Олег Балановский. Славянская мега-популяция

Известный генетик О.Балановский в своей книге "Генофонд Европы" для сравнения генофондов по широкогеномным данным с помощью программы ADMIXTURE выделяет западноевропейский и восточноевропейский предковые компоненты, являющиеся основными в Европе (см. рисунки). Западноевропейский компонент широко представлен по всей Западной Европе, и имеет наивысшие частоты на юге Скандинавии, в Исландии, в Ирландии и Шотландии. Очевидно, распространение этого компонента связано с расселением племён культуры шнуровой керамики и родственных ей культур. Но в таком случае какому населению соответствует восточноевропейский компонент, доминирующий у популяций Восточной Европы и достигающий наивысшей частоты у латышей? Разумно было бы предположить, что речь идёт о балто-славянах, но ведь они тоже, как и западноевропейцы, происходят от сообществ шнуровой керамики. Откуда же тогда разница между Западной и Восточной Европой? И там, и там предки должны быть одинаковыми. Вдобавок, восточноевропейский компонент должен быть связан с древней мега-популяцией, сопоставимой с культурами шнуровой керамики, в то время как славяне появились на исторической арене лишь в Раннем Средневековье, расселяясь по Европе в среде неродственных себе народов и ассимилируя их. Почему же славяне, поглотившие в эпоху миграций значительный местный субстрат, сейчас неожиданно, парадоксально оказываются похожи друг на друга и что же такое восточноевропейский предковый компонент?

Решение наметил ещё сам О.Балановский, предположивший в статье "Как складывался генофонд славян и балтов", что ассимилируемый субстрат мог быть родственен самим славянам: "Ассимилированный субстрат мог быть представлен по преимуществу балтоязычными популяциями. Полученные в этой работе генетические данные — и на графиках генетических взаимоотношений, и по доле общих фрагментов генома — указывают, что современные балтские народы являются ближайшими генетическими соседями восточных славян. При этом балты являются и лингвистически ближайшими родственниками славян. И можно полагать, что к моменту ассимиляции их генофонд не так сильно отличался от генофонда начавших свое широкое расселение славян. Поэтому если предположить, что расселяющиеся на восток славяне ассимилировали по преимуществу балтов, это может объяснить и сходство современных славянских и балтских народов друг с другом, и их отличия от окружающих их не балто-славянских групп Европы".

Однако такое решение работает только для восточного вектора славянских миграций. В Карпатах, на Среднем Дунае, в Полабье славяне не могли встретить балтов. Здесь они должны были смешиваться с фракийцами, романизированными кельто-иллирийцами, германцами и т.д. Продолжая ход мыслей О.Балановского следует допустить, что среди названных популяций присутствовали группы, тоже родственные славянам. Подобное предположение не выглядит неправдоподобным в свете недавнего открытия генетиков (Daniel Gerber et al. Interdisciplinary analyses of Bronze Age communities from Western Hungary reveal complex population histories), обнаруживших сходство между славянами и населением ряда культур бронзового века Венгрии: культуры Кишапоштаг, культуры инкрустированной керамики, культуры Марош, культуры Фюзешабони и др. Это население (назовём его условно "паннонцами") могло проживать в Центральной Европе вплоть до Раннего Средневековья и влиться в состав мигрирующих славян. Конечно, паннонцы (если они действительно существовали) едва ли говорили по-славянски. К моменту появления исторических славян этот народ наверняка был раздроблен и различные его общины скорей всего были германизированы, кельтизированы, романизированы. Тем не менее, паннонцы вероятно не являлись настоящими германцами, кельтами или римлянами, а представляли собой крайне южную точку сложившегося в бронзовом веке славянского генетического континуума, простиравшегося через Восточную Европу в направлении с юго-запада на северо-восток вплоть до Прибалтики, где в бронзовом веке обнаруживаются родственные паннонцам группы.

Источник славяноподобных популяций бронзового века Венгрии и Прибалтики неизвестен, но он не мог располагаться среди культур шнуровой керамики, поскольку наиболее ранние индивиды, принадлежавшие к кластеру паннонцев, напр., аутлайер из культуры Ватя, имели очень мало "степной"/"шнуровой" генетики. Скорей всего речь идёт о доиндоевропейском населении Восточной Европы, которому удалось пережить  нашествие индоевропейцев, и которое с течением времени перешло на балто-славянский язык.


Рецензии