События и их следы

События и их следы

Поводом для написания данного текста стала  дискуссия, возникшая вокруг так называемого электронного голосования. Проблема наверняка не новая, но интерес к теме явно возрос  после  эксперимента, предпринятого  на выборах в России в 2021 году.

Общий взгляд на дискуссию

Аргументы противников электронного голосования сводятся к тому, что такое голосование труднее защитить от искажения его результатов. В частности, обращается внимание, что даже развитые страны (Эстония - скорее исключение) не применяют такой формат голосования.
Защитники внедрения электронного голосования акцентируют внимание на том, что прогресс не остановить, а методы защиты от вмешательства совершенствуются. А, кроме того, безбумажные технологии уже вполне надежно работают. Например, в такой сфере как биржевая торговля, где нужда в защите от искажения  информации представляется вполне сравнимой с голосованием.
Справедливости ради нужно сказать, что последний аргумент не вполне корректен, т. к. к голосованию предъявляется дополнительное требование -  анонимность (тайна голосования). Такое требование при биржевой торговле скорее всего  избыточно.



О чем в принципе речь

Внутри и вокруг нас постоянно происходят изменения, но в определенные моменты изменения приводят к качественному изменению объекта нашего наблюдения. Такие моменты можно назвать явлениями или событиями. Именно  явления и события, их сущность обычно отражаются в информационных объектах. Под информационными объектами в данном случае я подразумеваю физический объект (мозг, бумага с записями,  информация на электронном носителе и др.), содержащий сведения, отражающие с той или иной степенью глубины определенное событие или явление.
Так вот, в упомянутой выше дискуссии и в данном тексте речь, по существу, идет о сравнении возможностей сохранять достоверность информационных объектов на бумажных или электронных  носителях . Во вторых, о сравнении возможностей сохранять анонимность автора информационного объекта на бумажном или электронном носителе, который он (автор) передал в публичное пространство.





Детализация

Попробуем представить процесс голосования в виде цепочки трех событий:
представление избирателю права и возможности голосовать (этап А),
реализация избирателем права голоса (этап Б),
формирование результата подсчета голосов (этап В).

Этап А

Представление гражданину права и возможности голосовать в традиционном формате происходит следующим образом:
 
избирательными комиссиями на основании законодательства и сведений о регистрации по месту жительства составляются списки избирателей,
 
в период голосования принявший решение голосовать избиратель приходит на избирательный участок и предъявляя удостоверение личности получает избирательный бюллетень,

в  изолированной избирательной кабине избиратель принимает решение за кого (или что) голосовать и делает соответствующую отметку в бюллетене. 


Преставление гражданину права и возможности голосовать в электронном формате, в моем представлении, реализуется следующим образом:
в личном кабинете организованного государственными органами интернет-портала внесенный в избирательные списки гражданин имеет возможность вызвать опцию виртуального избирательного бюллетеня,
принявший решение голосовать избиратель делает соответствующие отметки в виртуальном бюллетене.


Попробую грубо оценить  защищенность этого этапа голосования от искажений в обоих форматах по бинарному принципу: вероятность высока или вероятность низка.

При условии добросовестности избирательных комиссий и (или) команд программистов и системных администраторов,  считаю вероятность фальсификаций  для обоих форматов НИЗКОЙ.

Что касается защищенности тайны голосования, то также считаю вероятность ее нарушения НИЗКОЙ для обоих форматов. Опять же, при условии добросовестности организаторов выборов.

Понятно, что абсолютной защиты не существует. И все же для моих оценок есть  основания. Это относительная прозрачность процедур данного этапа голосования на реальных избирательных участках, а также взаимоконтроль между избирателем, наблюдателями  и членами избирательной комиссии. С другой стороны связь государственного интернет-портала с регистрационными базами данных и автономная работа избирателя в личном кабинете при электронном голосовании также вполне защищена от случайных ошибок или искажений на данном этапе голосования.


Этап Б

Реализация этого этапа голосования в традиционном формате заключается в том, что  избиратель относит заполненный бюллетень из кабины для голосования до урны  сбора проголосованных бюллетеней и опускает бюллетень в эту урну. В формате электронного голосования на этом этапе заполнивший виртуальный бюллетень избиратель выбирает опцию «голосовать».  При этом, завершает реализацию своего голосования избиратель после получения ответа из системы электронного голосования о том, что его голос принят. То есть осуществляется передача  заполненного бюллетеня из личного кабинета в общую базу электронного голосования (аналог избирательной урны).

На этом этапе, на мой взгляд, вероятность недостоверности конечной информации следует тоже признать НИЗКОЙ. Для обоих форматов и, собственно, по тем же основаниям. Для электронного формата, кроме того, известны проверенные методы защиты передаваемой по каналам связи информации (контрольные числа, криптография) и защиты от искажения информации в местах ее хранения (т. н. блокчейн).
И снова хочу подчеркнуть, что таким оценкам можно довериться только при условии добросовестности организаторов.


Этап В

Процедуры подсчета и публикации результатов голосования весьма просты и понятны. Отмечу только, что для традиционного  формата голосования ключевое условие достоверности — открытость и доступность  протоколов первичных подсчетов на избирательных участках. Для электронного формата, в свою очередь, важно применять распределенные методы подсчета голосов  и формирования результата. Принцип « не клади все яйца в одну корзину» надежная защита от искажений.
Таким образом, и на этом этапе я считаю вероятность искажения конечной информации НИЗКОЙ.

И снова повторю, что такие оценки работают только при условии добросовестности организаторов.



- И в чем же проблема?

Прорисовывается вполне благостная картина как для традиционного, так и для дистанционного электронного голосования. Только возникает резонный вопрос: почему большинство граждан и вполне себе продвинутые специалисты и эксперты считают, что    результаты голосования в современной России ( в том числе в 2021 году) сильно искажены?
Нетрудно понять, что причина такого обоснованного недоверия — несоблюдение  того самого необходимого условия, которое не раз упоминается выше по тексту.
Добросовестность органов организующих голосование не просто вызывает сомнение.
Можно весьма уверенно говорить что существующий в России режим  основательно и эффективно ограничивает права и свободы граждан.
Это проявляется в работе избирательных комиссий, правоохранительных органов и спецслужб, судебных органов.
Проблема гораздо шире и глубже, чем нарушение прав избирателей при голосовании (карусели, вбросы бюллетеней, подделка протоколов и другое) и подсчете голосов.

Сегодня мы имеем в нашей стране власть очень далекую по качеству от стандартов современного, благополучного, демократического государства.
Беззастенчиво нарушаются основные права и свободы граждан и далеко не только права участия в выборах органов власти. Практически отсутствует оппозиция, а значит и политическая конкуренция.
Конечно, даже такая власть лучше, чем полная смута и анархия. Но, отклонение от столбовой дороги развития человечества становится совсем неприличным.


-Итоги размышлений

На мой взгляд, практика электронного дистанционного голосования имеет серьезные основания и  хорошие шансы для применения. Но, гарантировать честные выборы в условиях современной России невозможно независимо от организационных форм их проведения.

Ключевую роль в организации выборов должно играть не государство, а негосударственные организации — конкурирующие партии, другие общественные организации, представляющие различные слои населения. Именно множественность конкурирующих представителей в соответствующих органах лучшая гарантия от фальсификаций.

Решение проблемы в трансформации государственного устройства в направлении реальной политической конкуренции, которая (трансформация), судя по непрерывному росту неадекватности власти, не за горами.   





 
Бен Стаско
11 февраля 2022 г.
 


Рецензии