Эндоартериит

Один мой знакомый был интересным и представительным мужчиной. Высокий, широкоплечий брюнет с волнистой и густой шевелюрой. Крепкого телосложения несмотря на свои пятьдесят. Николай Андреевич пользовался большой популярностью у женщин и немало этим гордился. Это было обусловлено не только его внешними данными, но и  умением красиво и изящно ухаживать за ними, периодически используя различные эффектные знаки внимания, которые в последнее время большинство мужчин почему-то редко применяло по отношению к своим женам и даже подругам.
А женщины, как существа романтичные, просто-таки жаждали подобного. И получая желаемое, буквально обожали своего кавалера. Если же к этому добавить его неплохие чисто мужские способности и возможности, то будет понятно, что порой даже самые изысканные дамы старались закрывать глаза на его отдельные недостатки и восхищались им самым неподдельным и искренним образом.
Ситуация так бы и была приятной и безобидной по своей сути, если бы не некоторые "но". Для облегчения контакта с женщинами ему приходилось нередко прибегать к выпивке. Это как бы раскрепощало его новых знакомых и вносило атмосферу легкости и непринужденности в их общение. Да и самому было приятно ощущать себя расслабленным и комфортным. А когда таких знакомых много и проходит длительный период жизни, то невольно вырабатывается своего рода условный рефлекс получать особенное удовольствие лишь после принятия стаканчика вина.
Не говоря уже о том, что большинство мужчин одним из элементов своей мужественности считают свою способность выпить большое количество спиртного. У некоторых даже имеется представление, чуть ли не убеждение, что "чем больше человек может выпить, тем в большей  степени  он  мужчина"  и  соответственно может рассчитывать на уважение окружающих и особенно, женщин.
Другим искаженным и весьма распространенным стереотипом мужественности является тот, что чем больше у мужчины было в его жизни женщин, тем большего авторитета он заслуживает. И почти никому не приходит в голову мысль, что подсознательное желание обладать максимальным количеством женщин природа заложила в голову мужчине в то время, когда рождаемость была одним из условий выживаемости человеческого рода вообще, а не конкретной семьи или группы людей, в частности.
У лучших мужчин обретение мудрости занимает порой не только года, но даже десятилетия их жизни, когда они начинают понимать, что большое количество женщин в их жизни - это не предмет доблести, а предмет сожаления и мишень для острой самокритики. Не повод для гордости и афиширования, а основание для сокровенной тайны и угрызений объективной и бесстрастной совести. И это даже при условии рассматривания ситуации с чисто психологической точки зрения. Не говоря уже о духовной, когда любые сексуальные отношения вне брака являются блудом и грехом, требующим даже для частичного их "погашения" и искупления гигантского количества добрых и праведных дел. Но у легкомысленных и безнравственных, распущенных и беспринципных людей чаще всего на это не хватает ни сил, ни желания, ни времени, ни всего остального. А уж о раскаянии речь и вообще не идет.
То, что пристрастие к спиртному - это тоже грех, - об этом стоит вести разговор отдельно, потому что он слишком серьезный и слишком большой, чтобы о нем можно было сказать что-то существенное и полезное между делом. Но так уж получается, что десятилетиями воспитанные в извращенной идеологии и психологии, морали и нравственности, культуре и экономике, политике и  педагогике  советские люди привыкли расслабляться только с помощью спиртного. И новые правила и тра-диции, неподкрепляемые со стороны государства и общества, прививаются очень медленно и тяжело, если еще прививаются кое-где и кое-кому.
А проблем и неприятностей в нашей жизни всегда хватало и всегда будет хватать. Ибо человек является таким существом, которому всегда чего-то не хватает, которому всегда чего-то еще хочется. Даже в том случае, если сам человек и не совсем понимает то, чего ему не хватает и чего ему хочется. Чем больше человек получает от жизни или от окружающих, тем больше растут у него запросы и тем изощреннее они становятся. И это не теоретический постулат, а вывод, который заставляет делать сама жизнь, независимо (и даже против) от нашей воли и желания, мнения и убеждения.
Для того, чтобы хоть как-то оправдать свое пристрастие к спиртному, Николай Андреевич стал делать и употреблять домашнее облепиховое вино. Данный выбор был обусловлен тем, что кто-то когда-то сказал, что облепиховое вино способно повышать мужскую потенцию. Кто сказал и когда, зачем и почему - этого он уже не помнил. Но в его сексуально озабоченном уме мысль эта закрепилась особенно крепко и основательно. И уже потом никто и ничто не могло выбить ее оттуда. В этом смысле он был не исключение, а скорее - правило. Грустное правило, но, тем не менее, правило.
Тут стоит сказать еще об одном распространенном стереотипе среди мужчин (хотя и многие женщины думают похоже). Это мнение о том, что уровень мужского достоинства определяется его сексуальными возможностями в тот или иной конкретный момент времени. Иначе говоря, чем больше оргазмов может за сутки испытать мужчина, тем выше его достоинство. Но не только сексуальное, но и личностное в целом. Глупость на самом деле несусветная, но когда так думают почти все, то это невольно становится неписанным правилом, которого вольно  или невольно приходится большинству придерживаться.
На самом деле, ситуация определяется возможностями мужчины вызвать оргазм у женщины среднего уровня сексуальности. И вот тут количество оргазмов женщины является косвенным показателем уровня любовного искусства мужчины. Сознательно и целенаправленно вызванная мужчиной яркость и выразительность ощущений женщины, особая их тонкость и изящность, создание женщине особого психологического и физического комфорта до интимного общения, во время него и после него - вот возможные критерии оценки мужского достоинства.
И даже если обстоятельства складываются таким образом, что дальнейшее общение невозможно, то сознательно построить общение с женщиной таким образом, чтобы спустя даже месяцы или годы после него она помнила о нем и вспоминала с особым удовольствием и удовлетворением своей в первую очередь человеческой, а потом уже женской сущности. Надо сказать, что одним из реальных мужских достоинств является щепетильность в выборе потенциальной сексуальной партнерши и учет ее критериев отбора.
С теми женщинами, которые желают получить лишь сильного сексуального партнера, без учета каких-либо основных свойств его ума и души, общаться в принципе не стоит, так как рано или поздно, как показывает практика, этот бумеранг вернется к этому человеку и ударит больно по его собственному человеческому и мужскому достоинству. А неприятностей, по мере возможности, лучше избегать, а не планировать их заранее. 
Двадцать лет назад, когда Николай Андреевич был в прекрасном здравии, я сказал ему, что при таком небрежном отношении к своему здоровью (беспорядочные связи с женщинами и почти ежедневное употребление двух-трех фужеров вина) его здоровье в таком хорошем состоянии долго не сможет находиться. Через пять лет его
артериальное давление начнет  колебаться, а через десять лет у него будет гипертоническая болезнь и еще какая-нибудь серьезная болезнь. Подобный прогноз с моей стороны был тогда воспринят Николаем Андреевичем как косвенная недоброжелательность. Но вот прошли годы и что же на деле получилось. Через пять лет его артериальное давление стало периодически прыгать, а через десять лет у него появилась гипертоническая болезнь первой степени, через 15 лет - второй степени. И теперь уже другие врачи категорически запретили ему употребление любых спиртных напитков даже в самых малых дозах, так как это провоцировало резкий и значительный подъем давления по типу гипертонического криза. И если его не поразил еще инсульт, то лишь в связи с тем, что при кризах у него возникало носовое кровотечение, уменьшающее общий объем крови, выступая таким образом в виде своего рода предохранительного клапана.
Приключения Николая Андреевича на этом не закончились. У него возник целый комплекс сосудистых заболеваний: облителирующий эндоартериит (спазм мелких артерий в ногах, приводящий к гангрене и ампутации ног), тромбофлебит (воспаление вен ног) и варикозное расширение вен. Проблемность ситуации заключалась в том, что обычно эти заболевания не сочетаются в одном организме одновременно. И принципы их лечения во многом противоположны друг другу. Иначе говоря то, что помогает тромбофлебиту, то может вредить эндоартерииту и наоборот.
Целый год Николай Андреевич ходил по разным врачам и не мог никак получить даже диагноз своей болезни, не говоря уже о ее лечении. Каждый из специалистов (кожник, терапевт, хирург, аллерголог и т.д.) говорил ему, что у него болезнь не по профилю данного специалиста, поэтому терапевт отправлял к кожнику, а кожник к хирургу, хирург к аллергологу и так до бесконечности. А болезнь тем временем развивалась и образовалась уже трофическая язва на голени не с пятикопеечную монету, а с ладонь. Дело шло к гангрене. И пока я вместе с ним не прошел всех специалистов повторно (повторно по специальностям, а не по конкретным
специалистам, так как к ним уже не было смысла приходить повторно) толку не было никакого. Надо сказать, что перед походом к врачам я осмотрел Николая Андреевича и поставил ему свой диагноз в виде облитерирующего эндоартериита и варикозного расширения вен. Но меня беспокоило то, что могло быть еще какое-то заболевание эндокринного или иммунологического, кожного или другого характера, которое требовало специального обследования лабораторного или инструментального плана. Что возможно было выполнить только в условиях специализированного отделения.
К сосудистому хирургу мы пришли в конце нашего путешествия по врачам. Я предъявил свою визитку, где было указано, что я являюсь (на тот момент) кандидатом медицинских наук. Диагноз мой был подтвержден, но врач высказал некоторое недовольство нашим визитом, хотя консультация была платной. Он сказал: "Вы рано пришли ко мне".
Я спросил: "Почему рано?"
- Потому что вам нужно прийти через полгода и тогда я отрежу ногу вашему пациенту…
- А что нельзя сделать так, чтобы не нужно было отрезать ногу?
- Если вы уж очень сильно настаиваете, то я назначу консервативное (медикаментозное) лечение.
Собственно, его назначения меня уже волновало мало, так как для меня нужен был диагноз точный и конкретный, а уж лечение я мог назначить и без него. Просто мне хотелось соблюсти все правила посещения врача в полном объеме. Да и была надежда на то, что врач имеет узкую специализацию и практический опыт значительно превосходящий мой в этой области, поэтому, быть может, он назначит что-то сверхсовременное и особенное. Препараты, которые назначил доктор, мне были уже хорошо знакомы. Но теперь я был уже спокоен. К сожалению, доктор не предложил нам взять под свою опеку Николая Андреевича, поэтому его лечение я стал проводить самостоятельно.
Прошло уже восемь лет и Николай Андреевич все еще жив. Болезни его никуда не исчезли, но находятся в компенсированном состоянии и поэтому особой опасности для его жизни не представляют.
Будучи большим любителем шахмат и карт, биллиарда и телевизора, он теперь лишился всех этих удовольствий, так как даже они невольно способствовали подъему его давления…
А когда я вспоминаю свой прогноз, сделанный мною двадцать лет назад, то он делает недовольное лицо и говорит мне, что я выступил в роли невольного его недоброжелателя. На что жена Николая Андреевича возражает "да если бы не Александр Иванович, ты бы уже давно парил свои кости на кладбище…" Так мне и не удалось достучаться в полной мере до моего пациента, чтобы он понял, что жизнь шла, идет и всегда будет идти по своим законам, сила и власть которых в абсолютно равной степени распространяется на всех людей, не зависимо от их индивидуальных достоинств и добродетелей, талантов и заслуг и любых других характеристик и показателей.
А я лишь выступил в роли человека, который озвучил для него некоторые из этих законов. Это было примерно так же, как "дважды два будет четыре" и не пять и не три и не какое-то другое число, которое, быть может кому-то нравится гораздо больше в силу индивидуальных симпатий и привязанностей. Жизнь и здоровье любого человека подчиняются вечным и универсальным законам вселенной, незнание которых или несогласие с которыми не меняет ничего в принципе. Ведь, если вы не знаете, что огонь обжигает, то это отнюдь  не  означает,  что  он  вас не будет обжигать. Еще как будет. А если вы будете проявлять легкомысленность и безответственность, то огонь не просто обожжёт вас, а нанесет обширный и глубокий ожог, лечение которого будет долгим и трудным, связанным с массой неприятностей и проблем. Так зачем же по своей воле создавать ситуации, за которые потом нужно будет очень дорого платить. И платить  не только деньгами, но что еще более важно и дорого - это своим здоровьем и жизнью, благополучием своих родных и близких.
Мнение человека, знающего основные законы жизни, в первую очередь философские (духовные) и психологические (житейские) не должно оставаться без
внимания, так как это грозит драматичными последствиями для любого смертного. А если ваш разум в порядке и вы не страдаете мазохоизмом (стремлением причинять себе боль, получая таким парадоксальным образом удовольствие), то не искушайте судьбу. Другой вопрос, что в роли советчика нужно выбирать не человека, который вам просто симпатичен, а того, кто проверен временем. И уже сама жизнь доказала, что звание эксперта для него является не формальным ярлыком, а заслуженным практическими делами.


Рецензии