Дискуссия о Раскольникове

В девятом классе мы в школе проходили роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". На одном из уроков преподаватель литературы задала нашему классу вопрос: "Правильно ли поступил Раскольников, убив старушку-ростовщицу?"
Ей в ответ была мертвая тишина в классе. Валентина Александровна была весьма озадачена таким поворотом дел, потому что данный вопрос касался наиболее фундаментальных жизненных ценностей, принципов и убеждений. Несмотря на свой тридцатилетний опыт работы, она была несколько растеряна. Попытки узнать мнение некоторых учеников совершенно ни к чему не привели. Ситуация стала напоминать тупиковую еще больше. Нужно было что-то делать.
И тогда я решил немного встряхнуть народ. Я поднял руку и сказал, что Раскольников сделал правильно, что убил эту старушку. На самом деле я так не думал, но мне было жаль литераторшу, которая очень старалась для нас. Моя реплика, как я и ожидал, попала в цель. Многие увидели для себя возможность проявить во всей красе самих себя, опровергая неправильную мысль. А еще их подстегнула мысль о возможности получить хотя бы временное и частичное, но, все же, преимущество над одним из лидеров класса. Разгорелась нешуточная дискуссия, которая едва закончилась к итоговому звонку.
Литераторша осталась довольна - урок прошел ярко, интересно и насыщенно. И я испытал определенное чувство удовлетворения оттого, что косвенно помог литераторше. Радость на ее лице была для меня самой большой благодарностью. И здесь совсем не важно было то, что она потом не сказала мне даже мимолетное спасибо. Теперь, сорок лет спустя, я понимаю, что истинно добрые дела делаются не из-за ожидания благодарности, а как проявление естественной потребности души человека.


Рецензии