Ч. 318 Встреча на родине

Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/02/12/1117

Через два дня после пребывания на корабле «Victory» моряков «Дианы» перевели на огромный английский военный транспорт «Emperatrice», который доставил из Плимута русских пленных, взятых в Крыму и Бомарзунде.

К своей радости, они встретились там со своими товарищами: лейтенантом Зеленым, Гошкевичем, лейтенантом князем Урусовым, поручиком корпуса флотских штурманов Ёлкиным и многими матросами. Всего на транспорте собралось 40 офицеров и 1400 рядовых.

Их можно было отправлять на родину, но британское командование решило пленных задержать, чтобы продемонстрировать им мощь английского флота, который готовился к королевскому смотру.

На рейде построили 350 кораблей. Все большие корабли  были винтовыми. Британский флот был тогда самым сильным в мире. Зрелище действительно производило впечатление.

Русских пленных, взятых в Крыму, содержали в Англии. Им большую материальную и моральную поддержку оказывал священник русского посольства Евгений Иванович Попов, который не эвакуировался с составом посольства, а с разрешения британских властей остался в Лондоне.

В день отправления пленных Попов провёл на транспорте церковную службу и тепло попрощался с офицерами и рядовыми.

В тёплый солнечный день 13 апреля 1856 года транспорт «Emperatrice» доставил бывших пленных в Либаву, а оттуда морские офицеры добирались в Петербург берегом. Матросов временно разместили в местных казармах до получения указаний из Петербурга, как с ними поступить дальше.

Ёлкин умудрился, несмотря на все передряги плена, сохранить коллекцию растений, собранных им в Японии. Эту коллекцию он передал в Императорский ботанический сад. Его труд высоко оценили учёные-ботаники.
 
По их ходатайству ему объявили благодарность от императора, и в Министерстве двора от имени императора Ёлкину вручили перстень с бриллиантом.

Англичане передали в Россию не всех пленных. По этому поводу российское Министерство иностранных дел обратилось с запросом к английскому правительству.
 
30 июля 1856 года Лесовский, которому присвоили звание капитана 2 ранга, доложил в Морское министерство, что 13 июля в Декастри на английском фрегате «Peak» доставили двух офицеров, мичманов Ковалевского и Михайлова, и 96 нижних чинов.

Их всех отправили в Петербург на транспорте «Двина», которым командовал Иван Иванович Бутаков. На «Двине» собрались матросы с фрегатов «Аврора», «Паллада» и «Диана». Ещё одну часть матросов отправили на корвете «Боярин».

Плавание длилось 16 месяцев, во время которых не потеряли ни одного человека. В Кронштадт пришли 13 августа 1861 года.

Но не все матросы вернулись домой. Часть умерла в плену, а  часть отказалась возвращаться на родину, стала, как называли в советское время, «невозвращенцами».

Бывших в плену морских офицеров тепло встречали повсюду. В Петербурге всех наградили орденами. Они получили двойные годовые оклады жалования для компенсации имущества, погибшего на «Диане».

Мичман Зеленой, когда расписывался за эти деньги, стал рассказывать финансовому чиновнику о крушении «Дианы». Тот хотел его остановить, что, мол, он очень занят, но Зеленой хладнокровно ответил: «Нет уж, я всем рассказывал, и вы послушайте!»
Пришлось финансисту выслушать в десятый раз эту историю.
 
Фрегатский священник, отец Василий Махов,  которого высадили с больными и врачом в Аяне, отправился оттуда в Петербург. Ему помогали в пути деньгами местные власти. Он прибыл в Петербург 6 декабря 1855 года.

Нищий деревенский поп был плохо образованным, но очень умным, смекалистым человеком. За время плавания он многому научился у офицеров в кают-компании, в том числе,  как вести себя в обществе. Естественно, что его пожелал увидеть генерал-адмирал великий князь Константин.

Священник преподнёс великому князю монеты и вещи, которые он приобрёл в Японии и ухитрился сохранить во время своего нелёгкого и опасного путешествия по России. В ответ получил от Константина золотой перстень с бриллиантом, а от царя пособие в триста рублей серебром.

Отца Василия назначили священником в 16-ю пехотную дивизию, а затем в курскую епархию.

После окончания войны его наградили бронзовой медалью на Андреевской ленте и крестом на Владимирской ленте. В 1858 году Василия Махова по распоряжению Александра II назначили настоятелем церкви русского консульства в Хакодате с жалованием 2500 рублей серебром в год.

Но в 1860 году он тяжело заболел, и ему разрешили приехать в Россию, уволили для службы в курской епархии. Василий был сообразителен. Преподнёс японские вещи царице и великой княжне Марии Александровне.

В ответ получил золотые часы с цепочкой стоимостью 125 рублей серебром и пенсию 400 рублей серебром в год. В 1864 году он умер. После его смерти сын Василия Махова опубликовал бесхитростные записки священника о плавании на фрегате «Диана».

Всех нижних чинов фрегата «Диана», освобождённых из плена, наградили серебряными медалями за участие в Крымской войне.

Во время нахождения в плену нижних чинов их семьям выдавали денежное содержание. Великий князь Константин разрешил бывшим пленным матросам с фрегатов «Паллада» и «Диана» оставить деньги по 1 империалу, которые им выдал лейтенант Мусин-Пушкин, когда англичане брали в плен «Грету».

Кроме того, великий князь приказал выдать им  по полуимпериалу  (5 рублей 15 копеек серебром). Он также запретил комиссариатскому департаменту сделать вычеты за разные задолженности матросов во время заграничного плавания.
 
Крымская война, начатая Россией, окончилась для неё жестоким поражением. По Парижскому миру Россия вернула Турции Карс и часть придунайской Бессарабии.

Чёрное море объявили нейтральным, закрытым для военных кораблей и открытым для торговых судов всех наций. России запрещалось иметь на Чёрном море военно-морской флот, Турции и России запрещалось создавать на берегах Чёрного моря военно-морские базы.

Для урегулирования вопросов судоходства по Дунаю была создана специальная постоянная общеевропейская комиссия из представителей всех заинтересованных стран.

Россия обязывалась не возводить укреплений на Аландских островах.

Неплохо иногда делать выводы из истории.

Продолжение http://proza.ru/2022/02/17/1460

На фотографии: Севастополь в 1856 году


Рецензии
Выводы из истории делают далеко не все и не всегда корректные.
С теплом, Виктор

Виктор Афсари   20.02.2022 23:21     Заявить о нарушении
Все мы не без греха!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   20.02.2022 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.