Всего понемногу. Зарисовки

 Сколько тебе лет? Восьмой десяток разменяла? Немало, но не так уж и много. Впереди еще … предположим, 50. Я раньше всегда говорила, что буду жить 200 лет. Л.А., мой тренер, учитель, наставник (не знаю, как и обозначить то, что она собой представляла по отношению ко мне) говорила:
- Много просишь, столько не дадут,
- Сколько просить? Можно 120?
- Можно… Но и столько вряд ли дадут.

   Я её выслушала, но число 120 в голове и в судьбе прописала жирным шрифтом. Только попросила Силы небесные, чтобы дали возможность уйти, никому не доставив хлопот.

  Времени на воспоминания нет: график жизни очень плотный, всё хочется успеть. И всю обозримую жизнь живёшь с ощущением, что вот этот проект завершишь – и вздохнёшь свободно. Но в силу каких-то причин в тот день, когда ты готов сесть и вытянуть ноги, возникает другой проект, не менее важный, чем предыдущий.

    Ковид-19, на мой взгляд, изобрели, чтобы мы могли вспомнить семью, друзей, оглянуться назад, что-то припомнить. И просто посидеть на одном месте спокойно.        Мне судьба второй раз в подарок преподнесла модную болезнь: температура под 40, и в нагрузку всё по протоколу - кашель, нос заложен, под тремя одеялами согреться не можешь. Через три дня свет в окошке – температура упала. Остальное не торопится оставлять меня одну. Чтобы не умереть от скуки - онлайн-уроки, разработка новых материалов. И, конечно, любимое занятие - ревизия всего, что есть в доме, перестановка (мужчины вдвоём с трудом передвигают то, что я умудрилась поменять местами). А в минуты передышки можно оглянуться на свою жизнь и понять, как много в ней уместилось событий - добрых, грустных, смешных, нелепых, трагичных, понятных и не очень, порой просто необъяснимых с точки зрения современного человека …

  «-«
      Преданья старины глубокой. Я молодая воспитатель в детском саду. Незабываемое время, дети-пуховички ходят за тобой по пятам, ловят каждое слово, первый вопрос, который задают утром: «А заниматься будем?»  После завтрака без напоминаний садятся на свои места и с нетерпением ждут праздника. Для них урок – приятное времяпровождение. Но занятия порой проходят не по тому сценарию, который был предусмотрен.
- Маша, почему ты сегодня грустная? Когда ты улыбаешься, даже в группе светлее становится.
- Папа в командировку уехал.
- Я знаю. Но твоя мама сказала, что сегодня вечером он вернётся, не грусти.
- Значит, я с мамой не посплю.
- А ты с мамой спишь?
- Когда папа дома, то спит он. Когда папы нет – я. Мы любим спать с мамой. Но сегодня с мамой спал дядя Коля.

    Я свернула тихонько разговор, начала урок. Когда пришли за малышкой родители, я улыбалась, как Буратино, во весь рот: странно, что мама, взрослый человек, не понимает того, что трехлетний ребёнок может «заложить» её, между делом рассказав папе, что ей так и не удалось поспать с ней.

«-«
      Этого мальчишку я обожаю: открытый взгляд, распростёртые объятия для всех ребятишек и для няни, и для нас, воспитателей, сотни «почему, как, зачем», до всего есть дело, всем готов помочь. А выдумщик, таких свет не видывал! «Солнышко» - это о таких, как он.

    Рассказывает няне:

- У нас бабушка приехала, я ей рассказал, что моя мама курит.

   Я маму знаю неплохо, поэтому вечером спокойно спросила, давно ли она курит. Она растерянно посмотрела на меня, потом повернулась к малому:

- Фантазёр, и здесь рассказал?

   Оказывается, он увидел в её сумке сигареты и рассказал папе, соседям и приехавшей на выходные бабушке о том, что мама курит. Я улыбнулась и рассказала ей похожую историю с моим старшим сыном. Муж посоветовал, чтобы снять зубную боль, подержать во рту сигаретный дым. Закурил и подал раскуренную сигарету мне. Я затянулась, закашлялась. В это время меня с сигаретой и застал сын. А через полгода приехала моя мама, и узнав от внука, что я курю, устроила мне допрос с пристрастием.

«-«
     Почему считается, что обездвиженность - это наказание для малышей? Для меня это тоже не подарок. В школе идёт четвёртый урок. Я вышла, чтобы пройтись по рекреации, размять затёкшие мышцы: целыми днями какие-то отчёты, планы, никому не нужные бумаги.

     За стенами кабинета - простор! И ни человека! Почему бы не пробежаться? Вперед! Этаж пролетела, прыгаю через ступеньку вниз по лестнице на 1 этаж. Допрыгала. Поднимаю глаза – на меня в оторопи смотрит завуч начальной школы. После недолгого молчания тихонько спрашивает:
- Это Вы?
- А Вы кого ждали?
- Я думала, что кто-то из учеников старшей школы урок прогуливает …  Извините, Вы же завуч, разве можно так вести себя в школе?
- А что мешает завучу быть живым человеком?

«-«
      Улица Восточная. Поздний вечер. Это то время, когда я могу расслабиться: учебный день закончен, впереди полтора часа отдыха за рулём: эмоции отключаешь полностью и отдыхаешь. Подсознательно продолжаешь фиксировать всё происходящее вокруг.
      Перекрёсток с Куйбышева. Светофор подмигнул и - на тебе красный. Машина впереди резко затормозила, я плавно докатилась до неё и остановилась. Водитель вышел, подошёл и осмотрел машины. Убедившись, что машины не пострадали, развернулся ко мне и спросил:
- Женщина, а когда меня нет, Вы как тормозите?

«-«
    Зачем нужно развивать скорость мышления – скорость реакций – скорость действий? От этих, именно от этих качеств, зависит качество жизни человека. Об этом знали еще древние египетские жрецы. Именно тогда, по легенде (для меня всё то, что я не могу проверить, - легенда) были созданы образовательные методики, которые действуют по сей день. У них задача конкретная – сделать человека в социуме управляемым. Например, если отключить лобную часть, человек и в плане сложных поведенческих реакций, и в плане перспективного планирования, и в плане структурирования пространства будет, как бы помягче сказать, зависим от окружающего мира.

  Так мы и живём, ориентируясь в своих решениях на внешние факторы – в первую очередь, на свои интересы – во вторую.

     Показать на конкретных примерах, как складываются обстоятельства, если человек может отключать свой мозг и действовать интуитивно?

    Первый случай.

     1958 год. Мне 7 лет. Мы в военном городке в Одессе в гостях у младшей сестры папы. Когда это произошло, я не знаю, то есть не знаю, в какой день. Пляж «Черноморка». Мостик. У меня есть фотография всей ребятни – меня и братьев на этом мостике. Где были взрослые? Наверное, где-то поблизости. Но я, самая сухопутная из сухопутных, оказалась в воде и стала тонуть. Я до сих пор помню, как перехватило дыхание, и я стала глотать воду, противную, горько-солёную. Очнулась я на мостике. Какая-то сила выбросила меня из воды. Уже бежали взрослые. Вечером все пытались понять, что меня спасло. Я думаю, что это мой Ангел-хранитель помог мне собраться с силами и вылететь пробкой из воды.

Второй случай.

     Мне 8 лет. Деревня Ретнево Зайковского района Свердловской области. Я приехала туда с мамой к её военной подруге на пару дней. На второй день мы находились за воротами. Калитка была открыта. Я почувствовала какое-то движение за спиной, обернулась … Никаких чувств - ни страха, ни удивления (кто это?) - я не помню, просто я оказалась на штабеле тёса, на высоте около двух метров от земли. Взлетела я туда, как сказала потом мама, за долю секунды: стояла рядом с ней, раз – и меня нет. Я не спортсменка, я птичка-невеличка, но животное, которое вышло, так напугало меня (я впервые видела огромного хряка), что во мне проснулся кто-то, кто прыгать умел и меня спас.

Третий случай.

   Мне 17 лет. Река Турунчук. Я стою метрах в 30 от берега, мою голову. Глубина примерно до груди. Стоящие на берегу стали кричать и махать руками, показывая на что-то за моей спиной. Я медленно повернулась, чтобы понять, что они там увидели. Моё сознание не успело ни увидеть, ни понять. Подсознание поняло – десятки и десятки змей плыли, подняв головы. В следующее мгновенье я стояла на берегу среди людей. Все смотрели с удивлением на меня, я с тем же чувством на них. Я не плыла – не умею. Я не бежала – попробуй пробеги за долю секунды по каменистому дну, на приличной глубине, 30 метров. Ни один вариант не подходит. Кто в очередной раз подстраховал меня и выбросил на берег в минуту опасности?

    Я не очень верю в потусторонние силы. НО всю жизнь  верю в силу человека, в его умение в минуты опасности входить в своё естественное состояние, когда все ограничения, навязанные нам в период не различающего детства, перестают работать, и он делает то, что не может себе даже представить.

«-«

      Как мы жили без телефонов, без сотовых телефонов? Сейчас этого невозможно и представить. НО жили же! И всё успевали, и всё решали, встречаясь и обсуждая за чашкой кофе или в официальной обстановке. Теперь без этой игрушки наша жизнь входит в штопор. Но с этой штукой ты можешь попасть в самые нелепые ситуации. И помнить о них десятки лет, с содроганием вспоминая подробности.

   В огромном доме я живу одна: для глубокого интроверта ситуация глобального одиночества жизненно необходима, чтобы восстановиться.  Другого не дано. Домработница и работник не в счёт: они приходящие.

   Ранее утро. Ледяной душ. Выключаю воду и слышу, что где-то в доме заливается от восторга телефон. Почему от восторга? А какое чувство он должен испытать, когда оказался востребованным в такое время? Лечу на его поиски, хватаю, включаю … На том конце телефона молчание, а потом знакомый голос со смехом спрашивает:
- А накинуть на себя что-нибудь не пробовали?
  Медленно доходит, кто на том конце провода и о чём он говорит.
   Эмоцию я себе обеспечила на всю оставшуюся жизнь.
Стоп-стоп. Вы неправильно всё поняли: 20 лет назад телефоны были кнопочные.
«-«

      Вы как оцениваете людей? Не ошибусь, если скажу, что на уровне слов и поступков, то есть на уровне поведенческих реакций? Полноты картины и реального представления о человеке такой способ взаимодействия вряд ли даст. Это объяснимо: социальная маска стала его личностью, он всегда знает, чего от него ждут, где его зона интереса и поступает соответственно программе этой маски.       Интересно наблюдать за людьми (за учениками, в частности) на другом уровне, на уровне полей.

   Сидит напротив меня человек. Это не я к нему пришла, он пожаловал с предложением партнёрства. Говорит правильные слова, выкладывает на стол пачки денег, больших денег. Знает, что я хороший учитель, но не бизнесмен, уверен, что он, именно он, может увеличить доходы Школы многократно. Я расслабилась, посмотрела на него, а в ауре идут серые всполохи. И я понимаю, что он, нет-нет, не врёт, просто не договаривает, просто лукавит. Через пару месяцев он начнёт диктовать свои условия, ограничит мои вложения в развитие методики, в содержание Школы, и она потихоньку схлопнется. Я не буду иметь с ним дело. Вежливо отказала, ничего не объясняя.

«-«

   Сидит группа. Взрослые люди тратят время, деньги не для того, чтобы поиграть. Но ты смотришь на них и видишь:

- у этого мощный потенциал, но он даже не напрягается, привык быть лучшим, не прилагая к этому никаких усилий.  Развития не будет, так как не усиливаются химические, био-химические реакции, не формируются дополнительные каналы восприятия, не усиливаются компенсаторные механизмы (поля ровные, чёткие);

- у этого возможности средние, но он вкалывает, именно вкалывает на пределе своих ресурсов (мощные золотые поля указывают на это);

- этот лодырь: уверен, что раз он пришёл, всё случится само-собой, без каких-либо усилий с его стороны (поля блёклые, стекающие);

- у этого в полях доминирует зелёный. Но он не добрый. Добренький, то есть хорош по отношению к другим до определенной ситуации (встань на его любимую мозоль, жизни будешь не рад). Почему я так думаю? Так у него доминирует грязноватый зелёный. 

     Но порой я попадаю в ситуацию, когда не могу разобраться в том, что вижу. У этой девчонки шлем на голове, он переливается нежными, чистыми цветами. Глаз от этой красоты не оторвать. Почему такая аура? Спрашиваю своего УЧИТЕЛЯ. Её ответ:
- Она впервые в жизни влюблена. Физическое чувство ещё не возникло.
- А когда оно возникнет, можно это увидеть?
- Да, цвета потеряют свою прозрачность, чистоту.
- Спасибо. Поняла. Запомнила.


Рецензии