Франсуаза Дольто. На стороне подростка. Ч. 2
"Перед лицом раннего взросления своих детей родители пускают всё на самотёк и устраняются от их воспитания. Но там, где нет детства, нет и зрелости. Подросткам не хватает правил самовоспитания. Как они узнают, как вести себя в обществе, если родители не научили их на собственном примере и не поговорили с ними об этом? Телевизор становится единственным источником общения для одиноких детей в пустом доме без взрослых. Так они сохраняют контакт с обществом. Так теряется возможность общения. Когда родители появляются, обмена словами не возникает. Дети не готовы к разговору. Родители дома. Но теперь уже дети уходят и проводят вечера с приятелями. Родители и дети сосуществуют без слов. Дети смотрят телевизор в одиночестве, родителей нет, они либо на кухне, или у себя в комнате".
"Дети-одиночки долго живут в родительском доме, преодолевая подростковый период, или покидают дом, чтобы попасть в зависимость от других взрослых (компании, секты, опекуны). Они испытывают потребность уйти из дома, однако по собственной слабости попадают в ловушку, расставленную другими взрослыми. Семья не провоцирует их уход. Они уходят, чтобы найти заменяющую семью, псевдосемью. Они не могут найти работу и живут будто ужи. Каждый раз, когда их упрекают в пассивности, бездеятельности, инертности, безразличии и равнодушии к домашним делам и поискам работы, образования, к поиску своего места в обществе, они отвечают: "Это не ваше дело". Этим молодым людям не хватает чего-то, за что они должны нести подлинную ответственность. Их аргумент: "Я ничего плохого не делаю, и это моё дело, как я распоряжаюсь своим временем". Многие родители уже потеряли контакт с детьми. А подростки их провоцируют. Они страдают от отсутствия желаний".
"Большинство подростков родителям подчинялось. Меньшинство сопротивлялось, они ломали преграды и уходили из дома. Нынешние подростки остаются дома и весьма пассивно наблюдают за тем, как их родители терпят фиаско. Конфликта, в котором есть динамизм, нет, нынешним подросткам не хватает агрессивности сказать: "Я противостою тебе, потому что ты мне мешаешь, я не хочу быть таким, как ты. Ты такой, какой ты есть, но я не хочу быть таким же" или "Я не хочу делать то, что делаешь ты, я буду делать по другому". Сейчас они просто наблюдатели, почти нейтральные, которые ничего не делают. Они наблюдают за угасанием своих родителей. Они не могут идентифицировать себя с родителями, потому что у них нет идеалов. Они только критикуют старших. Они наблюдают их закат, их безрезультатные усилия, их слабость, их поражение...
Такая позиция характерна для молодых европейцев. Ни в Америке, ни в Японии этого нет - там живут в условиях соревнования, где родители побуждают детей к деятельности и хотят видеть их среди победителей.
Там роли не поменялись, тогда как в Европе родители и дети поменялись ролями...
Пассивный нейтралитет ещё хуже, чем агрессивный конфликт между поколениями. Противоположность любви - не ненависть. Ненависть это та же любовь. Противоположность любви - безразличие. Отсутствие отношений, молчание того, кто никак не реагирует, воспринимается, как порядок вещей в этом накренившемся мире. Эта современная тенденция распространяется на тех, кто отвечает за социальные процессы, кто разрешает их и приводит их в движение. Социальное стремление, которое раньше было воинственным, всё более и более ослабевает".
Франсуаза Дольто "На стороне подростка"
Свидетельство о публикации №222021301165