Франсуаза Дольто. На стороне подростка. Ч. 2

"Мягкие" наркотики нейтрализуют созидающее и воспроизводящее либидо. Очень многие из тех, кто принимал наркотики выбираются из этого - они теряют почву под ногами, теряют соревновательный дух, необходимый, чтобы выиграть борьбу. Подростки так и не приобретут опыта, который позволил бы им найти средства защиты тогда, когда в из жизни возникнут препятствия. А страна, населенная людьми, которые не способны защищать себя и место, где они живут, - настоящая приманка для тех, кто имеет силы и желание завоевать, это прямая дорога стать жертвой, "колонией". Эта слабость перед жизнью, невозможность преодолеть препятствие, сделать усилие делает нас уязвимыми для любых видов вторжения. Ведь так гибли цивилизации".

"Перед лицом раннего взросления своих детей родители пускают всё на самотёк и устраняются от их воспитания. Но там, где нет детства, нет и зрелости. Подросткам не хватает правил самовоспитания. Как они узнают, как вести себя в обществе, если родители не научили их на собственном примере и не поговорили с ними об этом? Телевизор становится единственным источником общения для одиноких детей в пустом доме без взрослых. Так они сохраняют контакт с обществом. Так теряется возможность общения. Когда родители появляются, обмена словами не возникает. Дети не готовы к разговору. Родители дома. Но теперь уже дети уходят и проводят вечера с приятелями. Родители и дети сосуществуют без слов. Дети смотрят телевизор в одиночестве, родителей нет, они либо на кухне, или у себя в комнате".

"Дети-одиночки долго живут в родительском доме, преодолевая подростковый период, или покидают дом, чтобы попасть в зависимость от других взрослых (компании, секты, опекуны). Они испытывают потребность уйти из дома, однако по собственной слабости попадают в ловушку, расставленную другими взрослыми. Семья не провоцирует их уход. Они уходят, чтобы найти заменяющую семью, псевдосемью. Они не могут найти работу и живут будто ужи. Каждый раз, когда их упрекают в пассивности, бездеятельности, инертности, безразличии и равнодушии к домашним делам и поискам работы, образования, к поиску своего места в обществе, они отвечают: "Это не ваше дело". Этим молодым людям не хватает чего-то, за что они должны нести подлинную ответственность. Их аргумент: "Я ничего плохого не делаю, и это моё дело, как я распоряжаюсь своим временем". Многие родители уже потеряли контакт с детьми. А подростки их провоцируют. Они страдают от отсутствия желаний".

"Большинство подростков родителям подчинялось. Меньшинство сопротивлялось, они ломали преграды и уходили из дома. Нынешние подростки остаются дома и весьма пассивно наблюдают за тем, как их родители терпят фиаско. Конфликта, в котором есть динамизм, нет, нынешним подросткам не хватает агрессивности сказать: "Я противостою тебе, потому что ты мне мешаешь, я не хочу быть таким, как ты. Ты такой, какой ты есть, но я не хочу быть таким же" или "Я не хочу делать то, что делаешь ты, я буду делать по другому". Сейчас они просто наблюдатели, почти нейтральные, которые ничего не делают. Они наблюдают за угасанием своих родителей. Они не могут идентифицировать себя с родителями, потому что у них нет идеалов. Они только критикуют старших. Они наблюдают их закат, их безрезультатные усилия, их слабость, их поражение...
Такая позиция характерна для молодых европейцев. Ни в Америке, ни в Японии этого нет - там живут в условиях соревнования, где родители побуждают детей к деятельности и хотят видеть их среди победителей.
Там роли не поменялись, тогда как в Европе родители и дети поменялись ролями...
Пассивный нейтралитет ещё хуже, чем агрессивный конфликт между поколениями. Противоположность любви - не ненависть. Ненависть это та же любовь. Противоположность любви - безразличие. Отсутствие отношений, молчание того, кто никак не реагирует, воспринимается, как порядок вещей в этом накренившемся мире. Эта современная тенденция распространяется на тех, кто отвечает за социальные процессы, кто разрешает их и приводит их в движение. Социальное стремление, которое раньше было воинственным, всё более и более ослабевает".

Франсуаза Дольто "На стороне подростка"


Рецензии