25. 93. Пушкин. Месть Белкина. Повести о тайном не
Повести о тайном нежелании брака
При первой публикации повестей И.П. Белкина (ПИПБ) в 1831-ом Пушкин не указал своего авторства. Он ис-пугался, что за презренную простую с первого взгляда прозу его сбросят с трона Короля Поэзии тронного зала Русского Парнаса? Нет. Он боялся рисковать более обыденным: догадливая публика расчухает скрытый смысл повестей — их метафабулу и метасюжет = повесть о трудных днях реального автора в минуту тревожных раздумий о том, на что его чорт догадал, да бесы попутали. И тогда неотвратимо Возмездие за грех такой женитьбы на Натали Гончаровой.
Повести Белкина говорят о муках автора и дурных предчувствиях: так жениться грешно и не надо бы… Как сказала Ахматова — это повести о тайном нежелании брака. Брака по сути греховного - на не любящей путем ее покупки. Воздастся за грехи то.
Уже скоро в 36-ом он завершает свой РОЦ каменностровским циклом духовной исповедальной лирики: Меня тут не будет … Мне тут не жить …
Это поэтический рассказ о добровольном Уходе
Так в ПИПБ совмещены разные планы мыслей о Сущем и Смерти:
а) о чести и совести дворянина
б) о покупке невесты, брак с которой мучит своей бессовестностью и угрозой неотвратимого возмездия
в) о бесах, что не устают приставать и бесноваться, покрывая горизонт событий кладбищенским туманом и знаками погибели, упираясь во мрак вечности …
Если честь и совесть — основные фабулы повестей, то его метафабула — откровение (апокалипсис) тайного нежелания брака с нелюбящей. Он грозит гибелью
Потому первой написана повесть Гробовщик и потому то и подменен автор. Прячась от догадливой мститель-ной публики, Пушкин, готовя пять повестей к печати, пользуясь правами издателя, первой ставит повесть «Вы-стрел». Фабула повести не такая откровенная, она отводит от темы брака. Она о границах чести и совести, о жажде мести, о провокации конфликта и конструировании дуэльной ситуации, о наслаждении местью, о неустанном ожидании случая для искушения и испытания чести противника. Сильвио выступает в роли Мефисто и становится героем пушкинской фаустианы
Но и тут не всё просто для скрывающегося автора. Повесть «Выстрел» также сильно автобиографична: Пушкин сам любил провоцировать и выстраивать дуэльный ситуации, играя с неизбежной формальной необходимостью сатисфакции с предполагаемыми смертельными рисками для противников и невозможностью от него (дуэля = le duel) отклониться без позора и потери такого суетного качества дворянина как его честь … И можно заглянуть дальше конца повести: такая игра греховна и «сколь веревочка не вейся, а совьешься ты в петлю ..».
Мефисто-Сильвио не «римский палач, присовокупляющий поругание к смертельным мукам девы», ноон сади-стски жаждет испытания совести, духа и чести графа - «вечного любимца счастья».
Сильвио — не мученик чести, как и его противник — не её невольник
Автор хорошо чувствует это страсть хищника-бретера — неотвратимость сатисфакции и невозможность отказа от дуэли без позора, он играет этим в жизни, всё более этой игрой увлекаясь. Стиль Пушкина дуэлиста и даже бретёра таков:
- провокация конфликта и дуэльной ситуации
- вызов на дуэль с предвкушением мук противника о неотвратимости и рисках дуэли с невозможностью отказа
- выход к барьеру и выдержка на поединке удара противника
- отказ от ответного удара — дополнительное более сильное унижение всей противной стороны
Это и есть пушкинский «высший пилотаж» в дуэльной ситуации: сам Пушкин провоцировал дуэли не всегда самым благородным способом и далее выжимал из ситуации максимальное для издевательства
В первой публикуемой повести он как бы щекочет нервы … но кажется он в ней не Сильвио, а недавно женив-шийся граф
***
Свидетельство о публикации №222021401056