Перевал Дятлова - есть смелые соавторы?

09.02.2022/09.02.2021: Думаю, всё слышали о трагедии 60-летней давности, Известной как "Перевал Дятлова" - загадочная смерть 9 студентов-туристов в горах.
На сегодняшний день это - легенда, обросшая мифами, исследованием которой занимаются тысячи людей: снимаются фильмы, документалки, подкасты. И начало февраля-очередная годовщина.
Я познакомилась с этой историей глубже только в прошлом году. До того — искусно уворачивалась от неё. По понятным причинам: сильно не хотела верить в инопланетян. Но тут мне попалась крутая историческая книга.
И в этот раз — не увернулась.
В феврале 2021 г. ночью смотрела этот ужжжастик (а известно, что сама по себе история — триллер, так ещё и с десяток версий — потустороннего характера)
И вот тут, наверное, от нежелания верить в паронормальности, я вдруг вникла. Рассмотрела людей на старых фото.

Погуглила, отсмотрела тонну какой-то телемутии блоггерских соревнований в фантазиях, а потом
наткнулась на эту книгу. Ракитина. До сих пор так сильно ныряла только в «Ликвидатора» Шерстобитова — тоже документалистику, но из «лихих» 90х. Интересующимся и  обладающим крепкой психикой — сильно рекомендую. Особенно после версий про снежных людей и прочей нечести.
ПРИВИВКА ЗДРАВОМЫСЛИЯ.
Словом, мораль сей басни — такова: Вдруг приходит осознание и выводы по качеству предлагаемой нам информации «массового потребления»: главное — побольше противоречивых версий, погромче удивления. Попопсовей мотивчики. С обязательным участием НЛО и барабашек.
И второе: главное в оценке всего — не слова или факты, а контексты. И чем более полна картина контекстов, тем вернее оценка происходящего и интерпретации фактов. Иными словами, истина — в деталях. И «увязках».

Я большая любительница истории, документалистика всегда завораживала меня. И пока читала книгу (развеивающую все полтергейсты и фантастики!), я, ПРАГМАТИК, словила вдруг обратный эффект:
мне вдруг (!) пришёл на ум фантастический сюжетик, который я не успела воплотить: Что, если б в ту ночь тех ребят наши учёные успели б забрать в наше время?
Так вот, если б я писала фэнтази (а я не пишу фэнтази!!! Пока ещё нет! Как и стихи, ага)
...И если б меня не мучала совесть, что я тревожу память и трагедию настоящих людей…

Я б взялась за сюжет, когда ученых наших дней до сих пор мучает разгадка случившегося с… назовем их условно пострадавшими туристами (всегда можно поменять имена, изменить количество).
Ученые проводят незаявленные на широкую публику опыты и находят возможность поДсмотреть за прошлым: вычисляют координаты и отматывают время на точно высчитанное количество полурасппадов условного Радия, равняющегося суткам, часам, полувеку.
Но вместо того, чтоб увидеть воочию — нечаянно…
Выдергивают оттуда живых людей, с которыми еще ничего не случилось. И эксперементаторы вынужденны рассказать им известные подробности их печатльного будущего.
А тем временем между условными ровесниками — культураня и ментальная пропасть в десятки дел, в 3 поколения. И они общаются с молодыими условными ровестниками-прадедами.
Люди из разных эпох знакомятся, делятся особенностями своего культурного кода, и образования, научными достижениями. Понятиями. Иллюзиями.
Было б интересно смоделировать, например, как те люди могли бы отреагировать на изобилие, на нашу многослойную музыку (и тексты), сленг, технический прогресс, нравы, экономику и все тонкости современности. Ожидания той эпохи отразить. И как современные образованные ллюди сумели бы в сжатой форме обозначить ключевые перемены? С чего б начали?
Может, гордились бы татуировками ниндзя-черепашек, или отважно пройденным майнкрафтом? Извинялись бы за клипчики по ТВ с голопопием, и за «госспода» вместо «товарищи», предупреждали бы, что во вкусной пишше есть консерванты, и не знали бы, как объяснить вайфай.
Как поясняли бы, почему сами себе теперь не поют, почему теперь все меньше спорта туризма, но есть спорт пулдэнс. Почему пицца — это пирог, откуда на всех добровольное досье, и тайное государснвтенное — больше не засекречено. Но все равно всем неизвестно. Что теперь означает «свобода», и на сколько сейчас все можно (и даже законно!), хотя тогда никто особо не зачечал, что было сильно нельзя.

В общем, интересно было б таким образом взглянуть на себя со стороны.

Как считаете, копание в этой трагедии - этично?

* * *
Светкиным шокером «усмирили» только старшего — самого буйного. И связали: всё-таки документалки разное про него говорят…
Остальные же быстро поняли, что происходит нечто необъяснимое, и оглядываясь по сторонам на панорамные окна и японскую аппаратуру, чуть быстрее преодолели стадию отрицания, зависнув где-то между реальностями и принятиями неведомого. Они оглядывались на плазму на стене, которая крутила музывку, и вирусом между ними бродило: «нет таких технологий, ребят. Ещё нет… У нас — такого ещё нет»
Теперь они уже не выглядели испуганными — только изрядно сбитыми с толку, некоторые даже приняли приглашение присесть. На Костино игровое компьютерное кресло на колесиках, с изогнутой под голову сетчатой упругой диджитал-спинкой (сам себе покупал! Не НИИ же!). Они сохраняли достоинство, хоть в их манере чуть завышать голос, наряду с «выступательно-заседательной» «значительной» степенностью, неторопливостью речи и артикуляцией теперь выглядели несколько комично. Старые фильмы не врут, они так и говорили, почти-что со вступлением «Товаррррищщи!»
Однако было в них и нечто узнаваемое: стремление спрятать испуг даже не за бравадой, а за манерной подозрительностью. Костик тоже на их месте так бы делал. Если б не впал в истерику, конечно.
Но они — не впали, нет. Никто. Кроме старшего.
* * *
Скромная комсомолка не могла смолчать на покачивания обтянутыми бедрами.
- Ты кукла ненастоящая! Обрядилась в штору, да видно, не хватило на приличную длину!
- Ой, иди в пень! Мымра.
- Светка, ты пни-то живьем видела? - не мог умолчать Костя, предусмотрительно выгдядывая из-за ноутбука: в дорогую технику Светка точно ничем не кинет.
- Девица непристойная… - собрала все свое советское достоинство и возмущение девочка в косынке.
- Ах ты курица!
Никто не понял, как такое приключилось. Дива на шпильках от Дольче ретивой лошадкой наскакивала на мышку в фуфайке.
- Закрой рот, поняла?! Закрой рот! Я щас вырублю тебя шокером! У нас это законно!
- Света, угомонись, я счас сам вырубю тебя шокером. Уведите её! Ребят, у нас никто ни на кого не кидается с шокером, мы цивилизованные люди. Это — защита от маньяков.
- Она маньяк! - брыкалась из-за угла уязвленная красотка.
- Светулик, не буянь! - включил котика коллега.
- Какая токсичная, ты погляди! Просто абьюзер!
- Сама арбузер! - дала Фросю Бурлакову гостья… И Костя, почти уже желающий эту драку, почти уполз под стол со своего кресла.
- Абьюзер — сама Арбузер» - девочки, это в рамочку на стену. Эй, ты помалкивай лучше, а? Она в себя такие деньги в свою красоту и имидж вкатывает, что за такие слова она тебя на тачке своей переедет. Много раз. Мы все её боимся. В наше время самая страшная угроза безопасности — разъяренные женщины.
- В наше тоже. - кивнул кто-то из толпы в фуфайках.

- У них еще слезоточивый газ. Бывает. Тоже для жизни не опасно, но неприятно. Это я в клубе приставать к одной начал, и был не трезв. Но запомнилось!
* * *
- Светка — нормальная девочка, умненькая. Хоть у её папы и автобизнес. А у неё — свой салон красоты. Бизнес — это сейчас законно, да. И быть богатым — тоже. Она вообще по приколу в нашем НИИ работает. Для престижа. Но для престижа она свою работу и знает. Для престижа Светка и не такое выучит.
* * *
- Так, вы не поверите, но я придумала. Аплодисментов не надо. Как их переодеть — думайте сами, а вот как переобуть — я знаю! Я хожу в элитный спа-салон! И непременно таскаю у них белые разовые тапочки! Ну как не своровать, они там просто лежат! Ну там каждому посетителю полагается, как бахилы в медцентре, но я обычно пару пар прихватываю. Вдруг, думаю, пригодится. Так что у меня там в столе склад тапок! НеНуАЧо, пригодились же! Какая еще натура, сам ты натура, всё во благо Просвещения!
* * *
- Я, конечно, ученый. Но как работает Wi-Fi – гуглим.
- А можно еще вашего пирога?
- Он называется пицца.
* * *
- Так, про шпионов лучше не шути. Они из Сталинской эпохи!
* * *
- Ребят, только вы от нас не убегайте, а?. Вы нашей жизни не знаете. Сленга… ну разговоров, порядков. Менталитета. Ни оплатить, ни заработать не сможете. Вы заметны, и вас вычислят. И дальше вы, скорей всего, окажетесь в полиции, а потом — в дурдоме.
Он вздрогнул...
- Но есть вариант и похуже: может быть, вслед за вами в дурдоме окажемся и мы. Потому что перемещения во времени у нас не практикуются. На мышах неизвестные опыты не считаются. Но с вами удачней получилось.
- утешил
* * *
- Тут смотри какая разница. В Ваше время было всего мало, но все было радикально хорошего качества, на века. На совесть. В наше время — всего полно. И у нас в нашем изобилии острее всего стоит вопрос выбора: продуктов, информации. Себя. Даже.
* * *
- Машины у вас тут ещё не летают?
- Не, брат.

- Плохие слова на заборе ещё пишут?
- Все плохие слова теперь здесь — ( кивает на телефон). До забора еще дойти надо. Нагрузка!
* * *
- Мы их покормили. Искупали. Переодели.
- И… что дальше.
- А мы не знаем. Мы не ожидали, что получится. Такой вот УПС! Ну мы им тут зато ответы по прогрессу гуглим. Светка им тут рассказывает, как теперь полимерами ногти делают, и депиляцию. Во, достижение человечества!


Рецензии