возможности идти рядом с ишаком со стороны пропасти и поддерживать и успокаивать Лену. Очень я боялся, что она может испугаться и запаниковать.  Немного успокаивало нас уверенное поведение на тропе  ослика, который совершенно без боязни, очень даже спокойно и невозмутимо  передвигался по тропе на своих коротких ножках с острыми копытцами. Вести для него на себе Лену было не обременительно. По сравнению с взрослыми седоками, она ему казалась пушинкой.
-  Лена! Не волнуйся и крепко держись за гриву ослика.  Ничего не бойся, мы рядом с тобой.  Не смотри  вниз.  У ишачка очень остренькие копытца, и он идет так уверенно по этой дороге не первый раз – старались мы по очереди успокаивать дочку.
-  А я и не боюсь! Я же крепко держусь за гриву моего ослика.  Впереди нас уже проехало столько людей и прошли даже  кони и верблюды. И тетенька, которая нас пригласила, тоже идет впереди и ведет  наших ишаков.  Вы рядом со мной не идите, тропинка же узкая и посыпанная щебнем.  Можете, поскользнутся. Ваши кроссовки не такие острые как  копытца у моего ослика - получалось, что  больше Лена нас успокаивала.
-  Нам идти осталось совсем немного.  Скоро мы спустимся в долину между гор, где живут пастухи в своих юртах, поужинаем и будем спать в юртах – своими разговорами мы старались отвлечь ее от дороги.
-  Папа! Почему тот верблюд, который идет впереди с таким большим грузом, так громко и страшно временами кричит?  В горах его рев отражается много раз.  Мне кажется, от его крика скоро камни могут посыпаться с гор - спросила  Лена нас.
-  Трудно, Леночка понять, почему этот верблюд так громко кричит. Меня тоже это удивляет. Я вообще первый раз слышу,  как ревут верблюды. А верблюжий язык не все понимают.
-  Я тоже не понимаю их язык. Может ему страшно идти впереди по ущелью и тяжело тащить на себе такой огромный вьюк
-  Не думаю, что он кричит  от страха.  Он по этой дороге ходит почти каждый день.  Скорее всего, что он старый и ему тяжело тащить такой груз, и на нем еще сидит мужчина пастух. А может от того, что  уже поздно и он просто, хочет есть и спать.  Ему же завтра, снова идти с грузом обратно по этой дороге.  Ему надоело тащить такой груз и такая жизнь, вот он  от этого и возмущается             и так громко кричит на людей. А ты не проголодалась?
-  Да, я тоже, как верблюд, захотела есть
-  Немного потерпи и только не кричи, как верблюд. Не пугай нас. Сейчас придем на место и поужинаем.  В дороге есть не будем,  так как тут неудобно и тесно и, чтобы не поперхнутся.
-  Хорошо. Я потерплю – спокойно ответила  Лена и ее спокойствие передалось нам
    В ущелье уже стало смеркаться и тут вдруг за очередным поворотом, горы расступились, и перед нами открылась светлая широкая и зеленая от лугов и стройных елей, деревьев и кустов, залитая закатным солнечным светом, долина.  Внизу протекал ручей, на берегу которого, стояли три ярко светлые с красным  юрты и еще какие-то небольшие постройки.  Это было  джайлоо. Тропинка снова перешла в просторную  дорогу и наши опасения исчезли.
      Мы с облегчением подошли к Лениному ишачку с двух сторон и все трое стали с интересом и любопытством, спускаясь вниз, изучать и рассматривать новый для нас мир. Возле юрт виднелись несколько человек, в том числе двое детей. Вдали на склонах горы паслась отара местных длинношерстных мохнатых  баранов и овец, а также несколько красно-белых коров. Рядом с ними находился  подросток верхом на коне и большая черная с белыми пятнами собака.
      Когда мы спустились вниз к юртам к нам подошла Наина и обняв Лену, с улыбкой спросила:
-   Как вы доехала?  Не страшно было?
-   Немного страшно, когда ехали по узкой тропинке по краю пропасти.  Но ваш ослик очень храбрый и перемещается в горах как опытный альпинист.  У него такие острые копытца, как у альпинистов когти.  Он даже не разу не оступился на такой каменистой дороге - откровенно рассказала о дороге  Лена.
-  Ты тоже молодец. Я видела, что ты  не струсила, даже когда твой папа оставил тебе с осликом без страховки одну, и очень крепко держалась за гриву ослика. В этом месте тропа очень узкая.  Вдвоем рядом пройти было невозможно. Наверное, очень проголодалась?
- Да. Мама мне сказала, что ужинать будем, когда приедем на место. А ваш верблюд так страшно кричал , когда проходили пропасть от страха или тоже  потому что хочет есть?
- Наш верблюд уже старый и очень устал.  Он же каждый день ходит по этой тропе туда и обратно и возит на себе наиболее тяжелые грузы.  Завтра утром снова поедет обратно повезет в поселок молоко, овощи, родниковую воду и другие грузы. Отдохнуть ему никак не можем выбрать время.  Поэтому он сердиться и ругает нас.
-  Я думала, что от его громкого крика начнут падать с гор камни.
-  Выдумщица ты, Лена . Пока  мы готовим ужин, вы с дороги попейте  охлажденный в горном ручье айран, Он очень освежает и придает бодрости после напряженной дороги. Сейчас вам его наши дети принесут в пиалах. Заодно вы с ними и познакомитесь.
-  А что такое айран? – за всех нас спросила Лена.
=  Айраном у нас в Киргизии называют обычное сквашенное коровье молоко, разбавленное холодной водой из горного ручья. Вдали  перед нами в конце долины на зеленых склонах лугов пасутся наши коровы.  Мы их доим.  Из части молока делаем сливки и масло, а также употребляем в пищу и поим молодых телят. Оставшееся  молоко сквашиваем и храним в бурдюках. Перед тем как пить,  разводим холодной водой. Это очень полезный напиток. Особенно в жаркую погоду.
-  А  бурдюк,  это емкость типа фляги или кастрюли?
-  Да, ты правильно сказала, что бурдюк это емкость.  Он делается из специально обработанной водонепроницаемой кожи,  и представляет из себя, мешок для хранения и перевозки различных жидкостей.  Например, айрана, кумыса, воды, молока и даже вина. С ним очень удобно в путешествии, так как он не разобьется. Бурдюк удобно размещать в поклаже. У него есть специальная горловина с пробкой. Традиция хранения и транспортировка жидкостей в кожаных мешках  у кочевников, пришла к нам из древности.
-  Ну, вот ребята уже принесли вам айран. Попробуйте не спеша, так как он очень холодный. Можете простудится. Потом я вас угощу кумысом
 -  А его как делают?
-  Его делают из молока кобылиц. Обычно, когда родиться жеребенок, он сосет молоко своей матери несколько месяцев, потом, когда он подрастает, у нее молоко заканчивается,   и  она его  прогоняет. После этого он начинает питаться самостоятельно травой и зерном, которое  ему дают люди.  Мы  же кобылиц после рождения жеребенка начинаем доить, как корову, и делаем это около года.  Все это время она дает нам очень вкусное и жирное молоко, из которого мы делаем кумыс, добавляя специальную закваску для брожения.  Кумыс даже обладает хмельным свойством и тоже очень полезен для здоровья человека.
      После того, как мы попили очень вкусный айран и познакомились с детьми пастухов, нам показали юрты и рассказали,  как организована жизнь на джайлоо.
      Очень подробно нам рассказал о юртах уже не молодой киргиз.  Как мы поняли, он здесь являлся старшим пастухом по содержанию животных на пастбище и  организации быта  на стоянке:
-  Юрты являются основой обитания людей в горах и в условиях степного образа жизни.  Кочевая жизнь вызванная постоянной миграцией  животных по мере истощения пастбищ, определила  конструкцию и размеры  юрт.  В основе лежит легкий деревянный каркас, обтянутый шкурами животных, Шкурами также застилается пол. Главным требованием при этом, было простота и быстрота установки в условиях степи и гор, и удобства транспортировки на вьючных животных. Предусматривается  обогрев жилища сложенными из камней, очагам.
- В более позднее время стали устанавливать металлические печи, типа буржуек с набором элементов дымохода Цивилизация и технический прогресс внесли свой  вклад и жизнь и быт кочевников В настоящее время  уже изготовление юрт перевели на промышленную основу с применением металлического или пластикового каркаса и брезентовых, целлофановых или прорезиновых водоустойчивых утепленных чехлов с удобными замковыми креплениями. Такие юрты комплектуются системами обогрева, водоснабжения и электроснабжения с легкими переносными  электрогенераторами.
 -     В настоящее время приготовление еды осуществляется на газовых плитах.  Газ привозим в баллонах. В каждой юрте теперь имеется телевизор и радиоприемник. Все пастбища оснащены радиосвязью.  Основой передвижения в горах по прежнему, являются животные, верблюды, лошади и ослы. Молодежь, правда, уже начала в горах ездить на горных мотоциклах и велосипедах – закончив свой общий рассказ,  мужчина повел нас в юрту, где разместили нас.
      В просторной и нарядной юрте,  пол и стены кроме традиционных шкур были утеплены и украшены коврами местного изготовления. У  стен было много маленьких и больших подушек и лежали  стопками разноцветные теплые одеяла.  Посредине юрты лежала круглая с ярким рисунком  толстая клеенчатая скатерть. Вокруг нее по кругу лежали небольшие высокие подушки для сиденья.  В  юрте имелся телевизор и несколько небольших сундучков у стен,  накрытых небольшими ковриками. На сундучках на белых полотенцах стояла посуда, фарфоровые тарелки, чайники  и пиалы.
     Долина, в которой размещалось стойбище со всех сторон окружали очень высокие горные массивы, которые заканчивались ледниками и снежными шапками. Но эти горы одновременно защищали ее от холодных ветров.  Ниже каменистых склонов на альпийских лугах росла и благоухала богатейшая растительность. На склонах паслись верблюды, лошади, бараны и овцы, коровы, ослы, телята и жеребята.  В легких загончиках держали кур, но они сверху были закрыты сетью от коршунов и орлов.
     Рядом с юртами горел среди камней костер, на котором на треногах с подвесных котелках готовилась еда и подогревался чай.  Две молодые женщины уже подоили коров и на ручном сепараторе установленном на прочном столе отделяли сливки из молока. Рядом  протекал с гор среди камней ручей, берущий начало высоко в горах в ледниках, с очень чистой и холодной водой.  Этот ручей использовали для хранения продуктов, как холодильник.  Из него же брали воду для приготовления пищи и поили скот. Из юрты вышла Наинна. Она взяла в руки подвешенный на ремешке на шее большой  бинокль и   осмотрела склоны гор,  на которых пасся  скот.  Затем достала из кармана  халата рацию и указала по ней пастуху, что у него забрели несколько овец и коз высоко в горы.  Молодой парень, который следил за стадом, тут же вскочил на коня и помчался с собакой повернуть отбившихся от стада животных.
-  А чем вы с мужем занимаетесь?  - спросила она Нину.
-  Муж у меня военный. Офицер.  Военный строитель и поэтому я тоже работаю на стройке. Мы заканчивали один институт  на Урале по специальности инженеры строители.
-  А почему он стал офицером, если закончил гражданский институт?  - удивилась она.
-  Так распределили после окончания института в кадровый состав армии.  Ну, а я естественно поехала с ним. Работаем по специальности, Нравиться.  Но очень много и часто приходиться переезжать.  Не успеем обжиться на новом месте, как снова нужно ехать на другую стройку.  Как вы на  джайлоо. – объяснила и сравнила Нина нашу походную жизнь с их кочевой.
-  Да.  Так жить тяжело и не каждая  семья сможет. Но, зато такая жизнь много разносторонней и интересней.  Вы много видите и у вас много друзей и знакомых. У нас многие молодые ребята проходят воинскую службу военными строителями. После службы возвращаются домой очень повзрослевшими и знающими  мужчинами.
    Что очень важно, так это то, что они приученные к дисциплине и армейскому порядку,  приобретают одновременно за время службы  хорошие навыки по строительному делу и даже строительные специальности.  У нас здесь это очень ценная профессия и везде нужная.  В домашнем хозяйстве это тоже важно.  Готовые женихи приходят. Вон, тот парень, наш племянник, который  в горах  на коне, только весной пришел из армии, а в октябре уже у него будет свадьба.  В армии получил специальность плотника. Собирается себе сам строить дом.
- Поздравляем Вас. Молодые солдаты, обычно приходят служить без строительной специальности, а демобилизуется уже готовыми каменщиками, бетонщиками, сварщиками, сантехниками, водителями или крановщиками. При  военных строительных управлениях и главках  в армии  постоянно работают  курсы по повышению квалификации и школы по обучению солдат и рабочих строительным специальностям.  Кроме того, на наших военных стройках много  инструкторов  и наставников– подтвердила  Нина.
-  Мы тут с вами заговорились и забыли, что наступает ночь. Пойдемте ужинать.   В  юрте  уже   все готово – пригласила нас хозяйка  и повела за собой в юрту.
     Все уселись на ковры или маленькие подушечки на полу вокруг светлой с цветами полотняной  скатерти. Кроме нас и хозяйки  на ужин собрались молчаливый старый киргиз,  который ехал с нами на верблюде, двое, тоже не многословных,  подростков-пастухов, две молодые женщины и двое детей, мальчик и девочка.  На скатерти в центре лежала горка свежеиспеченных  лепешек, на тарелке нарезанная пластиками  домашняя  брынза, соль, сахарница с кусочками сахара, большой заварной фарфоровый чайник с крепким чаем и чайник по  меньше  с коротким носиком со сливками. Перед каждым стояла пустая пиала
     Все взрослые,  в связи уже наступившим прохладным вечером, были одеты в теплые халаты. Дети и парни  в куртки и свитера, Женщины,  в свободных шароварах. Обращала на себя внимания грациозность, с которой сидели  на полу женщины.  Хозяйка сидела в позе, позволяющей ей опереться локтями рук о колени согнутых ног, как на подлокотники кресла, со  стройной вертикально  расположенной  фигурой. Такая поза, как стало понятно позднее, ей была нужна для удобства сервировки  ужина. Также стройно сидели и молодые женщины  на маленьких подушках, но при этом их лежащие на полу, согнутые в коленях ноги были расположены в одну сторону.  Мужчины сидели с согнутыми калачиком ногами.
   Перед началом ужина хозяйка из отдельных керамических кувшинов налила  взрослым    в кружки  кумыс, а детям айран:
-  С приездом в нашу юрту!  Попробуйте кумыс нашего джайлоо.  Думаю, что он вам понравиться.  Он приготовлен здесь в горах из молока  молодых кобылиц и  ледниковой холодной воды из нашего горного ручья.
-  Мы кумыс пьем впервые.  У нас в России его не делают. Спасибо!  Очень он вкусный и нам понравился.  О его полезности мы наслышаны – поблагодарили мы хозяев,  после дегустации этого приятного тонизирующего напитка.
      Затем  Наина стала брать из стопки лепешки,  разрывать  их на части и веерным движением руки виртуозно разбрасывать оторванные куски лепешек на скатерть перед каждым сидящим. Точно также она распределила каждому по два кусочка сахара. Взяв  сильной рукой тяжелый чайник с горячим крепко  заваренным чаем, она каждому налила на одну треть пиалы и уже из маленького чайника добавила в пиалы свежие сливки.  Получился горячий ароматный напиток цвета топленого молока.  Чтобы чай не успел остыть,  пиалу наливали только на треть ее ёмкости. Но затем чай каждому подливали еще несколько раз.
     В течении последующей жизни я, разумеется,  много встречал чая  разных сортов.  В том числе и деликатесных представительских сортов, но такой ароматный и вкусный я встретил только тогда в Киргизии на летнем горном пастбище Джайлоо под Чалпон-Атой. Добиться такого эффекта и вкуса, даже в домашних московских условиях ,мне никогда  не удавалось, Видимо, причина его привлекательности и необычайности, я уж не говорю о полезности человеческому организму, состояла в составе чая  из  трав собранных в горах,  природной чистоты и качества  ледниковой воды из горного ручья и  свежих сливок из молока  коров пасущихся на горных альпийских лугах.  И конечно же, и от доброты, душевности  и чистосердечности  принимаемых нас людей.
      Ужин прошел немногословно. Все устали от прошедшего напряженного  трудового дня. Перекинулись несколькими ознакомительно - представительскими фразами.  Мы семьей после ужина  немного погуляли  по  свежему воздуху в полной темноте, посмотрели на чистое звездное небо на фоне  горевших в ночи белоснежных горных вершин, окаймляющих долину и устроились на ночлег в отведенном нам углу в юрте. Под теплыми одеялами, покрытыми  бараньими шкурами мы быстро заснули от усталости и полноты впечатлений дня. 
     Рано утром нас разбудили уже на завтрак. К этому времени скот  был напоен и отправлен на пастбище.  Закачивали приготовление и погрузку вьюков на верблюдов и лошадей с ишаками. Спешно формировался караван, с которым мы должны отправиться в Чалпон –Ату.  Позавтракали быстро, тем же, что было на ужин.  Торопились  выйти пораньше из лагеря, так как к вечеру всем, кроме нас, нужно было,  до темноты вернутся обратно с продуктами и необходимыми грузами по уже пройденной нами опасной горной тропе.  Верблюд, который снова стоял во главе каравана, по моему, не высказывал особой радости от предстоящего путешествия.  Видимо, снова будет повышать голос во время обратной дороги на своих хозяев.
    Мы с Ниной сердечным чувством подошли и обняли  нашу  спасительницу   Наину.
-  Спасибо  сердечное  Вам и вашей семье за спасение, гостеприимство и доброту. Вы чудесный и отзывчивый человек, как и вся ваша семья. Извините, что доставили вам всем столько хлопот.  Если будет позволять время, при вашей занятости, заходите к нам в гости в Чалпон-Ате.  Мы будем здесь еще неделю.
-  Вы хорошие и интересные люди, особенно  Ваша Леночка. Очень смелая, веселая и общительная девочка. Люди обязаны помогать друг другу.  Сегодня мы  вам помогли, завтра Вы кому –нибудь поможете.  Так и будем делиться друг с другом добром и взаимным уважением.  Я сейчас остаюсь на джайлоо и с караваном не иду. Здесь накопилось много дел. Кроме того, к вечеру ждем гостей из Фрунзе. Надо приготовиться к их встрече.  Поэтому до свидания. Если еще будите у нас в Киргизии, обязательно заходите к нам и приезжайте сюда в горы.  Возьмите от меня маленький подарок  на дорожку -  и  Нпина с улыбкой подала нам бутылку  свежего охлажденного в горном ручье кумыса   Затем, она снова посадила Лену на уже знакомого ей ослика, крепко обняла и поцеловала её и наш караван тронулся в обратный путь.
      Возвращались домой все в очень хорошем настроении по сравнению с вчерашним вечером.  Вчера мы усталые после дневного перехода в горах, спускались в неизвестную нам долину по опасной тропе поздним вечером. Озябшие от холода и вынужденные оставить на узкой тропе на карнизе пропасти на ослике без защиты и страховки дочь Леночку. Мы были совершенно не знакомы  и доверились неизвестным людям.
     Сегодня нам светило и грело нас яркое утреннее солнышко. Мы были отдохнувшие, сытые и согретые теплотой очень душевных людей. Узкая тропа уже не казалась нам такой опасной, и мы чувствовали себя спокойно и в безопасности. На одном из поворотов я увидел возможность снять на тропе Лену на ослике на  фоне открывшегося в перспективе ледника  со снежной вершиной.  Подбирая соответствующий ракурс съемки, я, совершенно не задумываясь, прыгнул с тропы вниз в сторону пропасти на наклонную  щебеночную осыпь, обрывающуюся на карнизе. Формируя кадр съемки через объектив,  я вдруг услышал удивленный Ленин голос:
-  Мама! Посмотри, посмотри!  Наш папа поехал вниз!
-  Я тоже уже почувствовал медленное движение с шуршанием щебеночного основания подо мной в сторону карниза. Молниеносно понимаю, что я своим прыжком нарушил естественное критическое равновесие щебеночной осыпи на крутом склоне, и она потекла вниз, чтобы превратиться после карниза в камнепад.  Разумеется вместе со мной. Держаться было не за что. Заметил в стороне, ниже меня, торчащий из щебеночного потока  большой  неподвижный обломок скалы. Быстро начинаю катиться по движущему щебню в его сторону и успеваю при движении вниз со щебнем,  схватиться  и влезть на него. Откровенно говоря, я даже не успел испугаться.
    Подняв глаза на тропу, первое, что я увидел, это стоящего на тропе молодого парня со стойбища, который замыкал наш караван. Он торопливо снимал с вьюка на ишаке скрученную страховочную веревку и разматывал ее в кольца, чтобы бросить мне. Через несколько минут, я взял брошенный им конец веревки, и поднялся с его помощью на тропу. Запомнил на всю жизнь безмолвное  покачивания головой из стороны в сторону этого парня и его глубоко осуждающий меня взгляд.  Он как бы говорил мне, что в горах нужно всегда чувствовать опасность и не делать непродуманных  поступков.
     Дальше мы двигались без приключений и вскоре  вышли из ущелья  на проселочную уже нам знакомую дорогу.  Мы попрощались со всеми,  еще раз поблагодарили всех за помощь и заботу о нас и дальше уже пошли самостоятельно, не обременяя и не отвлекая людей заботой о нас. Но мы снова рано успокоились.  Нас ждали наши старые знакомые. Пчелы. 
       Мы уже прошли мое спасительное озерцо, в котором я прятался в прошлый раз, и поравнялись с пасекой.  Тут пчелы снова пронюхали меня и налетели   на нас, а вернее опять на меня. Наученный прошлым горьким опытом, я на этот раз спасался от них при помощи коротких перебежек. Моя тактика обмана пчел заключалась в следующем. Я успел надеть на себя толстый свитер с высоким воротником.  Когда пчелы доставали меня, я прятал голову в воротнике и глядя через вязку не теряя дороги бежал от пчел, а затем садился кочкой на дорогу и затаивался.  У  пчел  постепенно  терялся интерес ко мне и они разлетались.  Но стоило только мне снова двинуться вперед, все начиналось сначала. Этот концерт  очень веселило Лену и Нину.  Пчелы отстали только уже в поселке.  Но одна все равно умудрилась меня ужалить в задницу. Вот так бесславно и позорно закончился для меня этот горный  поход
     Наши хозяева в Чалпон-Ате очень беспокоились за нас.  Особенно, когда мы не вернулись вечером домой. Утром они уже собирались идти в милицию, чтобы заявить о нашей потере в горах. Но тут подошли мы и рассказали о нашем очень интересном походе и ночевке на джайлоо. Все успокоились
       Сегодня мне уже много лет, но я вспоминаю то наше путешествие 50 лет назад, со светлым чувством признательности, уважения и благодарности ко всем случайно встреченным нами тогда  совершенно незнакомым   людям. Они были ни чем нам не обязаны, а просто добры и отзывчивы на чужую беду или нужду. Мы их ни о чем не просили. В их генной памяти столетиями в жестоких природных условиях  взаимного выживания, закладывалась божественная  установка, что люди обязаны помогать друг другу. Особенно в трудных условиях бытия. Такое отношение к окружаемому миру лежало в основе их мировоззрения и образа жизни. Вместо нас им могли встретиться совсем другие люди, У меня нет ни минуты сомнения, что они бы им так же бескорыстно помогли

      В заключение, не могу не помянуть короткой благодарственной молитвой моего Ангела хранителя, который в этом походе свел нас с отзывчивыми людьми, предоставившими нам кров. Затем защитил нашу семью на узкой тропе над пропастью, когда наша маленькая дочь осталась одна без поддержки и родительской страховки на ослике на обрыве.  Очень необходимо, своевременно и решительно руководил моими действиями в критической обстановке на сползающей в пропасть осыпи, и спас меня от падения в глубокое ущелье  вместе с  камнепадом.


Рецензии