Российские законы и положение детей в стране

Будущее народа каждой страны зависит от того, в каком положении находятся дети сегодня. Общество, которое не заботится о достойной жизни своих детей, обрекает себя на вымирание. Проблема прав ребёнка, забота о его жизни, развитии, образовании, воспитании сегодня стала общечеловеческой, я бы сказала, планетарной. Не случайно международное сообщество приняло ряд важнейших документов, в том числе: Декларацию прав ребёнка (1959 год) и ,впервые в истории, Конвенцию ООН о правах ребёнка (1989 год). Декларация провозгласила 10 социальных и правовых принципов, главный из которых: « Человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». Конвенция ООН идёт дальше Декларации, она имеет 54 статьи, которые учитывают практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Важно и то, что государство, которое ратифицировало Конвенцию, несёт юридическую ответственность за свои действия в отношении детей перед международным сообществом.
Россия приняла  Конвенцию в 1990 году и провела огромную работу, чтобы привести законодательство в соответствие с требованиями Конвенции. У нас сегодня действует более 150 законодательных и нормативно – правовых актов в отношении детей.
Также очень важным событием стало принятие в 1996 году Семейного Кодекса  и Федерального Закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Федерального Закона « Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений   несовершеннолетних».
 Был принят целый ряд  Положений, Постановлений, Указов, направленных на  совершенствование  действующего законодательства.
 Несмотря на все эти Законы, права детей у нас в стране нарушаются грубо и повсеместно: дома, в учреждениях, - везде! Почему наши законы не способны защитить детей? Причин много, главная из них: законы – есть, а практически работающего механизма их реализации – нет. Как нет механизма рассмотрения жалоб детей.
Закон «О гарантиях прав ребёнка» (1998 год) всего лишь повторил статьи Конвенции и указал на необходимость создания механизмов их реализации. Но механизмы реализации  статей Законов так и не были созданы.
Вторая причина того, почему не работают наши Законы: действующие законы не подкреплены экономически, то есть Закон есть, а денег на его реализацию нет. Отсюда повсеместное нарушение прав детей:
- невыплата детских и опекунских пособий;расширение платных медицинских услуг;
- игнорирование права ряда групп детей на бесплатные лекарства; невыдача компенсаций за питание в школе;  лишение льгот многодетных семей и так далее.
Субъекты РФ часто  принимают Постановления, противоречащие Федеральному Законодательству. В этой связи много жалоб поступает к нам из Рязанской и Воронежской областей.
Третья причина – отсутствие необходимых законов. Например, в 2000 году 36 тысяч детей находились в розыске, они убежали из дома, спасаясь от жестокости алкоголиков – родителей, от нищеты, от сексуального насилия. Только в одну больницу Москвы попадает за год 100 детей, изувеченных родителями. Однако Закона, защищающего ребёнка от насилия в семье, у нас нет. Проект Закона уже несколько лет лежит в Госдуме и не рассматривается ею.
Нет у нас Закона о ювенальной юстиции, а ведь он остро необходим при рассмотрении дел несовершеннолетних правонарушителей.
Хорошо, что в новом Уголовном Кодексе, принятом в 1997 году, появилась новая  20-я глава: Преступления против семьи и несовершеннолетних». В неё вошли нормы уголовной ответственности за нарушения законодательства об усыновлении, за злостную неуплату алиментов, за неисполнение обязанностей по воспитанию детей родителями или заменяющими их лицами, педагогами и другими работниками детских учреждений. За жестокое обращение с детьми предусмотрено наказание от штрафа до 100 минимальных оплат труда до 3-х лет лишения свободы (статья 156)
Четвёртая причина тяжёлой ситуации с детьми в нашей стране  межведомственная разобщённость. Ответственность за детей у нас разделена между различными ведомствами и департаментами, которые не способны или не желают согласовывать свои действия друг с другом, в результате страдают дети, не получая конкретной помощи. Приведу пример: недавно милиция Москвы провела рейд, в результате которого было задержано 215 безнадзорных детей, 179 из них были отправлены обратно на улицу без оказания им какой-либо помощи!  Такое немыслимо ни в одной цивилизованной стране.  Госдума фактически запретила милиции заниматься безнадзорными детьми, которые не совершили правонарушений, приняв закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Фактически они обрекли  на уличную жизнь тысячи российских детей.  Мы, детские правозащитники, убеждены, что «скорую» помощь обнаруженному на улице ребёнку должна оказывать именно милиция, привлекая психологов, врачей, педагогов.
Пятая причина: государство монополизировало бюджетные ассигнования, предусмотренные для работы с детьми, и практически не привлекает к этой работе представителей гражданского общества, неправительственные организации
Шестая причина: в нашей стране  отсутствует эффективный механизм контроля за соблюдением прав детей. Ведомственный контроль не может быть эффективным, ведь ведомство проверяет само себя. Необходим НЕЗАВИСИМЫЙ контроль, общественные наблюдатели, а также инспекции без предупреждения.
Что же необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию  в стране? Мы говорим об этом  постоянно и не устанем повторять:
- Необходимо реформировать работу органов опеки и попечительства. Сейчас главная их функция – карательная, а нужно, чтобы  была поддерживающая семью и материально, и юридически, и психологически. Опека должна отстаивать право ребёнка  жить в семье, а не изымать его оттуда.
- Принять необходимые законы, обеспечить их  и уже существующие законы экономически и разработать механизм  их реализации.
- Создать службу Уполномоченного по правам ребёнка не только на Федеральном, но и на региональном уровне.
- Осуществлять не только ведомственный контроль, но и  независимый общественный контроль за соблюдением прав детей.
-
 


Рецензии