О повести В. Рогожкина Лопуховские тайны

                О повести В.Рогожкина «Лопуховские тайны»
Повесть В.Рогожкина «Лопуховские тайны» охватывает значительный временной промежуток – от конца XIX века до наших дней, по существу век с четвертью. Этот период вместил в себя, как известно, наиболее значительные исторические, по большей части драматические, события  истории России – две мировых войны, революцию и гражданскую войну, смену общественно-политического строя в 1917-м и 1991-м годах. Эти события в той или иной степени касаются  героев повести, оставляя в их судьбах неизгладимый, а нередко и трагический след. Речь идет о еврейских погромах в царское время, бесчинствах противоборствующих сторон в гражданскую войну, голоде  и разрухе 20-30-х годов, сталинских репрессиях, борьбе с религией и т.д.
Место действия повести – село Лопуховка и станция Тичелма (очевидно, Пачелма) Пензенской области. Через всю повесть проходят судьбы обитателей этих мест, но особенно выпукло и ярко – Анны Ивановны, с годами ставшей Бабаней, и Семена Семеновича Петунина, именуемого в Лопуховке Семенычем. Удались автору образы медсестры Рахили и цыгана Георгия. Запоминаются созданные автором повести женские образы – Алены, жены Семеныча, и Марины, внучки Бабани. Вообще повествование  В.Рогожкина густо заселено действующими лицами, так что оно как бы выходит за рамки повести как жанра. Следует сказать, что с большим интересом читается первая часть повести, где хорошо видится исторический фон, где судьбы героев тесно переплетены с судьбой страны. Здесь в каждой главе присутствует интрига, своеобразная тайна, что соответствует названию повести. Уступают в этом отношении вторая и третья части, где в некоторых  главах  отражается обыденная жизнь, заполненная «бытовухой», не представляющей особой тайны и так знакомой читателям. Хотя жизненные коллизии, отражаемые в повести, по своему интересны и интригующи. 
В целом В.Рогожкину удается описание жизни сельской глубинки, о которой он, очевидно, знает непонаслышке. Привлекает точное описание обычаев, традиций сельчан. Автор умело вкрапляет в текст сказочные, порой фантастические мотивы, притчи, предания, в том числе и православные. Говоря, например, о многотерпеливости  русского народа, автор подчеркивает, что люди порой утешаются библейским изречением: «Бог не дает человеку испытаний больше, чем он может перенести». 
Содержание повести говорит о том, что В.Рогожкин неплохо владеет литературным языком. У него свой слог, свой стиль, своя манера изложения, его прозе присущи образность, метафоричность, что иногда придает ей поэтическое звучание.  В качестве примера можно привести  отрывок из повести: «Давно уже звук мотора затих за ближайшей лесной вершинкой, давно уже всплески автомобильных фар перестали полосовать небо, давно уже сухая гроза, неведомо чьими молитвами, стала потихонечку затихать, давно уже луна, всё в очередной раз прозевавшая, выпрыгнула из - под ближайшей тучки и принялась озираться, а потом запрыгнула под тучку снова, а Люба все никак не могла освободиться от внезапно нахлынувших воспоминаний».   
Образны и выразительны в повести явления природы, которая как бы одушевляется, оттеняя человеческие чувства, эмоции, переживания. Особенно это заметно в описании леса, дождя, снегопада, лунной ночи.   
Вместе с тем, автору следует настойчивее и кропотливее  работать над текстом повествования. Следует избавляться от заемных, чуждых русскому языку словечек, вроде «дебаты», «прецедент», добиваться смысловой точности предложений. Вот автор описывает нападение разъяренного пса на человека: «Почуявший запах человеческой крови зверь вошел в кураж». Кураж, согласно словарю Ожегова – это «непринужденно-развязное поведение, наигранная смелость» человека. Можно указать и на другие изъяны повести. Главное, автору вполне по силам избавиться от них. Пожелаем же ему больших творческих успехов.    

Член Союза писателей России                И.Г.Коннов


Рецензии