О селе Горки, Преображенской церкви, её прихожанах
О селе Горки, Преображенской церкви и её прихожанах (Хотынецкий район Орловской области)
В советские времена каждому жителю нашей большой страны были хорошо известны Горки Ленинские – те самые, в которых провёл последние годы своей жизни первый руководитель Советского государства и где был создан музей, посвящённый вождю. Но на Орловщине есть и свои Горки, если уж быть точным, то целых пять населённых пунктов в четырёх районах носят это имя.
Я поведу речь о хотынецком селе, уютно расположившемся на автомагистрали Орёл-Брянск, в 47 километрах от областного центра, на самом стыке Урицкого, Хотынецкого и Шаблыкинского районов.
Своё название Горки получили за то, что раскинулось село на возвышенной, среди гор, сухой и безводной местности. Рядом с населённым пунктом начинается ручей Городец, впадающий вскоре в реку Цон. А с другой стороны села, в трёх километрах к северо-востоку, тихо струится когда-то очень полноводная и рыбная река Лубна, приток Цона. Вот в этом самом живописном и богатом живностью междуречье, на возвышенной его части, и поселились достаточно давно наши первопоселенцы-земляки. Уже в самом конце XVI века в селении (одном из очень немногих тогда) появилась церковь Николая Чудотворца, вокруг которой, в радиусе нескольких вёрст, существовало несколько населённых пунктов: Бредихина, Богатищево, Баздырево. В них, как и в самом селе Горки,
жили дети боярские – служилые люди, защищавшие южные рубежи Московского государства от набегов крымских татар и получившие за это небольшие поместья в качестве оплаты. Крестьян у них не было, и земли свои они пахали сами. Из переписных книг конца XVI – начала XVII века нам известны фамилии этих служилых людей: Ампилоговы, Баздыревы, Богатищевы, Доренские, Криволаповы, Немцовы, Тохтамышевы, Труновы.
С течением веков дети боярские превратились в однодворцев, а потом – в государственных крестьян. Но – удивительное дело – многие из перечисленных фамилий сохранились вплоть до нашего времени, и на кладбище села Горки даже сейчас можно легко найти и Баздыревых, и Богатищевых, и Тохтамышевых, и Деренских (в этом случае чуть-чуть изменилась фамилия).
Через некоторое время число прихожан Никольского храма села Горки увеличилось в связи с тем, что ещё несколько населённых пунктов стали относиться к его приходу. С конца XVIII века, в течение всего XIX и начала XX века само село относилось к Карачевскому уезду Орловской губернии, в составе которого числилось ещё 5 приходских деревень: Богатищева, Баздырева, Мояки, Прилепы и Челищева. Три деревни (Кривцова, Телякова и Бунина), чьи прихожане посещали храм села Горки, административно находились в Орловском уезде. Всех прихожан, мужского и женского пола, на начало 1905 года насчитывалось 4680 душ.
К середине XIX века старинная деревянная Никольская церковь села Горки сильно обветшала, и приходской совет принял решение строить новый, каменный, храм. Его возведение началось в 1844 году, и главную роль в этом деле сыграл местный помещик, владелец имения в деревне Мояк (Маяк, Маяки – название варьировалось – А.П.), Иван Иванович Лоур (в «Историческом описании церквей, приходов и монастырей Орловской епархии», изданном Орловским Церковно-Историческим Археологическим Обществом в 1905 году в Орле, его фамилия написана - «Лаур», но это явно неправильно, поскольку и в Метрических книгах Преображенского храма села Горки, и в Алфавитном Указателе Дворянских родов Орловской губернии Иван Иванович и его семейство значатся как «Лоур» - А.П.).
Пока строился новый храм (а процесс длился 18 лет) Иван Иванович Лоур успел вырасти по службе из поручиков до подполковника и выдал замуж свою дочь Елену. Произощло это важное для благотворителя событие, уже в новой церкви, 12 ноября 1861 года: 17-летняя Елена Лоур стала женой 32-летнего отставного подполковника Стефана Стольникова, владельца имения в д.Себякиной Кромского уезда. И хотя официально считается, что Преображенский храм был освящён в 1862 году, по всей видимости, церковные службы в одном из трёх его приделов начались с 1856 года, поскольку в сохранившихся за этот период метрических записях бывший Никольский храм села Горки уже с этого момента именуется как храм Преображения Господня.
Конечно, не только Иван Лоур вложил в строительство храма свои сбережения, многие местные помещики его почин поддержали. В их числе – полковники Виктор Николаевич Филатов и Давид Давидович Оберг, штабс-капитан Лейб-гвардии Московского полка Александр Михайлович Нарышкин, Афанасий Александрович Маслов, Николай Алексеевич Пашков, Анна Васильевна Шатохина. Не меньший вклад в строительство храма внесли прихожане из числа государственных и владельческих крестьян окрестных деревень: Алёшины, Богатищевы, Головины, Золотухины, Пилюгины, Тикуновы, Торшины, Тохтамышевы и многие другие.
По сохранившимся описаниям, приходской храм села Горок отличался своим величием. Он имел крестообразную форму. Главный престол был назван в честь Преображения Господня, придел с правой стороны - во имя Святителя и Чудотворца Николая, а с левой – в честь Знамения Пресвятой Богородицы.
Особым почитанием у местных прихожан пользовались храмовые иконы придельных алтарей – икона Знамения Курской Божией Матери и икона Святого Чудотворца Николая.
При храме имелась построенная в 1901 году церковно-приходская школа, каменная, покрытая железом.
Исключительным явлением в селе Горки считался совершаемый в девятую пятницу по Пасхе крёстный ход на колодец «Пониковец» («Паниковец»), в 4-ёх верстах от Горок. Колодец был открыт давно, а образовался естественным способом, из родника, появившегося в поле на открытом, почти совершенно ровном, лишь несколько покатистом на восток месте. Крестный ход сюда установили в память явления у этого колодца иконы Знамения Курской Божией Матери. В указанный день в селе Горки собирался к Богослужению весь приход и множество богомольцев из соседних приходов.
После поздней литургии, при торжественном вынесении святых икон и хоругвей, при совершении причтом по пути молебна Знамению Божией Матери, все шли в «Пониковец».
Здесь происходило водоосвящение и молебны с акафистом Божией Матери. После молебна все черпали освящённую в колодце воду и старались хранить её в течение года, как особенно благодатную и целебную, употребляя её для освящения домов, домашнего движимого и недвижимого инвентаря.
В Преображенском храме, в котором, по числу прихожан, имелось два причта, всегда служили замечательные священники, такие, как, к примеру, Григорий Новиков и Ксенофонт Иножарский.
Ксенофонт Никитич Иножарский, по окончании в 1835 году Орловской духовной семинарии, прослужил в Горках более 20 лет и у своих прихожан пользовался огромным уважением. Он для каждого пришедшего в храм мог найти нужные слова. И даже когда у него самого случилась страшная трагедия – 17 июля 1856 года были «затоплены сильною грозою в воде» сразу два его сына – Павел, 13 лет, и Николай, 10 лет, батюшка сумел не впасть в отчаяние, а продолжил сам утешать других.
Ведь в том, 1856 году, горе пришло не только в дом священника, но и в семьи ещё 40 родителей из приходских деревень, чьи дети в одночасье скончались от сильнейшей эпидемии оспы.
Верой и правдой 70 лет новый Преображенский храм села Горки служил своим прихожанам, за это время его батюшки успели покрестить почти 6 тысяч младенцев, обвенчать 2 с лишним тысячи пар молодожёнов и отпеть около 5 тысяч покойников. В храм шли с надеждой и с верой – и бедные, и зажиточные, каждый находил здесь душе своей утешение.
Моя родная деревня Бунино (ныне – в составе Архангельского сельского поселения Урицкого района, а до 1928 года входивщая в Орловский уезд) долгие годы числилась в приходе Преображенской церкви села Горки. Мой дед, Михаил Максимович Полынкин, и бабушка, Прасковья Ивановна Матовых, незадолго перед Первой Мировой войной обвенчались в этом храме.
Ничего, к сожалению, не осталось от него, ни-че-го.
Но память сегодня начинает возвращать то, что долгие годы лежало где-то на самом дне сундуков и душ. Вот уже несколько лет как заново освящён источник «Пониковец», тот самый, в четырёх километрах от Горок, усилиями энтузиастов и паломников что-то сделано для его облагораживания.
А в Горки стали возвращаться – хотя бы после смерти – те, кто здесь родился, вырос, и напитался за короткое время запахами трав междуречья Цона и Лубны.
Перед самой Великой Отечественной войной появился на свет в селе Горки мальчик, который после окончания Орловского педагогического института быстро сделал блестящую карьеру: первый секретарь Орловского обкома ВЛКСМ, заведующий отделом науки и учебных заведений Орловского обкома КПСС, работа в Министерстве образования СССР, ректор Орловского педагогического университета, писатель и общественный деятель.
Сергей Антонович Пискунов ушёл из жизни в 52 года, в самом расцвете творческих сил, которые он черпал в селе Горки и его окрестностях. Сюда же, на сельское кладбище, его и привезли, согласно завещанию, в октябрьский день 1992 года. Здесь, недалеко от места, на котором стоял Преображенский храм, теперь могила Сергея Пискунова, одного из моих земляков, прославивших свой край.
(Материал из Интернет-сайта).
Свидетельство о публикации №222021300422