Нулевой что ли?

12.02.2022

Недавно нашла на просторах интернета интересный проект, посвященный жизни и творчеству  Петра Ильича Чайковского. На этом сайте tchaikov.ru представлено просто великолепное собрание информации о жизни великого композитора, включая письма, фотографии, статьи, воспоминания и другие  интереснейшие материалы.  Читая  его переписку, наткнулась на  весьма  любопытную информацию.
 
В своем письме Надежде фон Мекк 25 декабря 1882 года Пётр Ильич писал вот что:

"Я думаю, что Вы весьма удивитесь, несравненный, дорогой сердцу моему друг мой, узнав из настоящего письма моего, что я всё еще в Петербурге. Неудачен был настоящий приезд мой в эту мрачную, холодную столицу. <...> Но в день, когда я проводил сыновей Ваших в Москву, пришлось разболеться более серьезно. <...> Я думаю, что никакой доктор в мире не слыхал о странной болезни, которою я и до сих пор страдаю. У меня сделался сильнейший насморк, сопряженный с головною болью. Сначала я вовсе утратил обоняние, а потом оно возвратилось, но какое-то извращенное, сделавшее все запахи для меня столь невообразимо отвратительными, что с утра до вечера меня тошнило, и, наконец, желудок вовсе отказался принимать пищу. При этом была легкая лихорадка и жар. Несколько дней я ничего не мог есть и очень ослабел и похудел. <...> Я полагаю, что эта (впрочем, нисколько не ужасная) болезнь есть сочетание простуды с расстройством нервной системы от неправильной и суетливо-бестолковой жизни, которую организм мой решительно не переносит. Хотел выехать завтра, но обоняние всё еще не сделалось нормальным, и есть внутренний жар. " 
Далее композитор сообщает, что опасается вновь простудиться и откладывает свой отъезд, а также сокрушается, что из-за очень сильных морозов не может пользоваться чистым воздухом и двигаться, согласно усвоенным им гигиеническим правилам. На эту болезнь на момент написания письма у него ушло полтора месяца.


Вам это ничего не напоминает?

Шутники в сети предполагают, что Чайковский  и есть нулевой пациент, заразившийся  модной болезнью. Жаль только, что не узнаем, пробовал ли  композитор накануне болезни  какой-нибудь китайский деликатес.

А если серьёзно, это свидетельство того, что ничто не ново, что всё это давно уже было, циркулировало и человечество со всем этим успешно справилось и, по-видимому, не раз. И, судя по всему, люди относились к этому трезво.
Так что, надо обращаться к истории. И самим её документировать, только объективно. Может и наши письма, дневники  и другие записи настоящего времени  помогут в будущем нашим потомкам что-нибудь важное для себя уяснить. 

P.S. И еще. Не могу не согласиться с профессиональным отзывом Владимира Журавкова к этой заметке: поражает, насколько соответствует классике описание болезненного процесса, сделанное этим далеким от медицины великим человеком.  А его рассуждения о причинах недомогания (простуда, нервное напряжение, изменившийся режим - "суетливо- бестолковая жизнь", отступление  от "усвоенных гигиенических правил", отсутствие чистого воздуха, физической активности и пр.)  наполнены безупречной логикой, полностью атрофированной у современной научной "элиты", зацикленной на стремлении нафаршировать человечество чудодейственным снадобьем.


Рецензии
Вполне возможно, Эми, что Чайковский и есть нулевой пациент, заразившийся модной болезнью!
Зеленая.
http://proza.ru/2024/02/08/1788
С уважением, как избранному автору -

Федоров Александр Георгиевич   09.02.2024 07:54     Заявить о нарушении
Насчет нулевого пациента - шутка интернавтов. Ничем Чайковский не заразился, а причины недомогания объяснил аполне логично, даже не будучи медиком

Эми Ариель   09.02.2024 07:56   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.