Жизнь за ангела 49-50 главы, о ВОВ

(основано на реальных событиях)
Начало романа
http://proza.ru/2021/12/17/1751

Глава 49
  Дверь открылась и в кабинет полковника НКВД вошла женщина лет сорока, стройная светлая, с голубыми глазами.
- Вы меня вызывали?
- Да, присаживайтесь… - полковник указал на стул.
- Как ваше отчество?
- Татьяна Яновна.
- Вы ведь жили в Одессе с вашим мужем?
- Да, мы там познакомились.
- Как фамилия вашего отца?
- Ян Новацкий.
- Новацкий… Ваш отец поляк?
- Да. Мама русская.
- Ваши родственники уехали в Польшу?
- Да. Давно, в 18-м году. Мы с ними не общались, муж запретил.
- У вас есть сестра, Мария?
- Да, есть…
- Вы знаете, что она в Германии, настоящая ее фамилия Шнайдер?
- Я только недавно об этом узнала.
- Вы знаете, что ее сын сейчас находится в нашем плену?
- Да. И об этом я тоже узнала только недавно. Господи! Вы в чем-то меня обвиняете? – на глаза ее навернулись слезы. - Ради Бога!
- Нет. Я вам верю. И вашего мужа я знаю очень давно. – он вздохнул.
- А племянник… Что с ним будет? Его расстреляют? Скажите!
Вид у полковника был задумчивый, серьезный и озабоченный.
- Мне не хотелось бы вас огорчать… Ваш муж только что выехал в часть, я передал ему это дело. Если ваш племянник откажется с нами сотрудничать…
- Он его уничтожит. Он его убьет! Я точно это знаю!   
- Вы так в этом уверены?
- Да!
- Я как-то об этом не подумал… Ладно… Вы можете идти, я с этим разберусь. Скажите шоферу, он вас довезет. Адъютант! Проводите Татьяну и скажите шоферу, чтобы довез ее обратно до госпиталя.
- Слушаюсь!
  Татьяну проводили, а полковник снял трубку…
- Соедините меня со штабом 13-й армии, 15-й стрелковой…
- 15-я стрелковая, начальник штаба Шмыглев, слушаю…
- НКВД. Майор Апраксин у вас? Полковник Мечников…
- Да, утром был, сейчас еще, наверное, здесь.
- Найдите его, срочно!

  Конечно то, что у меня есть родственники в Союзе я знал, и даже хотелось их найти, но мне казалось это невозможным! СССР – огромная страна! Ни адрес, ни фамилия моей тети мне не были известны. При таких обстоятельствах, шансы были ничтожно малы! Но как оказалось, все может быть! В этой жизни нет ничего случайного. Видимо мое внутреннее желание как-то это этому поспособствовало, и обстоятельства сложились определенным образом. Я помнил, как моя бабушка очень часто вспоминала о своей дочери, которая осталась в России и очень за нее беспокоилась. Все ниточки, все связи внезапно оборвались и как она ни старалась их восстановить, все тщетно. Впрочем, мама тоже иногда вспоминала о своей сестре, думала о ней, беспокоилась. Все что осталось – это старые фотографии, в бабушкином альбоме, на которых мама с сестрой были еще совсем девочками. Одна или две фотографии сестры хранились у мамы. В итоге вышло так, что родственники нашли меня сами! Если бы это случилось при иных обстоятельствах, то конечно, наверное, могло бы быть все по-другому. Случилось все как случилось!

  Я прекрасно понимал, что дядя зол на меня и вряд ли стоит рассчитывать на его милость. Теперь, даже лагерь похоже мне не светит. Сидел в салоне автомобиля между Сергеем и сержантом, прямо посередине. Дядя сидел впереди, рядом с водителем. «Куда меня везут? Неужели на расстрел? Прямо сейчас? Даже нескольких дней еще пожить не дадут?» - вертелись мысли в моей голове. И все это не когда-нибудь, а именно в день рождения! И родится и умереть в один день? Но, день рождения на то он и день рождения, что без сюрпризов не обходится! Нет, выжидали видимо специально.
 
  Машина выехала на окраину деревни, где начинался небольшой лесок с деревьями и кустарником. Рядом стоял какой-то амбар или деревянный загон, стайка, где раньше держали скотину.
- Здесь вот прямо останови, возле загона этого деревянного… – дядя попросил водителя. Тот послушно остановился.
- Выходи…
Меня выволокли из машины. Сердце бешено колотилось, стучало в висках, даже была какая-то неприятная тошнота… На мгновение почувствовал страх, прямо в животе, под ложечкой. Жадно вдохнул глоток свежего воздуха, попытался успокоиться. «Дышать, дышать глубже…» - пытался держать себя в руках.
- К стене… - скомандовал дядя. - Я обещал, что сам лично тебя расстреляю – я это сделаю!
Ноги почему-то ослабли, сделались ватными, подгибались колени. Только бы не упасть! Все же дошел и встал возле стены. Майор еще раз зачитал приговор… Продолжил вдыхать воздух, стало немного легче и самообладание понемногу возвращалось ко мне. Раньше не совсем понимал, почему некоторые солдаты так спокойно шли на расстрел, выкуривали сигарету. Если смерти не избежать, придется с ней смериться, нужно только немного времени. Любое противление бесполезно. Никакие просьбы, никакие мольбы, все равно ничего не дадут. Так какой смысл? Как умирать? Молча!
- Даю последнее слово. «Есть что сказать?» — спросил майор.
- Нет. – в голову ничего приходило. - Подождите! Я хочу попрощаться с братом…
Сергей кивнул и подошел ко мне.
- Говори…
- Сергей, бабушка очень хотела найти твою маму, часто о ней думала, писала письма, но ответа не было. Моя мама тоже хотела найти свою сестру, и ничего о ней знала. Пожалуйста, передай тете от меня привет и скажи, что я прошу у нее прощения. - я сказал ему адрес, где жила моя мама попросил запомнить, может быть когда-нибудь ей удастся что-нибудь передать, что-нибудь рассказать. – Все, прощай…

  Лейтенант отошел в сторону. Майор достал из кобуры пистолет, проверил патроны, взвел курок, начал прицеливаться. Я снова встал у стены. Страха уже не было, мой изначальный страх сменился спокойствием. Единственное, чего я хотел, это только чтобы все это закончилось, как можно быстрее и смерть наступила мгновенно. Надеюсь, не промахнется… Нет, я боялся не смерти, а скорее того самого момента, когда эта пуля влетит в мое тело. В мыслях просил Господа не о спасении, а лишь о том, чтобы он дал мне сил это вынести.
- Отец! Может не надо? – вдруг вырвалось у Сергея.
Майор обернулся, на мгновенье отвлекся…
- Не можешь смотреть отвернись! Не смотри я сказал!
Откуда-то послышался шум двигателя, и я увидел, как к месту подъезжает еще одна машина. Из машины выскочил тот самый капитан, заместитель командира по политической части, он бежал и махал рукой, аж запыхался.
- Товарищ майор, стойте! Стойте! Остановитесь!
- В чем дело? Вы не видите? Я приговор привожу в исполнение!
- Товарищ майор, вас требуют, в штаб дивизии!
- Да, что случилось? Что, так срочно?
- Да, срочно, звонили из вашего отдела!
Тот спрятал пистолет обратно в кобуру.
- Сергей, остаешься здесь его охранять вместе с сержантом, я скоро вернусь! - сел в машину вместе с капитаном и уехал. Ошеломленный, полностью обескураженный, не понимая в чем дело я опустился на землю и присел…
  Ко мне подошел лейтенант. Он посмотрел на меня, протянул сигарету.
- Курить будешь?
- Пить… - ответил осипшим голосом.
Сергей достал из-за пояса фляжку, дал мне воды. Едва дотянувшись, я принялся жадно ее глотать иссохшими губами, смочил лицо. Несколько минут молчал.
- Не молчи, лучше расскажи, как так получилось? Как вышло, что какой-то «Фриц» оказался моим двоюродным братом? Я даже представить себе такого не мог…
- Не знаю. Прости, я тоже не думал, что так все получится. 
- Да… Чем только черт не шутит! Впрочем…, я хуже о тебе думал. Ты и вправду не дурак.
- Спасибо…
- Ну, раз уж ты мой родственник, расскажи мне лучше про деда, про бабку… Живы они?
- Нет, умерли… Что рассказывать? Дед советскую власть не любил и большевиков… Бабушка часто дочь свою вспоминала, Татьяну, и жалела, что увидеть ее не могла. Дед и бабушка очень меня любили, я их тоже… И русский я от бабушки знаю, она меня научила и мама. Жил в Германии, учился на журналиста… Ты же дело изучал, все знаешь…

Глава 50
  Пока Иоганн беседовал с двоюродным братом, в штабе дивизии шла оживленная дискуссия, офицеры решали его судьбу.
- Вы что, хотите его расстрелять? – спросил Слышкин.
- Да, решение принято, я уже подписал приговор.
- Подписали приговор? Он что отказался с нами сотрудничать? Только что звонил полковник и сказал, что расстрелять только в том случае, если откажется.
- Да, отказался. – сказал Апраксин.
- Товарищ майор! Постойте, как отказался? Это неправда! – возразил замполит. - Я сам лично с ним разговаривал, беседу проводил, и он со мной соглашался. Соглашался сотрудничать! А если это так, зачем его расстреливать? А нам он тут пригодился бы, нашли бы ему применение.
- Я тоже беседовал с ним лично, далеко не глупый и на идиота никак не похож. Три языка в совершенстве знает! Даже карикатуры здесь рисовал на свое руководство! Павел Григорьевич, вы же допрашивали пленного? – вставил Джанджгава.
- Да, на допросе он рассказал все, что знает, показания давал охотно. Все полученные нами сведения проверены - все правда.
- Я тоже сомневаюсь в том, что этот пленный отказался с нами сотрудничать. – поддержал комдив.
- Меня не волнует! Вы что, сочувствуете врагам? Я могу об этом сообщить!
- А вы нас не пугайте! Я сам раз позвоню вашему начальству и узнаю, какие вам давали распоряжения…
- Немцы вербуют наших пленных сплошь и рядом! А мы что, не можем? Мало ли что можно придумать! Пусть лучше пользу принесет хоть какую-то. Вам бы только расстреливать сразу! Пулю пустить всегда успеется. Наш доктор и так его после ранения еле выходил. - Джанджгава не унимался.
- И вы думаете ему можно доверять?
- А куда он денется? У него так и так выхода нет! Назад ему точно не вернутся. В любом случае свои ему не поверят и все что он скажет посчитают дезинформацией. Расстреляют сразу! — утверждал Савинов.
-  Ладно, хрен с вами… Но запомните, что лично за все отвечаете! Ясно? – Апраксин наконец сдался, махнул рукой.

  С двоюродным братом Иоганн переговорил о многом, но больше о жизни. Рассказал о том, что воспитывал его отчим, о том, как он сдал в гестапо, о том, как сложились обстоятельства. Когда призвали в Вермахт, тот в самом деле не думал, что война с Союзом все-таки начнется. Потом деваться уже было некуда. Все-таки долг перед Отечеством тоже удерживал и вот так просто сдаться в плен он не мог. Рассказал и о личной жизни. У Сергея была невеста, девушка, но жениться он еще не успел, началась война. Так же, как и у Сергея была сестра, правда немного постарше Хельги.
- У меня день рождения сегодня! Не люблю шнапс, но сейчас выпил бы.
- Н-е-е-е…! Лучше водки…
  Наконец снова подъехала машина и из нее вышел дядя, с тем самым капитаном. «Все! Сейчас он завершит свое дело» - подумал я. – «Только пускай делает это быстрее, иначе невыносимо!»  Майор посмотрел на этих двоих.
- Я вижу, вы тут мило беседуете?
- Есть о чем побеседовать. – ответил лейтенант. - Батя, а он оказывается, парень веселый… Ну, какой он ариец? Бабкина кровь его испортила.
- Все… Прости… - сказал Иоганн брату, встал на ноги. - Мне долго еще ждать? – обратился к дяде.
- Чего ждать?
- Расстрел. Если можно, делайте это быстрее…, пожалуйста…
Тот посмотрел на меня пристально, выдержал паузу…
- Одного не пойму, почему сволочам так везет? Расстрел отменяется.
- Что? – его словно ударили по голове.
Несколько секунд Иоганн стоял как каменный, потом вдруг побледнел и медленно стал оседать. Его едва успели подхватить под руки.
- Э-э-э-э-эй!!!! – Апраксин принялся приводить его в чувство, бить по щекам и опрыскивать холодной водой. - Очнулся? Мороки мне с ним… Вставай, поднимайся… Сейчас тебя в часть отведут, до особого распоряжения, там решим, что с тобой делать. Пойдешь с капитаном…
- Что происходит? Не хочу никуда идти! Дайте мне умереть! Аааа…
- Налейте пока ему спирту, пусть успокоит нервы, в себя придет, и лучше дайте ему поспать, не тревожьте пока… - сказал Апраксин.
- Т-с-с-с… Пойдем, пойдем… Успокойся, возьми себя в руки… - капитан подхватил его под руки, усадил в машину и отвез обратно, в сарай, где тот ранее находился.
Иоганна уложили на подстилку, попросили подозвать медсестру. Когда девушка его увидела, то едва узнала. Парень почти ни на что не реагировал и взгляд его неподвижно уставился в одну точку.
- Эй, Иоганн! Иоганн! Очнись же! Господи! Что с тобой? – она тормошила его за плечо. Наконец он тот понемногу вышел из ступора и из глаз полились слезы, коротки всхлипы перешли в рыдания.
- Успокой его. – попросил замполит.
- К-катя, п-прости…
- За что?
- За все…
Катя поднесла фляжку со спиртом.
- Пей…
- У-у…
- Выпей немного, легче будет… Пей! – заставила сделать пару глотков, от чего тот закашлялся. - Все, теперь ложись. Поспи немного, тебе это необходимо. Спи…
Охрану попросили пленного пока не трогать, не будить и дать ему поспать, пока сам не проснется. Для Иоганна это было еще одним нервным шоком и потрясением. Чуть позже капитан, заместитель командира по политической части еще раз его навестил. К вечеру пленному удалось оклематься и немного прийти в себя.
- Я не могу… я устал…
- Простите уж, что так вышло… Я и командиры сделали все возможное, чтобы спасти вам жизнь. Это было не так легко.
- Зачем? Я не просил. Не надо было это делать…

  Нет, с меня хватит! Майор НКВД - мой дядя! Такое даже в страшном сне не приснится! Едва с ума не сошел от всего этого экстрима. Еще немного и точно наверное бы свихнулся. Что еще может свалиться на мою бедовую голову? Наверное, правду говорят, что от русских не знаешь, что ожидать. Нет, лучше бы сразу меня убили и лежал бы я в этом лесу вместе со всеми. Даже со смертью мне не везет! Тьфу… Но видимо не эта пуля была для меня отлита, не эта пуля для меня предназначена! Странно, но вот в бою все же легче, о смерти не думаешь, и приходит она сама, внезапно. Еще раз осознал, что на этот раз подарком на мой день рождения стала моя собственная жизнь. Пожалуй, такого дорого подарка я еще не получал!

  29 мая. Утром за пленным снова пришли. Один из офицеров, лейтенант. И снова под конвоем, в сопровождении охраны доставили в штаб дивизии. В штабе дивизии снова собрались офицеры. В штабе собрались офицеры: комдив, зам. комдива, майор Савинов, полковник НКВД, майор НКВД Апраксин и политрук.
- Товарищ комдив, пленный по вашему приказанию доставлен!
- Вольно. Идите… - комдив махнул рукой.
- Садитесь… - предложил Апраксин.
- Что происходит? Почему меня не расстреляли?
- Глядите-ка на него! – усмехнулся Владимир Николаевич. - А ты что, побыстрее сдохнуть хотел? Да? На тот свет отправиться? 
- Да ладно… Успеется еще! Успеется… Не спеши! Пулю недолго пустить. Правда? – Павел Григорьевич вопросительно посмотрел Апраксина.
— Это верно…
Полковник НКВД, до это молча, внимательно и оценивающе разглядывавший Иоганна с ног до головы, наконец подошел к нему. 
- Вы догадываетесь, зачем вас сюда пригласили?
- Нет… Зачем?
По виду было заметно, что тот не совсем понимал и явно терялся в догадках.
- Локке Иоганн Вильгельм? Вас ведь так называть?
- Да…
— Вот что, Иоганн Вильгельм… У вас вообще хоть какие-то документы есть подтверждающие вашу личность?
- Нет…
- И свидетелей, которые могут подтвердить вашу личность тоже нет?
- Нет…
- Вы - никто! Пустое место! Вас нет! И даже пайка вам не положена! Мы можем вас расстрелять, закопаем и даже следов не останется! Вас не найдут! Понимаете?
- Да.
- Так вот, вы человеком быть хотите?
- Да…
- В таком случае, у нас есть к вам предложение.
- Какое?
- Вы ведь умный человек, образованный, закончили Берлинский Университет, журналист, знаете несколько языков. У нас ценят умных и образованных людей, поэтому нам не хотелось бы просто так, без особой причины вас убивать. Вы ведь наполовину поляк, бабушка русская – значит русская кровь у вас тоже есть. Мы даже можем простить вам то, что вы воевали на стороне немецкой армии, но при одном условии, разумеется! Возможно, вы еще слишком молоды и неопытны, наверняка на вас надавили, поддались дурному влиянию, я понимаю. Сколько вам лет?
-  Двадцать три.
- Вы мне в сыновья годитесь. Мы предлагаем вам перейти на нашу сторону. Вам сделают новые документы, создадут все условия. Вы будете одеты, обуты, накормлены, и поставлены на довольствие наравне с остальными нашими солдатами, но при этом будете должны беспрекословно нам подчиняться и выполнять все наши указания. В любом случае у вас только два выхода. Либо вы соглашаетесь с нами сотрудничать, подписываете одну бумагу и делаете все, что мы скажем, либо уже другую бумагу мы подписываем сами и вы прямиком отправляетесь в Сибирь, в тот самый лагерь для военнопленных. Условия там тяжелые и сохранность жизни в таком случае мы вам не гарантируем. Решайте сами!
- Я могу подумать?
- Мы даем вам пятнадцать минут. Время пошло…

Предыдущие главы...
http://proza.ru/2022/02/10/1860

Продолжение...
http://proza.ru/2022/02/16/1020


Рецензии
Вот так вот - пятнадцать минут...
Спасибо, Наташа!
Отлично написано!

Григорьева Любовь Григорьевна   20.02.2022 11:32     Заявить о нарушении
Люба, спасибо большое!
С теплом, от души,

Наталья Соловьева 2   20.02.2022 11:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.