Запад попытался выдворить Россию
старший научный сотрудник New America Foundation, профессор Кембриджского университета
НАТО и Европейский Союз достигли своих пределов. Что делать дальше?
Попытки Запада выдворить Россию из Европы потерпели неудачу. Они неизменно присутствовали в его стратегии, потому что Запад стремился принять в НАТО и ЕС все европейские страны, за исключением России. В таком контексте лозунг НАТО "Европа единая и свободная" кажется явным утверждением о том, что Россия частью Европы не является.
Но, как напомнил нам французский президент Эммануэль Макрон, Россия — это часть Европы. Она просто слишком большая, слишком сильная и слишком заинтересованная в своем ближайшем географическом окружении, чтобы исключать ее из европейской системы безопасности. Если такая стратегия исключения России продолжится, она будет постоянно пытаться вернуться в Европу, не стесняясь применять силу. В лучшем случае это приведет к повторяющимся и чрезвычайно разрушительным кризисам, а в худшем — к войне.
Надо создать структуру, которая сможет защитить интересы НАТО и ЕС и в то же время учесть российские интересы и сохранить мир. Решение проблемы — в разработке современной версии "европейского согласия".
Нынешняя система безопасности себя исчерпала. До 2007-2008 годов расширение ЕС и НАТО проходило без перебоев. В их состав вошли все бывшие сателлиты Советского Союза из Центральной Европы и с Балкан, а также прибалтийские государства. Россия была недовольна такой экспансией НАТО, но не сопротивлялась активно этому процессу. Но затем НАТО и ЕС получили решительный отпор, потому что вышли за пределы допустимого.
На саммите НАТО в румынском Бухаресте в 2008 году Соединенные Штаты и их союзники отказались немедленно предоставлять Украине и Грузии план подготовки к членству, потому что Франция и Германия были против. Но все они пообещали, что со временем эти страны будут приняты. С точки зрения Москвы, это означало, что членами альянса станут государства, у которых есть неразрешенные территориальные споры с Россией (а в случае Грузии также замороженный конфликт); что НАТО будет покрывать действия (скажем, прибалтийских государств), наносящие ущерб местному русскому меньшинству; и что НАТО выгонит Россию с ее военно-морской базы в Севастополе и из Закавказья.
В том же году вспыхнула российско-грузинская война, которая должна была положить конец дальнейшему расширению НАТО, потому что наглядно продемонстрировала, насколько опасны территориальные споры на постсоветском пространстве, и что Россия в крайнем случае будет воевать, защищая свои жизненно важные интересы — а Запад воевать не будет. Мы снова видим это сегодня, когда Вашингтон и Брюссель регулярно и категорически заявляют, что не станут посылать войска на защиту Украины. А если НАТО не будет воевать за Украину, значит, альянс не может принять ее в свои ряды в качестве союзницы. Все просто.
Усиление Китая — это другой фактор, доказывающий нецелесообразность исключения России. Этот проект разрабатывался в то время, когда Россия была в самом слабом состоянии за последние 400 лет и когда колоссальный рост Китая только начинался. У Запада в то время были возможности, которые сегодня очень сильно ослабли. А Китай, похоже, готов помочь России преодолеть западные экономические санкции.
ЕС тоже исчерпал возможности для продвижения на восток. Украина большая страна (44 миллиона человек), там свирепствует коррупция, налицо недееспособность политической власти, а население погрязло в бедности (ВВП на душу населения там в три раза меньше, чем в России). Но еще важнее другое. Расширение ЕС в Восточной Европе уже не кажется безоговорочной историей успеха, как это было 10 лет назад.
В Румынии, Болгарии и других странах сохраняется мощная коррупция, и они во многом остаются экс-коммунистическими. В Польше и Венгрии возник, развился и занял господствующие позиции шовинистический и квази-авторитарный популизм, что привело их в противоречие с ключевыми ценностями ЕС. В некоторых отношениях эти страны идеологически стали ближе к режиму российского президента Владимира Путина. В этих условиях нет никаких шансов, что в обозримом будущем ЕС примет в свой состав такую страну, как Украина.
Признание этих очевидных истин (подавляющее большинство западных руководителей и экспертов их признает, но только келейно, неофициально) должно заставить нас задуматься о новой архитектуре европейской безопасности, в которой будут участвовать НАТО и ЕС, а вражда между этими организациями и Россией пойдет на спад. Мы должны направить усилия на создание этой новой системы в рамках разрешения текущего кризиса и во избежание новых кризисных ситуаций.
Свидетельство о публикации №222021300359