Грешник в алтаре

1990 год

- Что такое душа?
- Душа - это то, что вот здесь, - говорил я, прикладывая маленькие и пухленькие ладошки к груди.

Вероятно, это был первый раз в жизни, когда я испытал то чувство, когда хочется всецело выразить всю гамму чувств и переживаний, но подобрать для этого подходящих слов не представляется возможным. Интересно, что бы подумала воспитательница, узнай она о чём говорят во время дневной прогулки два пятилетних мальчика?

Когда крохотное воспоминание о мимолетном разговоре двоих детей заставляет задуматься о непостижимых глубинах человеческого разума и его души, невольно задумываешься о важности детских размышлений. Подумать только - дети в детском саду общаются о душе!

Не просто так эта короткая беседа прочно закрепилась в моей памяти. А ведь и сейчас, когда мне 35, ответил бы так же. Душа - это то, что вот здесь - и приложил бы к сердцу ладони.

Надо же, насколько интересен и непостижим промысел Божий! Сколько бесчисленных “случайностей” происходит со всеми нами ежедневно. Проходят дни, и мы уже доподлинно не помним, что делали в какое-то конкретное время каких-то пару недель назад. Господь же не только знает всё о нас, но одновременно управляет судьбами миллиардов людей, всего живого и неживого. Человеческий мозг не в состоянии осознать, а тем более познать всего величия этого Божественного процесса. Посмотрим, что на сей счёт говорят святые отцы Церкви.

“Мы должны быть убеждены только в одном, что Бог все посылает для нашей пользы, а самого способа не исследовать, и не роптать, и не унывать, когда не знаем его. В том то, главным образом, и состоит Промысл, что причины для нас непостижимы. Если бы он не превышал нашего разумения, то, пожалуй, кто-нибудь и в самом деле счел бы человека причиной всего.”, - пишет Иоанн Златоуст.

“Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду Премудрого и Всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.”, - говорит Игнатий Брянчанинов.

Очевидно, что найдутся люди, которые проживают весьма скучную, или, как говорят в народе, серую жизнь. В то же время найдётся множество тех, кто ведёт активный образ жизни, путешествует, строит бизнес, учится и т.д. И в первом, и во втором случае жизнь людей - результат промысла Божия. Значит так угодно Господу.
Если какие-то жизненные, бытовые или рабочие моменты и можно как-то истолковать для себя, попытаться понять почему и для чего произошло то, или иное событие, то существует одно, не побоюсь этого выражения, душевное действие, которое крайне трудно поддаётся какой-либо интерпретации. Речь идёт о приходе к Богу, о том в каком-то смысле волшебном моменте, который побуждает нас становиться членами Святой Церкви.

Казалось бы, простой вопрос “как вы пришли к вере в Бога?” заставляет, подчас глубоко задуматься даже весьма образованных людей.

Вероятно, наибольшая сложность рассматриваемого вопроса заключается в невозможности точно определить то самое мгновение, когда Господь Иисус Христос открыл себя тому или другому человеку. У всех это, скажем так, приглашение к Господу происходит по-разному.

Именно из-за невозможности по-военному точно сказать, когда и при каких обстоятельствах к человеку приходит вера, мне будет, очевидно, трудно рассказать о своей удивительной истории, но с Божией помощью я постараюсь разгадать Божественный промысел о себе, который и привёл меня в конечном итоге в алтарь Воскресенского Войскового собора в станице Старочеркасской.

1993 год

- Складывай три пальчика вот так, потом прикладывай к лобику со словами «Во имя Отца», потом сюда, и говори «и Сына», молодец! Теперь к правому плечику, потом к левому, со словами «и Святого Духа, аминь!», - говорила мне после крещения какая-то бабуля. Я не помню, как она выглядела, вероятно, она помогала в храме. Она-то и научила меня осенять себя крестным знамением и целовать нательный крестик.
Помню, что крестик был маленьким и голубеньким, на простой белой ниточке. Я очень полюбил свой крестик и всегда его носил. Тогда же выучил наизусть молитву Господню.

Так случилось, что я рос в нецерковной семье. Даже после крещения единственное, что я знал о христианстве – это наличие у меня ангела-хранителя, который помогает в трудную минуту. Казалось бы, Господь попустил мне незнание прекрасной церковной жизни на протяжении долгих-долгих лет. Однако, при тщательном рассмотрении своего прошлого под лупой приобретённого опыта, могу сказать, что тем самым был явлен Его великий промысел обо мне.

3 января 2020 года

Иногда, в свободное время, я фотографировал квизы. Это такие интеллектуальные командные игры, где ведущий задаёт вопросы, а команды, посовещавшись, отвечают. Кто по итогам викторины набирает большее число баллов, тот и выиграл. Такие игры длятся в среднем два часа. Чтобы народ сильно не утомлялся и, как говорится, проветривал мозги, администраторы делали пятнадцатиминутный перерыв.
Как правило, во время такого антракта, я заказывал большую чашку американо и небольшую плитку молочного шоколада. Если оставалось время, то просматривал фотографии и удалял брак, дабы не оставлять «грязную» работы на дом. Но тогда всё пошло не по привычному сценарию.

Кода ведущий, его звали Илья, объявил перерыв, во мне ревущем пламенем возгорелась жажда научиться играть на колоколах и стать церковным звонарём. Эта идея взялась, как бы ниоткуда, она настолько прочно засела в моём сердце, что я тут же начал гуглить: где же можно обучиться звонарскому мастерству. Яндекс первой строкой мне выдал ссылку на школу церковных звонарей Прихода Георгия Победоносца.

Звоню. Отвечает какая-то женщина.

- Здравствуйте, меня зовут Евгений, я бы хотел помогать вашему храму, с кем можно переговорить об этом? – я несколько засмущался и в разговоре не сказал ни слова о школе звонарей, а сразу заявил о желании оказывать помощь Приходу.

- Доброго дня, вам лучше переговорить с настоятелем, запишите его телефон.

У меня не было с собой ручки, тем более блокнота, а записать номер на смартфоне почему-то не получилось. Тогда я обратился к бармену и попросил ручку и что-то на чём могу записать контакт. Помню, девушка-официант мне дала фольгу от пачки сигарет, на которой я и проскребал полу пишущей ручкой цифры.

Звоню.

- Здравствуйте, это отец Валерий?
- Да, здравствуйте, слушаю вас. 
- Меня зовут Евгений, я увлекаюсь фотографией и хотел бы помогать Церкви, чем смогу, если нужно.
- Хорошо, Евгений, приезжайте пятого числа, я буду служить в соборе, в Старочеркасской, поговорим.
- Это тот собор, где много куполов?
- Да.
- Хорошо, спасибо большое!

После разговора с настоятелем я понял, что уже в третий раз меняю свои планы в части конкретизации помощи храму. Вероятно, от предвкушения чего-то совершенно волшебного, я сам запутался в своих желаниях. После этого разговора я сфотографировал вторую часть квиза и вышел из паба совсем другим человеком, но с пока ещё неопределёнными целями. 

5 января 2020 года

В Старочеркасской я бывал много раз. Повсюду дома, построенные в типичном казачьем стиле, есть мужской Ефремовский монастырь, летом в станице крупная ярмарка, а на Соборной площади возвышается тот самый храм – величественный девятиглавый Воскресенский войсковой собор, куда и пригласил меня помолиться отец Валерий.

Я поднялся по ступенькам, зашёл внутрь, стал наблюдать за происходящим. Кто-то из алтарников начал читать третий час. Вот, слышу молитву «Отче наш», которую знаю с детства. Больше никаких молитв я не знал, но как будто чувствовал родные, очень близкие моему сердцу слова, возносящие соборную молитву к Господу.

Это была первая литургия, которую я осознанно посетил. Я не знал ничего о Евхаристии и всё происходящее было для меня лишь сложным религиозным действием, разобраться в деталях которого было, кажется, просто нереально. Служба подошла к концу и спустя минут десять по её завершении, из южных врат вышел батюшка.

Высокого роста, с красивой бородой и добрым лицом, в рясе в пол он шёл прямиком ко мне, будто знал, что я тот самый Евгений, который звонил позавчера. Сейчас стыдно, что не взял у него благословения, но я и не знал, как и что. Зато он, ничуть не смутившись моим невежеством, поцеловал меня трижды, как и полагается православным. Повторю, что всё, что связано с Церковью для меня было лишь белым листом бумаги, где всё последующее время, и до сих пор появляется всё новая и новая информация.

Я не буду раскрывать детали моей первой духовной беседы с настоятелем протоиереем Валерием Волощуком, но, вне всяких сомнений - через него Господь явил свою волю обо мне. И уже на следующий день – шестого января – праздничную литургию в день Рождества Христова, я – вчерашний невежда и практикующий грешник – отмечал в алтаре!

Но перед тем, как рассказать о своей первой исповеди, хочу освежить в памяти и рассказать вам о чудесной доброте, которой делился со мной отец Валерий во время первой нашей встречи. После разговора я уже, было, начал прощаться, но батюшка очень по-доброму сказал три слова:

- Евгений, пойдёмте покушаем.
 
Это приглашение было от чистого сердца, сказанное с удивительной добротой и теплом. Конечно, я пошёл. Вообще, всё, что произошло со мной 5 января и позже, во время моей первой исповеди и причастия, можно назвать не иначе, как чудом. Всё было в первый раз: первая молитва перед трапезой, первая исповедь, первое приобщение к Телу и Крови Христа. Всё было впервой.

6 января 2020 года

Кто-то сказал, что если у кающегося грешника на исповеди Крест и Евангелие, то у исповедующего священника Евангелие, Крест и нож. Нож здесь напоминает о том, что священнослужитель обязан хранить тайну исповеди и ни при каких обстоятельствах не придавать услышанное гласности.

Однако, если духовное лицо находится в жёстких рамках хранения тайны исповеди, то сам раскаявшийся не обременён клятвою о неразглашении деталей собственного покаяния, что я и, частично, и собираюсь сделать, дабы краше передать то духовное рождение, которое я пережил, и которое укрепило во мне веру во Христа Иисуса Господа нашего.

Тогда, после трапезы, куда меня любезно пригласил настоятель, батюшка меня познакомил с иереем Иоанном Цупко, который несёт своё служение здесь, в соборе. Его-то и попросил отец-настоятель исповедать меня, предварительно подготовившись должным образом к важному таинству.

Первая исповедь

Очень боялся. Так, наверное, у всех было. Но чем ближе подходил к аналою, на котором лежали Евангелие и Крест, тем становилось менее страшно. Отец Иоанн покрыл мою голову епитрахилем и задал вопрос: «В чём каетесь?».
После вопроса священника из моих глаз потекли слёзы, которые намочили и Евангелие, и Крест. Уже потом у святых Отцов я прочитал, что такие слёзы могут быть ценнее сказанных слов. И правда, порой, слезами мы сокрушаемся о грехах куда глубже, чем от произнесённых слов.

От волнения и сердечного сокрушения о грехах я не мог выдавить из себя даже одного слово. Немного подышав, всё же начал говорить. Говорил немного, наверное, минуты три. Но эти три минуты мне казались целой вечностью.
Первое, в чём я раскаялся, это что так много лет жил без Христа и Его Церкви. Моя первая исповедь произошла, когда мне было 33 года – именно в этом возрасте распяли Иисуса Христа. И мои исповеданные грехи, как бы распнулись вместе с Господом, воскреснув в новой жизни – с Церковью.

Боль от того, что моё крещение и таинство первой исповеди разделяют долгие 26 лет, осознание того, сколько всего я бы мог узнать и познать за все эти году, невольно сподвигло к ужасному – ропоту на родителей. И в этом было моё второе раскаяние.

Третье, в чём слёзно я просил прощения у Господа – это за то, моя дочка София, которая в результате комплекса огромного массива событий, произошедших в годы моей юности, сейчас растёт без меня.

Имея лишь слабый-слабый лучик надежды на то, что Господь меня простит и помилует, тем более после проговоренных исповеданных грехов, священник прочитал разрешительную молитву, кое-что сказал и я отошёл от аналоя, уступив место очередному кающемуся грешнику.

После таинства я стал другим человеком, братья и сестры. Ничего ещё вообще не зная о православии, не говоря уже о литургике, догматическом богословии и толкованиях Священного Писания, да, я стал другим. Грешником, но другим – кающимся.

Грешник в алтаре

После первой исповеди я занял место в храме и начал слушать часы. Как только пономарь начал читать третий час, отец Иоанн подошёл ко мне и пригласил в пономарку. Поначалу я подумал, что произошла какая-то ошибка. Был уверен, что мне здесь не место, а священник просто ошибся.

Но нет. Завести меня в алтарь было благословением отца-настоятеля. Помню, когда впервые вошёл в алтарь, братья Олег, Сергий и Артемий были уже облачены в стихари. Мне рассказали, где можно ходить, где нельзя, поведали о полагающихся трёх земных поклонах по входе в святую святых храма.

Началась моя новая жизнь, отличная от прошлой на все сто восемьдесят градусов. Запах ладана, возгласы священника, роспись стен алтаря, молитвы, обстановка, всё пленило меня своим великолепием, глубиной и непостижимостью.  Пока вся процессия мне была непонятна. Я не знал ни о Проскомидии, ни о литургии оглашенных, ни о литургии верных. Не имел никакого представления ни о символизме, ни об истории, ни о чём, что происходило в алтаре. Я ощущал себя туристом, приехавшим в Китай без переводчика, где не понятны ни текст, ни речь, ничего.

Но непонимание напротив всё сильнее и сильнее возбуждало во мне стремление изучить, познать, понять, служить святой Церкви. Так, в Воскресенском Войсковом соборе я пробыл до марта, а именно до 22 числа, когда Церковь вспоминает подвиг Сорока мучеников севастийских. Отец Валерий благословил мне послушание алтарника в Ростове-на-Дону, в храме в честь Сорока страстотерпцев.

Когда я впервые ступил на территорию Прихода Георгия Победоносца, я и не знал, что здесь есть храм в часть Сорока мучеников. Дело в том, что он криптовый – находится под строящимся большим храмом Георгия Победоносца. Сам по себе храм является настоящим произведением церковного искусства. Полы в стиле косматеско состоят из более чем пятисот тысяч камней разных пород, иконостас и алтарная часть, паникадило и хорос, семисвечник и иконы – всё выдержано в одном уникальном стиле. И здесь, в этом прекрасном храме по воле Господа, явленой через послушание настоятелю мне доводится быть алтарником и по сей день.

Первый день моего пребывания в Приходе даровал не только знакомство с внешним благолепием и внутренним убранством криптового храма, но и с интересными, новыми в моей жизни людьми. Не могу не отметить появления в моей жизни светлого человека – Ольги Шевчук. Её из её послушаний – руководство школой церковных звонарей. Я рассказал о том, что именно с желания научиться звонить в колокола, собственно, и начался мой путь в Церковь.

Затем я начал узнавать братьев, которые несут послушание в алтаре, познакомился с духовенством Прихода: отцом Романом Зиминым, Сергием Кропивницким, дорогим батюшкой – старейшим священником Дона –  Валентином Ермиловым. Я начал открывать для себя совершенно новый мир, состоящий из умных, добрых, честных, любящих и творческих людей.

Нужно констатировать, что чем теснее я вживался в церковную жизнь, тем больше людей, с кем поддерживал товарищеские отношения молча и не очень отходили. Даже самые, казалось, близкие люди, почти родственники, вдруг сочли меня чуть ли не сектантом. До меня дошла информация, что «друзья» даже совещались на предмет того, как бы меня вытянуть из «секты». Поначалу мне было грустно от этого всего, искушали даже бесы сомнения, но по мере изучения богословских наук я начал понимать, что христианство – это большой труд, и что тесен путь во Царствие Божие. Начал молиться за всех, кто меня не отпускал из мира. Со временем обида на них и тревога прошли, о чём блестяще пишет святитель Игнатий Брянчанинов в томе «Аскетические опыты».

Прошло ещё время, и я понял, что Церковь – это вся моя жизнь. Я, вдруг, понял, что лишь со Христом, лишь участвуя в Таинствах Церкви можно рассчитывать на шанс спасения своей грешной души. Осознав себя только в Церкви и невозможность дальше жить без неё, я получил благословение на обучение в Донской духовной семинарии, на Богословских курсах. Хочется ещё и ещё познавать религиозные дисциплины, учиться, служить, проповедовать! На момент написания этого автобиографического рассказа, жизненные обстоятельства не позволяют мне всецело отдаться церковному служению. И в молитвах возношу Господу своё произволение насчёт служения.

Люди

Помимо духовного возрождения и великой радости по случаю очищения сердца, трезвении ума и осветления души, волей-неволей, в Церкви мы взаимодействуем с людьми. Сперва удивляешься, как здорово могут ладить и сосуществовать люди с, казалось бы, абсолютно разными музыкальными, литературными, политическими и иными воззрениями. А потом наслаждаешься соборной умной молитвой и общением с братьями и сестрами.

Продолжая разговор о людях, с которыми я познакомился и сблизился в Церкви, не могу не сказать об отце-протодиаконе Александре Смагло, который всячески меня поддерживает в выбранном жизненном пути, подсказывает что-то касательно богослужебной практики и являет собой тот пример крепкой дружбы. Того жертвенного христианского товарищества, которое многие люди в миру ищут десятилетиями, но так и не находят.

Ещё раз хочу вернуться к своей дорогой сестре во Христе Ольге Шевчук. Хочу поблагодарить её за проявляемую ко мне доброту и заботу, помощь в изучении церковного искусства, в частности – колокольного звона. Кстати, я всё же взял пару уроков звонарского мастерства, чему безусловно рад и благодарен ей!   
Особенно хочу порадоваться за своё знакомство с певчими Прихода Георгия Победоносца во главе с регентами Ашотом Паланджяном, матушкой Ксенией Волощук и матушкой Людмилой Цупко. Вы все по-своему вложили огромный вклад в моё музыкальное образование в целом, и в понимание церковной гимнографии в частности. Божией вам помощи в трудах на клиросах!

Не могу не сказать о братии нашего Прихода. Все алтарники большие молодцы и преданные воины Христовы. Кто-то помоложе, кто-то постарше, кто-то либерал, а кто-то консерватор. Но у Христа нет эллина и нет иудея. Мы все ходим под одним солнцем, и мы все дети Христовы. Мы вместе молимся и помогаем священникам. Делаем всё, чтобы практическая часть Богослужения проходила без запинок и форс-мажорных обстоятельств. Вместе с братьями алтарниками я не только учусь тонким особенностям пономарского послушания, но и общению. Не секрет, что в Церкви тоже люди. У каждого свой характер, свои те или иные сильные и слабые стороны. Вместе мы братия храма и вместе учимся смиряться и не осуждать, молиться друг за друга и ревностнее служить Господу и Его Церкви.

Отдельно хочу сказать несколько слов о прекрасном добром человеке матушке Игумении Нине (Антоновой). Так получилось, что занимаясь наполнением своего церковного контента в соцсетях, по воле Божией, познакомился с тогда ещё врио настоятельницей Макарьевского Желтоводского женского монастыря, что в Нижегородской области. Матушка оказала мне ощутимую духовную поддержку и, что безмерно ценю – укрепила меня в произволении посвятить себя церковному служению. Дай вам Бог, матушка Нина, сил и терпения, мудрости и любви в вашем святом послушании  во благо обители.

Обо всех людях, которые поделились со мной частичкой своей теплоты, очень сложно рассказать, ибо их очень много. Но абсолютно все трудящиеся и послушающиеся в Приходе Георгия Победоносца братья и сестры мною любимы. Это наши замечательные иконописцы и золотошвейки, звонари и флористы, сестры милосердия и работницы трапезных, театральная студия и военно-исторический кружок, воскресная школа и наши дорогие свещницы.  Всех без исключения благодарю за любовь и молитвы!

Слово оглашенным

Братья и сестры, дорогие! То, что вы пришли в Церковь и желаете жить со Христом Иисусом – это великая благодать от самого Господа Спасителя нашего. Ведь сколько кругом умных, уважаемых, известных, значимых и богатых людей, которых Господь так не призвал. А вас, будущие чада Святой Соборной и Апостольской Церкви, призвал и открылся всей Своей любовью.

На начальном пути воцерковления (что пережил, о том и пишу) вас будут пытаться сбить с пути разные хитрые бесы. Их так много, что сами они, кажется, путаются в устраиваемых нам кознях. Вас могут подстерегать и маловерие, и смущение, и соблазн. И то, насколько стойко вы будете переносить всю эту духовную борьбу, и будет зависеть победа света над тьмой.

Бесам, как пишут святые отцы, по большому счёту, малоинтересны те, кто живёт, по своей воле поступая сообразно их нашёптыванию. Куда более интересная и крупная добыча для дьявольских слуг – это вы – кто твёрдо решил очистить своё сердце от греха, ум от бесовских помыслов и впустить в грешную душу свет Евангельской истины. Я, братья и сестры, не дерзаю давать какие-либо наставления, ибо нет у меня на то ни послушания, ни благословения. Но считаю возможным предостеречь вас от того, что сам испытал и с чем борюсь до сих пор.

К сожалению, вы часто будете встречать, особенно в интернете, негатив в адрес всего, что связано с Церковью: от осуждения священников и священноначалия, до ереси протестантов и разговоров о якобы исконно русских славянских богах. Часто всё это сильно огорчает новообращённых. К сожалению, есть и случаи, когда братья и сестры вовсе уходят из Церкви.

Я для себя нашёл хороший способ не реагировать на эти выпады – учиться, читать святых отцов, учебники по литургике, каноническому праву, церковнославянскому языку, истории православия и Русской Церкви в частности. Имея истинные научные знания, вы уже не будете болезненно реагировать на очередные нападки. Со временем я понял, что чем более невежественен собеседник, чем менее он религиозно образован, тем более яро он настроен против Русской Православной Церкви, священников и православных мирян.

Вместе с тем, имея достаточный объём знаний, например, в области катехизиса, вы сможете, как и заповедует нам Апостол, дать чёткий и вразумительный ответ вопрошающему о нашей вере. При этом речь идёт не о лукавом собеседнике, которому на самом деле неинтересно познать истину, но о том, чьё сердце действительно стремится впустить свет в своё тёмное, поражённое грехом естество.

Очень надеюсь, что этот короткий рассказ о моём приходе в храм Божий поспособствует укреплению в вере новокрещённых православных христиан, а также наглядно явит чудесное воплощение промысла Божьего, который всецело и благодатно испытывает по сей день ваш покорный слуга. Всем мир!


Рецензии