Случай на границе

             Это случилось в июне 1960 года на Финской границе, недалеко от города Кандалакша. Стояло знойное лето, погода была отличной, термометр не опускался ниже двадцати пяти градусов по Цельсию. Но каждую неделю шли дожди, как бы восстанавливая температурный баланс, увлажняя траву и деревья, не давая им желтеть от жары. Такое жаркое лето нечасто бывает в этих местах.
              В пять часов пятнадцать минут сработала тревожная сигнализация. Я, сержант пограничных войск Анатолий Кутырев во главе тревожной группы бросился на участок предполагаемого нарушения границы.
              Прибыв на место, мы никого не обнаружили, лишь на контрольно-следовой полосе видны явные следы медведя, ведущие с нашей стороны в сторону финнов. После проверки выяснилось, что следы действительно настоящие - медвежьи.
              На следующий день в пять часов сорок пять минут на заставе опять сработала сигнализация. На этот раз виновником оказался лось. Затем границу перешла семья кабанов. Каждый день через контрольную полосу стали перебираться животные. Тревожная сигнализация срабатывала по 2-3 раза в сутки. 
              Мы никак не могли понять, в чём причина. Если бы звери шли с сопредельной стороны, можно было бы предположить провокацию со стороны финнов. Но животные шли от нас к ним. Мы облазили всю приграничную полосу, вспугнули всех зверей от зайца до лося. На месте основного перехода животных выставили «секрет». Но это ничего не дало. Звери проходят в одну сторону, а через некоторое время возвращаются обратно.
              В общем, творилось на границе что-то непонятное. Специальными скрытыми камерами мы сделали много фотографий зверей во время перехода границы. Но и это не прояснило ситуации.
              Наше начальство обратились к финнам, их тоже беспокоила эта загадка. Стали думать вместе. Усилили наряды с обоих сторон. Бесполезно. Звери как нарушали границу, так и продолжали нарушать.          
              Тогда решили в этом месте установить проволочное ограждение на несколько десятков метров. Сначала это помогло. Животные перестали нарушать границу. Все успокоились, но как оказалось рано. Дней через десять всё началось сначала.
              Тогда руководство согласовало с финнами разрешение на совместный переход границы. На это ушло около двух недель.
               Когда сигнализация сработала в очередной раз, наши пограничники в сопровождении финнов пошли за лосем-нарушителем до конца, на сопредельную территорию. Вглубь Финляндии зверь прошёл около полукилометра и остановился. Подошедшие ближе пограничники увидели, что лось пьёт.
               Оказывается, весной в этом месте появился родник, и звери стали ходить через границу на водопой.
               Всё это хорошо, но нам то, что делать? Финны предложили пригласить человека, который копает колодцы и определяет место скопления воды, чтобы он помог найти на нашей территории новое место для водопоя животных.
               Но, что мы выиграем? Тогда звери с сопредельной территории будут ходить к нам на водопой и тоже нарушать границу.
               Вместе с местным егерем стали изучать локацию зверей. Установили, что раньше животные ходили на водопой к ближайшим озёрам.
               Как теперь вернуть всё назад? Финны сделали просто, закопали родник. Но он через время выскочил в другом месте. Метров за двести от прежнего. Финны его снова засыпали. Однако он опять выбился наружу. Так продолжалось несколько раз, пока родник не ушёл под землёй в ближайшее озеро. Ух-ух. Можно было вздохнуть спокойно.               
                Всё вернулось на свои места. Финские звери стали гулять по Финляндии, а советские звери по советской земле. Тем не менее, всё лето мы провели в тревогах и постоянных выездах всей заставой на границу для оценки охотничьей ситуации.
                Наши приключения дошли до Москвы. Правда, к этому времени нами они уже основательно забылись, поскольку ситуация стабилизировалась. Тем не менее, к нам на заставу поехали, сначала журналисты, а потом и всякого рода проверки и проверяющие.
                Нас лихорадило ещё больше полугода. Хорошо, что на заставу попасть можно было только на вертолёте. А так бы ездили каждый день.
                Вертолёт же летает по графику. Казалось бы, там наверху милиции нет, летай, как хочешь, но это не просто. Полёты у границы строго согласовываются и соблюдаются. Поломать график прилёта вертолёта в виде исключения можно один или два раза и то из-за какого-нибудь очень большого начальника. Только это и спасало. 
          
Алексей Кутырев по воспоминаниям отца Анатолия Кутырева.
            


Рецензии