Саранск 3. Музей скульптора Эрьзи

Хотя в Саранске с достопримечательностями не густо. Но есть одно имя, ради которого сюда едут не только из российских городов, но даже из-за дальних рубежей. Это Степан Эрьзя, скульптор с мировым именем, непростой судьбой и долгой жизнью. Сейчас в Саранске есть музей, где экспонируются его работы.

Начинал свой путь в мир искусства уроженец села Баева Степан Нефедов (псевдоним Эрьзя он принял в честь своего народа), с иконописи. Вместе с мастерами он странствовал из села в село, расписывая храмы. Затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где увлёкся скульптурой. У Степана Эрьзи получалось высекать из камня фигуры без предварительных набросков.
 
Выехав в 1926 в командировку в Париж, остался за границей, поселившись в Буэнос-Айресе (1927). В Аргентине нашел свой «фирменный» материал – крайне твердые древесные породы квебрахо и альгарробо, для обработки которых Эрьзя сконструировал специальную машину. Старался стилистически  обыгрывать фактуру древесины, корни и наросты, иной раз, оставляя их в виде «фантазий», т.е. чисто при родных фрагментов.

Особенно удавались ему символически-обобщенные портреты и женские образы (Бетховен, 1929; Моисей ,1932,  оба находятся в Санкт –Петербурге в Русском музее); Дочь инков, 1941;  Старик-мордвин, 1944, (остальные из названных - находятся в  музее  Саранска).
                Живя  в Латинской Америке, выдвигал идеи «горы-монумента» – к примеру, проект монумента героям войны за независимость Х.де Сан- Мартину и Б.О'Хиггинсу в Андах (1940-е годы),но реализовать их так и не удалось.

В 1950 году Эрьзя возвратился в СССР.  Он сумел сохранить и доставить на родную землю свои произведения - плод многолетней напряженной работы, порой невыносимо тяжелой, но вместе с тем подарившей ему столько радости.

С собой из Аргентины он привёз вагон древесины квебрахо и альгарробо, с которой и работал до конца своих дней. И, конечно, скульптор «отметился» выполнением бюстов политиков Ленина и Сталина, но лучшей своей работой мастер считал «Моисея». В экспозиции это самая заметное необычное произведение.

И в своей московской мастерской скульптор продолжал упорно трудиться, боясь  отложить резец хоть на мгновенье, ведь именно он был единственной нитью, связывавшей его с искусством смыслом всей его жизни. Умер Степан Дмитриевич  в 1959 году в возрасте 83 лет в Москве, Похоронен в Саранске.

Талантливый художник, его дар был высоко оценён, его сравнивали с гениями скульптуры Микеланджело и Роденом.

В экспозиции музея есть инструмент, при помощи которого мастер работал с очень плотными породами деревьев. Кстати, каждый желающий может сам «попробовать» на ощупь экзотическую для нас древесину.

В музее организовали специальный тактильный отдел, где разрешается дотронуться к экспонатам и материалу, из которого они сделаны.

Всего в музее собрано более 200 работ Степана Эрьзи - самая крупная в мире коллекция его произведений.


Рецензии