Сон на парапете

16.  Сон на парапете (из серии "Под крылом ангела")

Я студент!
    Мы, вчерашние абитуриенты, не стесняясь эмоций, громких  восторженных слов и своей радости; смеялись, обнимались и плакали одновременно,  найдя в списке зачисленных студентов в Челябинский политехнический институт на  инженерно строительный факультет в 1957 году свою фамилию.
Вот оно истинное счастье! 
У нас в руках, наконец-то реализованная мечта. В душе вздох облегчения. Проблем больше нет. Впереди ясная и чистая дорога в будущее.
    
Студент – милее нету слова,
Открылся в жизни новый мир,
Студент – познания основа,
Студент – Камчатка и Памир.

- Ты откуда! – неожиданно слышу прозаический вопрос в общей симфонии радости и ликования. Оглянувшись, я увидел за своей спиной справа невысокого и тощего белобрысого паренька, видимо только , что прочитавшего в списке свою фамилию  По его улыбающееся физиономии и восторженным глазам, не трудно было понять, что он тоже стал студентом. Я понял, что ему, как и мне, крайне важно и нужно поделиться с кем-то этой радостью.
-  Я из  Сибири.  Из Тюменской области. У нас нефть недавно нашли и газ.
-  А я из Орска.  Оренбургская область. Рядом с Казахстаном.  Меня зовут Володя Ащаулов.  А тебя?
- Мое имя носит  плоскогорье в Турции, а фамилия по древней русской монете.
- Поясни конкретнее.
- Анатолий Ефимов – улыбаясь, ответил я.
- Точно. В Турции есть Анатолийское плоскогорье, а древняя русская монета называлась  «ефимка». Слушай, Толик! Мне кажется, мы с тобой можем подружиться.  Если ты собираешься жить в студенческом общежитии, то пойдем в деканат и запишемся в одну комнату. Пока все места не разобрали. Ты, надеюсь, не будешь против.
-  Пошли. Я не против.
  Разумеется, мы не могли себе даже представить, что это первое короткое знакомство перерастет в большую дружбу и мы с Володей Ащауловым проживем в восьмой комнате второго студенческого общежития душа в душу все пять лет учебы в институте. Затем растерялись в суете жизненных ветров и вновь нашли друг друга снова у стен родного ЧПИ в Челябинске на юбилейной встрече выпускников, когда нам уже было под восемьдесят. Нашли, чтобы вновь потерять. Два года назад  Володя Ащаулов оставил нас на этой прекрасной земле. Теперь уже навечно.
  Но в то далекое время нам все было по плечу. Наше будущее восторженно и заманчиво звало нас вперед. Студенческие трудовые отряды, в которых мы участвовали в последующие годы, как правило, совмещались у нас студентов строительных факультетов с производственной практикой. Но в этот раз на первом курсе, наша практика проходила на строительстве собственного института. Как она нам запомнилась?
    Первые несколько дней мы занимались уборкой и мытьем помещений и кабинетов, в которых после окончания строительства, будут проходить наши основные занятия  с началом учебного процесса. Обычная, в общем-то, рутинная работа. Запомнилась одна деталь.  Прораб поручил нашей группе занести  несколько ящиков листового стекла на шестой этаж. Я взял три  листа стекла и понес по лестнице вверх без рабочих рукавиц.  На третьем этаже я почувствовал, что ладонь руки  очень режет  ребром стекла и решил заменить положение рук. Переносимые  листы стекла над головой рассыпались от собственного веса.  Запомнил до сих пор обеспокоенные глаза прораба. Не по поводу лопнувшего над моей головой стекла, а не порезался ли я при этом.
    Затем около десяти дней мы  к началу отопительного сезона участвовали в прокладке наружной теплосети к правому крылу  центрального корпуса от магистралей радиозавода. Траншея под тепловую сеть прокладывалась, под будущим проспектом  Ленина в скалистом грунте вручную. В этой работе, я видимо, от отсутствия  явных физических данных молотобойца, проявил определенную смекалку и наблюдательность и очень шустро находил микроскопические трещины в скале, которые позволяли при помощи клина, который я держал на длинном проволочном пруте и кувалды товарища, сравнительно легко разбирать гранитный массив. Но запомнилась нам эта работа трагикомической авиакатастрофой, прошедшей на нашем участке теплосети.
   Влюбленный курсант Челябинского военного училища штурманов, решил продемонстрировать своей девушке, работающей на радиозаводе, свои летные способности.  При очередном учебном полете на Ил-2 с аэродрома за парком и рекой Миасс, он на бреющем полете пролетел над частным домиком, где  проживала девушка в поселке работников радиозавода и покачал ей крыльями.  Но на малой высоте и низкой скорости, он не рассчитал режим полета и врезался в домик. Старушку с печи от удара выбросило в окно. Больше никто серьезно не пострадал. Перед глазами до сих пор стоит  картина с въехавшим в дом штурмовиком.
   В конце этой студенческой практики нашей группе поручили закончить мелкие работы на кровле  корпуса, в том числе на парапетах. Стоял теплый солнечный день В обеденный перерыв все расположились подремать прямо на крыше. Я, бравируя своей смелостью и отсутствием боязни  на высоте, устроился на кирпичном парапете крыши. Парапет представлял собой кирпичную ограждающую стену, возвышающуюся над кровлей на один метр, шириной в два кирпича, то есть пятьдесят сантиметров. С другой стороны был шестиэтажный обрыв до земли. На солнцепеке я тоже, как и все задремал.
     Проснулся я от резкого удара при падении. Нет, я к счастью еще не успел упасть с такой огромной высоты на землю. Это прораб стройки, увидев меня спящим на парапете наружной стены на такой высоте, элементарно сбросил меня на перекрытие здания.
    Он с болезненным чувством страха и фанатизма о неизбежности трагедий на стройке при таком контингенте рабочих, смотрел на меня.  Затем тихо и тоскливо проговорил:
- Если тебе пока дороже тщеславие и показушная смелость, чем собственная жизнь, то почему ты не подумал что ждет меня, если бы ты разбился. У меня же  есть родители, семья и двое детей Ты на десять лет младше меня. Через пять лет закончишь институт и будешь находиться в такой же должности, как я. И так же будешь отвечать за своих подчиненных собственной головой и шкурой. Ты же мог во сне по неосторожности упасть на землю с такой высоты и разбиться насмерть. Принес бы вечное горе своей и моей семье. Запомни этот случай на всю жизнь.
      Впереди у меня действительно только начиналась жизнь строителя, в том числе и в таком понимании, И конечно, же на стройках, которыми мне приходилось руководить в течении более пятидесяти лет, было больше, чем хотелось бы, не просто несчастных случаем, но и с гибелью людей.
 
     Не знаю, как внешне выглядит мой Ангел хранитель, но в данном случае он был в образе прораба, на строительстве  моего института в молодые студенческие годы. Таким я его и запомнил вместе с этим случаем, на всю оставшуюся жизнь.


Рецензии