25. 75. Пушкин Месть Евгениев автору

Месть Евгениев отцу Пушкину

Трудно быть не Богом, а адамитом

Пушкин с маниакальным упорством погружающего себя в схизис поэта и прозаика делал героя по имени Евгений литературным архетипом

0. Евгений

Евгений = лучший (с греческого)
В раскладке = Ев + гений  = лучший гений, лучший из гениев
Гениальность героя пусть даже маскарадная переносилась на автора
Ловкие они оба. Были

1. Онегин

Первым Евгением был герой и соавтор романа Евгений Онегин
Первое издание первой главы обложке имело одно ФИ без отчества (имени отца Жени мы так и не узнали) = Евгений Онегин
«Евгений Онегин». Черновой автограф гл. 1, строфы XXVI
Этот Женя был пародийным: как был не настоящий = он не денди как реальный Браммель, а «как денди» и то лишь одет, не он в английском сплине — последствии трудоголизма и завоевания англосаксами мира, а в русской хандре = дочке скуки и лени лодырей, праздных повес и крепостников.
Е.О. - имитатор, он, получив наследство, сделал ленивую попытку что-то изменить в себе и окрест, но утонул в обломовщине, он имитирует жизнь, скрывая за маской байрониста и нигилиста равнодушное и опасливое ничтожество

Е.О. - живой труп

Его попытка влюбиться в Татьяну-княгиню Гремину по оперной версии и добиться ее благосклонности была соломинкой  - хилым средством остаться в живых и побыть настоящим … Но Таня усвоила три важных урока юности = 1) Женя — пародия и, несмотря на хранимую  к нему любовь, он для нее носитель или источник ненужного риска, порока и позора 2) Любовью шутит Сатана - таков мудрый итог ее мистического провидческого сна  3) Верность жены и женщины сильнее порока и, хотя она и отдана, но будет век купившему её на «ярманке невест» верна ...

Рис. ЕО и ТЛ у худ-ка Соколова

А. Архангельский:  Имя. Литературная родословная. Дав герою имя Евгений и фамилию Онегин, Пушкин сразу вывел его за пределы реального пространства. Со времен Кантемира (вторая сатира - см.: Ю. М. Лотман. Комментарий) имя Евгений сатирически связывалось с литературным образом молодого дворянина, «пользующегося привилегиями предков, но не имеющего их заслуг» (см. Евгения Негодяева в романе А. Е. Измайлова «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества», 1801). Фамилия Онегин — равно как и Ленский — подчеркнуто «вымышленная»: дворянин мог носить топонимическую фамилию только в том случае, если топоним указывал на его родовое владение, а крупные реки не могли полностью протекать в пределах родовых вотчин. (По той же модели, восходящей к опыту русской комедии XIX в., но с оглядкой именно на Пушкина, будут построены фамилии Печорин — у Лермонтова, Волгин — у Бестужева-Марлинского и др.) Едва дав герою «литературное» прозвание, Пушкин тут же соотнес его с живыми людьми 1820-х годов: Евгений знаком с Кавериным, он «второй Чедаев»; на дружеской ноге и с Автором романа...  «Второй Чедаев» отражен в многочисленных литературных зеркалах, подчас взаимоисключающих. Онегин сравнивается то с авантюрным героем романа Ч. Метьюрина «Мельмот-скиталец» ..., то с разочарованным Чайлд Гарольдом Дж. Г. Байрона, то с Грандисоном..., то с Чацким из «Горя от ума», то с Ловласом, то с Паоло - возлюбленным Франчески из «Божественной комедии» Данте, то с «пиитом» из стихотворения «Богине Невы» М. Н. Муравьева. Так достигается оптический эффект: образ героя свободно перемещается из жизненного пространства в литературное и обратно; он ускользает от однозначных характеристик. истопник: В опере П.И Чайковского Татьяна начинает финальный опер-диалог (оперный спор с Женей) словами :
«О как мне тяжело ...  Опять Онегин ...»
А завершает горестным признанием неудовлетворенной:
А счастье было так возможно … Вот если  только было можно ...
И ирои-комическая поэма Р.иЛ, и единственнвй роман в стихах Е.О. имеют одну фабулу — не реализованный половой акт

2. Домик в Коломне (1830)

Эта поэмка - рецидив Гавриилиады - та же эротическая тема с пародией на грехопадение Бога и его ангелочков. Эксперимент с оптическим эффектом Е. Онегина тут получает свое развитие.
Пародируя свой же роман Е.О. и свои же в нем диалоги жанров, автор, исписавшись и готовый проститься с поэзией хотя бы на время:

Пока меня без милости бранят
За цель моих стихов - иль за бесцелье,-
И важные особы мне твердят,
Что ремесло поэта - не безделье,
Что славы прочной я добьюся вряд,
Что хмель хорош, но каково похмелье?
И что пора б уж было мне давно
Исправиться, хоть это мудрено...

трансформирует Татьяну Ларину в Парашу (иносказательно) и телепортирует оную в Коломну — питерскую обитель чиновничьей мелкоты и бедноты. Параша — такой же почитатель и чтица любовных третьесортных романов как и Таня — у нее такие же под их воздействием мозги и та же плотская истома тела и та же тайная мука  души и духа. Влюбиться и дать.
Так в домике в Коломне появляется новая «кухарка» - Мавр, назвавшийся Маврушей … Это Женя обернулся Маврушей ради прелестей Параши, но попался на … бритье…  в мире сплошь Феклуш, Параш и Мавруш ...

3.  Езерский (1832)

Окончив роман Е.О, Пушкин в 1831-от задумал и в 1832-ом начал второе свое творение крупной формы -  опять роман в стихах!
 
Над омраченным Петроградом
Осенний ветер тучи гнал,
Дышало небо влажным хладом,
Нева шумела. Бился вал
О пристань набережной стройной,
Как челобитчик беспокойный
Об дверь судейской. Дождь в окно
Стучал печально. Уж темно
Все становилось. В это время
Иван Езерский, мой сосед,
Вошел в свой тесный кабинет...
Однако ж род его, и племя,
И чин, и службу, и года
Вам знать не худо, господа.

Узнаете Женьку… ?  Non!?  А в ином авторском варьянте:

В своем роскошном кабинете
В то время Рулин молодой
Сидел один при бледном свете
Одной лампады; ветра вой,
Волненье города глухое
Да бой дождя в окно двойное,-
Все мысли усыпляло в нем.
Согретый дремлющим огнем,
Он у чугунного камина
Дремал -
Видений сонных перед ним
Менялась тусклая картина…
Опять никак !?   Ну а так:
Вбежав по ступеням отлогим
Гранитной лестницы своей,
В то время Волин с видом строгим
Звонил у запертых дверей

Езерский Ваня, Рулин, Волин … Так Онегин Е. тихо скатывается в мелкие чиновники и в «Медном всаднике» обретает лик без души и душу без лика мелкого совсем чиновника в петербургском городском безумии ...
С. Бонди так нас поучал, остолопушек: « ...В строфах о выборе в герои романа (или поэмы)  обыкновенного  человека, мелкого   чиновника,   Пушкин   отстаивает   перед   критикой,   разделяющей романтические представления о литературе, реалистическое направление  с  его интересом к обычной действительности, которому следовал он  сам,  начиная  с середины 20-х гг. Наконец, спор о свободе поэтического выбора ведется против реакционной критики, усердно навязывавшей в эти годы Пушкину благонамеренные темы и морально-воспитательные задачи. Под "толпой" Пушкин разумел  основную массу читателей 30-х гг. - реакционных обывателей, помещиков и чиновников. … Впрочем, возможно, что этот богач (Рулин или Волин, как он назван  в
рукописях) по ходу романа должен был разориться и превратиться в бедняка. »
Пушкин довел Евгения до точки… сингулярности (от sinjulier) = ничто он превратил в нечто

4. Медный Всадник (1833)

ЕВГЕНИЙ стал героем поэмы  «Медный всадник» (1833) о безумии Природы, Царя и человечка. Женя изуверски превращен  в мелкого бедного петербургского чиновника: не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне особенно многозначителен намек на аристократическое происхождение Е., как и само его имя, напоминающее об аристократе Евгении Онегине. Лишив Е. Примет личности, АСП превращает его в человека толпы — «массо-видного» «каких встречаем всюду тьму» (поэма «Езерский»).
Источник: https://gufo.me/dict/litheroes/
 Евгений в МВс сделал попытку бузить и бунтовать против двух сумасбродных стихий — Природы и  Власти. И согласно пушкинской метафабуле «Адамит - Зло - Встреча со Злом - Обаяние Зла и Соблазн Мефисто — Грехопадение и неотвратимое Возмездие (Смертью  живота или, хуже того, Безумием). В итоге Женя сходит с ума.

***
Бонус
мы рождены, чтоб сказку сделать …?
ой, люлюшечки люли лууууи
фра, ты гузкой не крути -
нас надули взаперти

(Б.Г. вотще уверяет — нас на*бали … у него есть такой окопный романс Подмога = https://www.youtube.com/watch?v=53V9Vo0f5wk)

Актуальный взгляд на Порядок вещей:

Мы рождены в страданиях и боли
Наш путь земной с рождения беда
Претерпеваем мы свои чумные доли
Вцепляемся в недолгие года

Кривится рот в немом беззубом крике
Сгибаем шею мы под тяжестью ярма
Сжигаются в слезах горючих лики
Юдоль земная, в сущности, тюрьма

Жизнь не игра, тем более нет правил
Мы проиграли, даже не начав
Будь проклят тот, кто нас сюда отправил
Без сожаления законы все поправ

Нас не спросив, на чёрный свет толкнули
Ползите, мол, барахтайтесь в грязи
А вместо жизни дали смерть, нас обманули
Да просто чтоб дышать - в грязи ползи

И серых будней пелена не разорвётся
Не кончится, не сгинет, не уйдёт
И умираем мы всю жизнь на дне колодца
Мы просто в ожидании. Жизнь - умрёт.

Мы все мертвы
Не все об этом знают
Мы все мертвы
И это навсегда
Мы все мертвы
С рождения все тают
Роса как тает с утренней листвы...   
Дм. Торопов  Трудно быть человеком | Дмитрий Торопов | Яндекс Дзен (yandex.ru)

Наш ответ удрюченному философу :

Хорошая  идея в теме Сущее и Смерть - единственном коренном вопросе, родившем философию (любовь мудрить без кафедры). 
Версия не нова, но откровенность мыслей и настрой чувств впечатлил ... 
Насчет смерти всей жизни ... Тут  не всё так однозначно.  Абиогенез пока остается тайной,  коя оставляет шанс мысли: у этой Жизни есть Первопричина и Творец = мож и не всему пипец...
Конечно, земная жизнь  Омо хламо сапиенс и многих видов живого  конечна и мучительна.   
Но всё ли вымрет? Возможно какие-то виды живого останутся и в свете красного карлика по имени Солнце. А кто-то на субатомной виде будет перенесен на каку-будь эко-планету  лет 20 тыщ световых вдаль. Открытым остается (для меня) вопрос = а кому и где такой хлам  смертельный нужен?
Но кого из нас реальных и нынешних  это  е ... интересует.  Б.Г. вот так и воет-поет = Нас на*бали!
Применительно к хищнику и эгоисту HSS - последнему из адамитов, оставленному в живых на испытательном полигоне "Земля" начлабами ОКБ Бога околоземного -  это вотще не проблема = он таким задуман - с таким Роком (путем) и такой Судьбой (уделом и целью) = топать к Смерти чрез встречи на Перекрестках Рока- Судьбы со Злом, его обаянием и соблазном, грехопадением и неотвратимым наказанием  на разнообразных  койко-местах спирали Ада
Ну, а для любой персоналии актуальной реализации в массе испытательных образцов полигона "Земля" картина конечна ... супер какая матическая - и Черный квадрат, как модель безысходности  и идеальной версии крышки гроба или прокопченной и сажей сальной засаленной печки крематория ...  наб. сильный эстетический ее символ.
И ваши вирши - из этой вербальной картины Мира и его Здания с вывеской-гримасой "Кремация" (есть бонусы, памперсы и скидки...)

рис. Графика Самсона Поллена


merci beaucoup pour votre attention


Рецензии