Экзамен по терапии

После 5 курса я сдавал несколько экзаменов, в том числе и по терапии. Экзамен у меня принимала второй профессор. Это была женщина пенсионного возраста, весьма доброжелательная, искренне и бескорыстно любящая студентов и само дело их обучения. Билет я знал достаточно неплохо, но все же постарался свои знания максимально изложить на бумаге. В итоге несколько листов оказались полностью исписанными. То, что я сдам экзамен - у меня сомнений не вызывало. Конечно, хотелось получить пятерку. Шпаргалки я никогда не готовил, поэтому рассчитывать приходилось только на свои собственные силы. Специфика ситуации заключалась еще и в том, что экзамен профессор принимала в своем кабинете, где одновременно могло находиться только два человека. И это давало ей возможность полностью контролировать ситуацию общения студентов между собой.
После ответа на вопросы билета профессор задала мне несколько дополнительных вопросов, на которые я не менее успешно ответил. Потом спросила о моих планах и о том, чем я занимаюсь последнее время. Ситуация сложилась таким образом, что в момент моего ответа в кабинете профессора кроме нас двоих больше никого не было. И тут она неожиданно высказала очень суровую критику в мой адрес (поставив перед этим в зачетке "отлично").
- Вы - совершенно безответственный человек (от неожиданности я даже потерял дар речи, потому что я очень уважал профессора как личность и любил за чисто человеческие достоинства), потому что природа очень богато одарила вас, а вы не умеете правильно относиться к своим талантам и способностям, к тем плюсам, что у вас есть от природы. Вы просто обязаны заниматься серьезной научной работой, а не тратить свободное время на банальные развлечения и приключения. Нужно основательно работать над собой, чтобы все то, что вложила в вас природа, не засохло на корню, а превратилось в нечто весьма солидное и достойное.
Сложно описать мои мысли и чувства в тот момент. С одной стороны, я был несколько растерян и даже обижен столь жесткой и категоричной критикой в свой адрес. А с другой стороны, мне было бесконечно радостно, что столь уважаемый и авторитетный для меня человек вдруг увидел во мне объект, достойный для своего серьезного анализа. Прошло уже двадцать лет, а я тщательно берегу свои воспоминания о нашей беседе.
В трудные и неприятные моменты своей жизни я вспоминаю этого прекрасного человека, ее добрые и строгие слова, своего рода материнское напутствие на всю мою оставшуюся жизнь. Как я бесконечно благодарен судьбе, что она привела меня в ее кабинет (экзамен шел в трех кабинетах) и за то, что Господь осенил ее разум столь важными и удивительными словами обо мне. При каждом воспоминании о ней моя душа наполняется безграничной добротой и нежностью к этому замечательному человеку, имевшему столь широкую и щедрую душу, доброе и мудрое сердце, ясный и проницательный ум, элемент своего рода прозорливости. Жаль только, что среди более восьмидесяти профессоров были лишь считанные единицы, кто так серьезно и основательно заботился и о личности студентов, и об их дальнейшей судьбе на поприще практики и теории.


Рецензии