О селе Горки, Преображенской церкви, её прихожанах

                Александр Полынкин

О селе Горки, Преображенской церкви и её прихожанах (Хотынецкий район Орловской области)

В советские времена  каждому жителю нашей большой страны были хорошо известны Горки Ленинские – те  самые, в которых провёл последние годы своей жизни первый руководитель  Советского государства и где был создан музей, посвящённый вождю. Но на  Орловщине есть и свои Горки, если уж быть точным, то целых пять населённых  пунктов в четырёх районах носят это имя.

Я поведу речь о хотынецком селе, уютно расположившемся на  автомагистрали Орёл-Брянск, в 47 километрах от областного центра, на самом  стыке Урицкого, Хотынецкого и Шаблыкинского районов.
  Своё название Горки получили за то, что раскинулось село  на возвышенной, среди гор, сухой и безводной  местности. Рядом с населённым пунктом начинается ручей Городец, впадающий  вскоре в   реку Цон. А с другой стороны села,  в трёх километрах к северо-востоку, тихо струится  когда-то очень полноводная и рыбная река  Лубна, приток  Цона. Вот в этом самом  живописном и богатом живностью междуречье, на возвышенной его части, и  поселились достаточно давно наши первопоселенцы-земляки. Уже в самом конце XVI века  в селении (одном из очень немногих тогда) появилась церковь Николая Чудотворца,  вокруг которой, в радиусе нескольких вёрст, существовало несколько населённых  пунктов: Бредихина, Богатищево, Баздырево. В них, как и в самом селе Горки,
  жили дети боярские –   служилые люди, защищавшие южные рубежи Московского государства от  набегов крымских татар и получившие за это небольшие поместья в качестве  оплаты. Крестьян у них не было, и земли свои они пахали сами.  Из переписных книг конца XVI – начала XVII века нам  известны фамилии этих служилых людей: Ампилоговы, Баздыревы, Богатищевы, Доренские,  Криволаповы, Немцовы, Тохтамышевы, Труновы.
  С течением веков дети боярские превратились в  однодворцев, а потом – в государственных крестьян. Но – удивительное дело –  многие из перечисленных фамилий сохранились вплоть до нашего времени, и на  кладбище села Горки даже сейчас можно легко найти и Баздыревых, и Богатищевых,  и Тохтамышевых, и Деренских (в этом случае чуть-чуть изменилась фамилия).
  Через некоторое время число прихожан Никольского храма  села Горки увеличилось в связи с тем, что ещё несколько населённых пунктов стали  относиться к его приходу.  С конца XVIII века,  в течение всего XIX  и начала XX века  само село относилось к Карачевскому уезду Орловской губернии, в составе  которого числилось ещё 5 приходских деревень: Богатищева, Баздырева, Мояки,  Прилепы и Челищева. Три деревни (Кривцова, Телякова и Бунина), чьи прихожане  посещали храм села Горки, административно находились в  Орловском уезде. Всех прихожан, мужского и  женского пола, на начало 1905 года насчитывалось 4680 душ.
  К середине XIX века старинная деревянная Никольская  церковь села Горки сильно обветшала, и приходской совет принял решение строить  новый, каменный, храм. Его возведение началось в 1844 году, и главную роль в  этом деле сыграл местный помещик, владелец имения в деревне Мояк (Маяк, Маяки –  название варьировалось – А.П.), Иван  Иванович Лоур (в «Историческом описании церквей, приходов и монастырей  Орловской   епархии», изданном  Орловским  Церковно-Историческим  Археологическим  Обществом в 1905 году в Орле, его фамилия  написана -  «Лаур», но это явно  неправильно, поскольку и в Метрических книгах Преображенского храма села Горки,  и в Алфавитном Указателе Дворянских родов Орловской губернии Иван Иванович и  его семейство значатся как «Лоур» - А.П.).
  Пока строился новый храм (а процесс длился 18 лет) Иван  Иванович Лоур успел вырасти по службе из поручиков до подполковника и выдал  замуж свою дочь Елену. Произощло это важное для благотворителя событие, уже в  новой церкви, 12 ноября 1861 года: 17-летняя Елена Лоур  стала женой 32-летнего отставного  подполковника Стефана Стольникова, владельца имения в д.Себякиной Кромского  уезда.  И хотя  официально считается, что Преображенский храм  был освящён в 1862 году, по всей видимости, церковные службы в одном  из трёх его приделов начались   с  1856 года,   поскольку в сохранившихся за этот период метрических записях  бывший Никольский храм села Горки  уже с этого момента  именуется как храм Преображения Господня.
  Конечно, не только Иван Лоур вложил в строительство храма  свои сбережения, многие местные помещики его почин поддержали. В их числе –  полковники Виктор Николаевич Филатов и Давид Давидович Оберг, штабс-капитан  Лейб-гвардии Московского полка Александр Михайлович Нарышкин, Афанасий  Александрович Маслов, Николай Алексеевич Пашков, Анна Васильевна Шатохина. Не  меньший вклад в строительство храма внесли прихожане из числа государственных и  владельческих крестьян окрестных деревень: Алёшины, Богатищевы, Головины,  Золотухины, Пилюгины, Тикуновы, Торшины, Тохтамышевы и многие другие.
  По сохранившимся описаниям,  приходской храм села Горок отличался своим  величием. Он имел крестообразную форму. Главный престол был назван в честь  Преображения  Господня, придел с правой  стороны - во имя Святителя и Чудотворца Николая, а с левой – в честь Знамения  Пресвятой Богородицы.
  Особым почитанием у местных прихожан пользовались  храмовые иконы придельных алтарей – икона Знамения Курской Божией Матери и  икона Святого Чудотворца Николая.
  При храме имелась построенная в 1901 году церковно-приходская  школа, каменная, покрытая железом.
  Исключительным  явлением  в селе Горки считался совершаемый  в девятую  пятницу по Пасхе  крёстный ход на колодец  «Пониковец» («Паниковец»), в 4-ёх  верстах от Горок. Колодец был открыт давно, а образовался естественным  способом, из родника, появившегося в поле на открытом, почти совершенно ровном,  лишь несколько покатистом на восток месте. Крестный ход сюда установили в  память явления у этого колодца иконы Знамения Курской Божией Матери. В указанный  день в селе Горки собирался к Богослужению весь  приход и множество богомольцев из соседних  приходов.
  После поздней литургии, при торжественном вынесении  святых икон и хоругвей, при совершении причтом по пути молебна Знамению Божией  Матери, все шли  в «Пониковец».
  Здесь происходило водоосвящение и молебны с акафистом  Божией Матери. После молебна все черпали освящённую в колодце воду и старались  хранить её в течение года, как особенно благодатную и целебную, употребляя её  для освящения домов, домашнего движимого и недвижимого инвентаря.
  В Преображенском храме, в котором, по числу прихожан,  имелось два причта, всегда служили замечательные священники, такие, как, к  примеру, Григорий Новиков и Ксенофонт Иножарский.
  Ксенофонт Никитич Иножарский, по окончании в 1835 году  Орловской духовной семинарии, прослужил в Горках более 20 лет и у своих  прихожан пользовался огромным уважением. Он для каждого пришедшего  в храм мог найти нужные слова. И даже когда у  него самого случилась страшная трагедия – 17 июля 1856 года были «затоплены  сильною грозою в воде» сразу два его сына – Павел, 13 лет, и Николай, 10 лет,  батюшка сумел не впасть в отчаяние, а продолжил сам утешать других.
  Ведь в том, 1856 году, горе пришло не только в дом  священника, но и в семьи ещё 40 родителей из приходских деревень, чьи дети в  одночасье скончались от сильнейшей эпидемии оспы.
  Верой и правдой 70 лет новый Преображенский храм села  Горки служил своим прихожанам, за это время его батюшки успели покрестить почти  6 тысяч младенцев, обвенчать 2 с лишним тысячи пар молодожёнов и отпеть около 5  тысяч покойников. В храм шли с надеждой и с верой – и бедные, и зажиточные,  каждый находил здесь душе своей утешение.
  Моя родная деревня Бунино (ныне – в составе  Архангельского сельского поселения Урицкого района, а до 1928 года входивщая в  Орловский уезд) долгие годы числилась в приходе Преображенской церкви села  Горки. Мой дед, Михаил Максимович Полынкин, и бабушка, Прасковья Ивановна  Матовых, незадолго перед Первой Мировой войной обвенчались в этом храме.
  Ничего, к сожалению, не осталось от него, ни-че-го.

Но память сегодня начинает возвращать то, что долгие годы  лежало где-то на самом дне сундуков и душ. Вот уже несколько лет как заново  освящён  источник  «Пониковец», тот самый, в четырёх километрах  от Горок, усилиями энтузиастов и паломников что-то сделано для  его облагораживания.

А в Горки стали возвращаться – хотя бы после смерти – те,  кто здесь родился, вырос, и напитался    за короткое время запахами трав междуречья Цона и Лубны.
  Перед самой Великой Отечественной войной появился на свет  в селе Горки мальчик, который после окончания Орловского педагогического  института быстро сделал блестящую карьеру: первый секретарь Орловского обкома  ВЛКСМ, заведующий отделом науки и учебных заведений Орловского обкома КПСС,  работа в Министерстве образования СССР, ректор Орловского педагогического  университета, писатель и общественный деятель.
  Сергей Антонович Пискунов ушёл из жизни в 52 года, в  самом расцвете творческих сил, которые он черпал в селе Горки и его  окрестностях. Сюда же, на сельское кладбище, его и привезли, согласно  завещанию,  в октябрьский день 1992 года.  Здесь, недалеко от места, на котором стоял Преображенский храм, теперь могила  Сергея Пискунова, одного из моих земляков, прославивших свой край.

(Материал из Интернет-сайта).


Рецензии