25. 90. Пушкин Месть лже-ярлыков 1830-х

Агенты мифологии

 Рис. Борис Тальберг, А.С. Пушкин

Агенты мифологии (типа Пушкинской Вселенная (вероятно, параллельно поперпендикулярной) и научного патриотизма фантомов Русского Мира) создали намеренно ложное и потому особо вредное для дела пушкинизма ложное представление о поэт-человека АСП. Этот мифический образ заслонил реального живого многострадального и противоречивого человека как павловцы иудея Савла заслонили от нас мифом об Иисусе Христе гностика Иешуа Назорея. Этим заслоном были разные ярлыки вульгарной социологии и агиток бронепоезда, что сами и загнали в тупик эволюции, включая:

- рупор дворянской революционности
- либеральный демократ
- певец свободы
- поэт-лидер и певец декабризма
- народный на все годный поэт
- пушкин наш — советский
- борец с самодержавием за счастье трудового народа (черни и толпы)
- поборник безграничных прав самодовлеющей личности
- пушкинская вселенная русского духа и кота ученого
- пушкин в тебе и во мне
- Наше … Всё, кажется, пипец… и на дуде дудец

В 20-30-х в Сов.России по приказу Советов разрабатывалась аж целая «теория революционности Пушкина» (см.  Федорова Н.А. ПУШКИН И РЕВОЛЮЦИЯ. НАСЛЕДИЕ ПУБЛИЦИСТОВ ЛЕНИНСКОЙ ШКОЛЫ или Туманов Дм. Александр Пушкин мифологизация образа поэта в послерев-ой России - 2000). Луначарский А.,  будучи крупным теоретиком литературы, следуя ленинской концепции развития общественной мысли, одним из первых поставил вопрос об особенностях пролетарской литературы. Центральной проблемой его творчества была проблема «Искусство и революция». И обращение Луначарского в этой связи к имени А.Пушкина показательно. Исследуя его работы, можно сделать вывод о порождении им проблемы «Пушкин и революция», укрепившийся в вульгарном пушкиноведении первых лет Советской власти. Нарком первым выявил «революционное» значение А.Пушкина: «Подлинная революция непременно космата, непременно чрезмерна, непременно хаотична... Это великолепно чувствовал и сказал нам Пушкин...»
В коллективной поэме «Товарищ Евгений Онегин» [ж. Бегемот – 1927. – № 4]. Онегин оказывается агрономом, Татьяна – работницей почты, а Ленский – селькором. Главной целью длинного стихотворного повествования стало доказательство актуальности пушкинских масок для изображения современной действительности. Так материализовалась ленинская теория, развитая публицистами ленинской школы.
Народ эту прививку от ковид-коммунит  вкусил и возопил.  В этом смысле интересен рассказ совершенно неграмотной пинежанки С.Черной, записанный в зиму 1934-35 гг Борисом Шергиным. Переложение в народном стиле биографии А. Пушкина отражает официальную идеологию того времени:

«Он певец был, песенной наблюдатель, книгам сказитель, грамоты списатель. Землю, как цветами, стихами украсил. Он порато в братии велик, острота ума нелюдская была. Книги писал, слово к слову приплетал круто и гораздо. Книги работал и радовался има.  Ленин Пушкина книги целовал и к сердцу прижимал. Он пусты книги наполнил, неустроену речь устроил, несовершоно совершил. Теперешны писатели от Пушкина взялись да пошли» [Шергин Б.В. Пинежский Пушкин // Шергин Б.В. Повести и рассказы. – Л., 1984]

Пушкин в свое время эту свою Вселенную прозрел и последствия улета в оную провидел и понял: пора … фра, пора…  уходить как тезка Саша Первый (император). В загоне западни Конгрегации клеветы на пятом заходе поиска выхода из тупика он сам выбрал себе стрелка.

Баевский об этом выборе высказался просто как убедительно:
«... Когда Пушкин воспротивился циничным преследованиям, которым подвергалась его жена, Дантес его хладнокровно пристрелил.»


merci beaucoup pour votre attention


Рецензии