Факультатив по химии

Этот случай особенно любят вспоминать мои родители, ибо им он кажется в определенном смысле пророческим. А дело было так. Преподаватель по химии организовала факультатив по своему предмету. Задачей этого факультатива (дополнительных занятий вне основного учебного расписания) она ставила углубленное изучение химии для наиболее любознательных и способных. На факультатив ходило немного учеников - десять-двенадцать. И среди них были только отличники и хорошисты. Троечникам этот факультатив был, видимо не интересен из-за отсутствия возможности усвоить основной объем знаний.
Преподаватель она была хороший, можно сказать, энтузиаст своего дела. Возможно это было связано с тем, что у нее не было своей семьи и она могла тратить на работу времени несколько больше, чем остальные учителя. Надо отметить, что она была весьма незаурядной личностью, имела на все свою точку зрения, не зависимо оттого, совпадает она с мнением окружающих или нет. И умела энергично и успешно отстаивать свою точку зрения, если видела в этом необходимость. По большому счету, в школе это был единственный столь хорошо организованный факультатив. Проходил он один раз в неделю в течение одного-полутора часов. Школьники имели возможность пару часов отдохнуть дома, покушать и с новыми силами прийти на занятия. На факультативе мы проводили различные опыты и исследования, изучая свойства различных веществ и особенности их физического и химического взаимодействия.
На одном из занятий Татьяна Петровна предупредила нас о том, что на следующем занятии будут представители гороно. Поэтому нам нужно прийти на занятие в белых халатах. Моя мама через своих знакомых достала мне халат и я с ним пришел на занятие.
Обычно все вещества в нужном для опытов количестве  учитель  давала  нам  заранее, а  на  этом  занятии нам предлагалось самим отмерить и взвесить все необходимое для опыта. Именно этот момент наиболее отчетливо остался у меня в памяти, потому как видимо из-за некоторого волнения у меня никак не получалось отмерить нужное количество одного из веществ. То я насыпал слишком много, то отсыпал слишком много. И для получения нужного количества у меня ушло некоторое время. В чем состоял опыт и насколько успешно я его выполнил - об этом трудно с большой подробностью вспомнить. Но вроде бы все прошло нормально.
Через несколько дней на очередном уроке по химии Татьяна Петровна рассказала нам о впечатлениях представителей гороно о ее факультативе. Среди прочих их впечатлений она отметила, что им очень понравилась моя работа по выполнению опыта. Более того, белый халат очень удачно дополнял мой имидж. Исходя из чего был сделан вывод, что из меня может получиться хороший доктор, добросовестный в своей работе и поэтому уважаемый и любимый пациентами. Еще один прогноз касался моих исследовательских способностей: ученик может стать неплохим исследователем-ученым.  Видимо кто-то из них был достаточно мудрый человек, обладающий высокой психологической проницательностью. И вот вывод этого человека мне было необыкновенно приятно услышать. Конечно, мне было приятно и то, что этот вывод слышат и остальные мои одноклассники. Но главное удовольствие состояло в том, что совершенно незнакомые для меня люди вдруг смогли увидеть мои самые тайные и сокровенные желания.
Почти тридцать лет спустя я могу подтвердить их резюме в том смысле, что наряду с любовью к медицине у меня действительно имеется подсознательная жажда научного поиска и исследования. Настолько мощная и независимая от моего желания, что если я длительное время не занимаюсь какой-либо исследовательской работой, получая при этом массу чисто житейских радостей и удовольствий,  то  я  ощущаю достаточно определенный и выраженный внутренний психологический дискомфорт. Который тут же утихает, если я возобновляю исследования.
Косвенным признаком наличия такой жажды является и другой момент: во время работы в библиотеке я получаю настолько сильное и яркое, мощное и глубокое удовольствие, что очень мало какие простые земные радости могут хотя бы отчасти с ним конкурировать. Очень немногие дела и развлечения в принципе способны вызвать во мне не просто удовольствие, преходящее и относительное, а чувство удовлетворения собой и своей жизнью, что количественно и качественно значительно выше обычного удовольствия. Вся моя личность совершенно преображается в библиотеке. Во мне открывается что-то вроде гейзера творческой энергии, неутомимо ищущего своего применения в практических делах. Быть может, именно поэтому моя диссертация и была написана в библиотеке. И представляет из себя не только научный труд, но и результат, в определенном смысле, художественного творчества.


Рецензии