Нелюбимая
Валентина глядела на заснеженную землю, и не верилось, что когда-то будет весна, потом лето, и на даче будут цвести мохнатыми шапками её любимые пионы, запестреют разноцветные мелкие цветочки, горделиво будут стоять царственные гладиолусы , и всю длинную осень - гореть шары оранжевых шафранов, радовать глаза астры. Всю эту роскошь представила и горестно вздохнула: трудно стало обрабатывать землю; чертополох, пырей, лопухи всё ближе подвигаются к клумбам, могут захватить царство цветов.
Здесь она чувствовала себя ,действительно, царицей. В остальное время жизнь её была тускла и безрадостна. В детстве, угнетённая суровой матерью, боялась всего, всё делала по указке:" Сходи туда, сделай это, надень это, сними, это тебе не идёт..." Валентина росла вялой, некрасивой, ни с кем не дружила. И педучилище закончила по настоянию матери, не чувствуя никакого призвания. Работа тоже не приносила радости. Дети не любили унылую учительницу, которая в каких-то бесформенных серых балахонах вдалбливала им в голову таблицу умножения, бесконечно разбирала слова по составу, читала нравоучительные скучные истории.
И как-то очень неожиданно для всех некрасивая Валентина, у которой на толстых ногах уже выступали вены, вышла замуж за красивого, намного моложе её парня. Она сама уже не помнила, где познакомилась с ним, почему так скоропалительно выскочила за него. Два года он ел и пил за её счёт, нигде не работая. А она с обожанием глядела на молодого мужа, любя в нём всё: тёмные кудри, озорные карие глаза, беспечный весёлый нрав, игру на баяне .Терпела бесконечные загулы. Терпела и тумаки, которыми он иногда награждал её, бегала за пивом, когда он болел с похмелья.
Когда родился сын, он исчез так же внезапно, как появился, и Валентина больше никогда его не видела и не искала. Она покорно приняла это, всю любовь перенеся на сына. Всё так же ходила на работу, всё так же угождала теперь сыну, терпела его упрёки, становилась всё рыхлее, тучнела. Болели ноги ,но Валентина не жаловалась никому. Сын вырос, уехал далеко, и Валентина опять осталась одна и поняла, что молодость ушла безвозвратно.
Годы приходили и уходили, а она жила как во сне. Утром вставала, ела кашу, пила чай, шла на работу, возвращалась в маленькую стерильную квартиру... Вставала, шла на работу... Ушла на пенсию... А один раз вдруг проснулась, огляделась вокруг: одна- одинёшенька. И Валентина купила старенькую дачу. Теперь она ждала нового лета, встречи со своей дачей, встречи с новыми цветами.
Всё , что было подавлено властной матерью , нелюбимой работой, скрыто в глубине её простой , бесхитростной души ,проявилось в отношении к земле. Валентина не любила сидеть, просто отдыхать, а брала лопату или грабли, и через некоторое время там, где она была , сначала появлялись нежные ростки, а потом по очереди цвело, благоухало роскошное царство цветов. И она думала, что это и есть её призвание: выращивать цветы. Им была нужна её забота. Огорчало её, что всё больше разрастается колючая малина, занимая большую площадь, в углах сада царствует жгучая крапива, высокая трава подступает к любимым клумбам. Сил на всё не хватало.
Соседка по даче, сочувствуя Валентине, предложила позвать на помощь мужика, у которого уже давно умерла жена, детей нет, а он один живёт на даче. Старенький дом ветшал, нуждался в помощи, и Валентина решилась. Так в её жизни появился Михаил. Ладно скроенный , с открытым простым русским лицом, сохранившим привлекательность, ещё достаточно крепкий, он понравился Валентине. Опыта общения с мужчинами у неё не было , а свою коротенькую ,убогую, кривую любовь к мужу она уже помнила смутно.
Она как-то сразу перестала стесняться его, рядом с ним было спокойно и надёжно. Хороший человек. И порядочный. На редкость добросовестный. И когда Михаил предложил ей жить вместе ,Валентина согласилась. Соседка удивлялась, глядя на неё. Помолодела, ходит легко, на всегда бледном невыразительном лице появился румянец .Блестят глаза. Даже похорошела.
Решили зимой жить на даче. Пришла осень. Вечера наступали рано, и Валентина выходила в сад, смотрела на чернеющий лес, алые островки догорающей зари и ,чувствуя покой в душе, возвращалась в тёплый домик. С удовольствием бренчала чашками, готовила ужин. Ночью свистел ветер над домиком , набирал полные пригоршни холодной воды и со всего размаха кидал их в окна, что-то громыхало , опрокидывалось. Но рядом было тёплое мужское плечо, и ничто не нарушало покой в её душе. Осыпались семена на землю, чтобы прорасти новым урожаем. И она впервые в жизни была счастлива.
Зима была снежной. Вдоль забора нарастали сугробы. Михаил прочищал дорожки, ездил за водой, колол дрова , топил печь. Валентина, наблюдая за ним, понимала, что этот человек вошёл навсегда в её сердце, и неважно, где он был раньше и откуда появился. Важно было, что он теперь рядом с ней. Им не было скучно вдвоём, они не хотели в город. Телевизор был и здесь. Гуляли по лесу, разговаривали обо всём на свете, ближе узнавая друг друга .
Пришёл тёплый апрель, растаял снег, прозвенев капелью и быстрыми прозрачными ручейками. Заблагоухала оттаявшая земля .Прошли неторопливые блаженные июньские дни. Тёплый ветер приносил ароматы всего цветущего , цветочного. Вечерами ветер сникал, остывала земля, наступала тишина, где-то далеко лаяли собаки, приходили лёгкие сны, не нарушающие покоя.
В один из августовских вечеров Валентина сидела на крыльце, подставив лицо ласковому солнцу. Михаил что-то мастерил в доме .А она, чувствуя неясное беспокойство, прислушивалась к звукам, доносящимся оттуда. Потом что-то стукнуло, и стало тихо .Валентина ,забежав, увидела Михаила на полу , упала рядом с ним, пыталась делать искусственное дыхание, видя ,как он задыхается. Потом звала на помощь, вызывала скорую и всё не могла осилить, понять, что он умер...
И опять была долгая-долгая зима. Падал снег. Валентина глядела в окно, и никому не было дела до неё ,до её горя. За плечами стояла старость. Старый человек как дерево: нет живительной влаги- становятся ломкими и сухими сучья, а потом отмирает и корень .Самим нам кажется, что будем жить вечно. Глядишь: а нет человека, развеялся, как прах. И только любящее сердце будет помнить о нём.
Свидетельство о публикации №222021300534