Алябьев А. А. Гусарские были

               
                "Быль молодцу не укор»
               
                (старинная русская пословица)

   Нападение французской армии под командованием Наполеона  на Россию вызвал небывалый подъем патриотизма у всех слоев населения России.   Согласно высочайшему Манифесту Александра I от 18 июля 1812 года о формированиях ополчений в ряде губерний были организованы народные ополчения. Народ истреблял французов всеми возможными способами.  В той войне проявились лучшие качества русского народа. 
   Среди русских героев-полководцев, завоевавших легендарную славу на полях Отечественной войны 1812 года, Давыдову Д.В. принадлежит особое место. Накануне Бородинской битвы, Давыдов, получив в свое распоряжение пятьдесят гусар и восемьдесят казаков, двинулся в тыл врага. В первый же свой «поиск», 1 сентября, когда французы готовились вступить в Москву, Давыдов разгромил на Смоленской дороге, у Царева Займища, две шайки мародеров, прикрывавших обозы «с ограбленными у жителей пожитками», и транспорт с  хлебом и патронами, взяв в плен более двухсот человек. Отбитое при этом оружие он здесь же роздал крестьянам, поднимавшимся на народную войну.
  После первой победы отряда Давыдова Д.В., с легкой руки Главнокомандующего русскими войсками Кутузова М. И. стали организовываться партизанские летучие отряды из регулярных и казачьих частей.

  Представители передового дворянства шли добровольцами в армию, которая также была полна веры в победу. Среди дворянской молодежи ушедшей добровольцами на фронт был и молодой Алябьев А.А.

  ***
   Не прошло и трех недель, и двадцатипятилетний корнет  в составе 3-его Украинского казачьего полка  принимает участие в первом бою, оно произойдет 20 октября 1812 года. 
Храбрость всегда присутствовала в действиях молодого человека. Он участвовал во многих боях, в том числе в знаменитом Березинском сражении (17 (29) ноября 1812), когда остатки "великой армии" беспорядочно отступили на западный берег реки Березины. Тогда Наполеон, и его начштаба едва избежали плена. Алябьев весьма сожалел об этой своей упущенной возможности до той самой поры, как осущест¬вил маленькую месть за «провал Березины» - пусть не сам Наполеон, так хоть его приближённые.
  В феврале 1813 года получает назначение в Иркутский гусарский полк, стоящий в тылу. Здесь молодой гусар подружится с Александром Грибоедовым и  Николаем Толстым — отцом писателя Льва Толстого.
    Из-за того что полк находился в тылу, он просит перевода на передовую. В мае того же года получает перевод во вновь сформированный лейб-гвардии Ахтырский конно-егерский полк генерала А.Н. Потапова.
    Проявив себя в боевых действиях отважным офицером, Алябьев А.А. по собственной просьбе был откомандирован в партизанский отряд под командованием поэта и героя войны 1812 года Дениса Давыдова.  Слава  командира партизанского отряда поэта Д.Давыдова разнеслась по всем фронтам. Каждый мечтал воевать рядом с ним. И вот мечта молодого корнета Алябьева. А.А. сбылась.
   Близкий по духу с Давыдовым, он быстро расположит его к себе, а их отношения перерастают в дружбу, которая продолжится и после военной компании. Под командованием своего друга он  участвовал во многих боевых операциях. Отряд Дениса Давыдова, пользуясь своей мобильностью, проводил в тылу врага рискованные рейды, в которых принимал участие и  Алябьев А.А.. Такие боевые операции проводились не только на землях России, но и на территории Германии, Австрии, Франции. Одной из блестяще проведенных операций  считается взятие Дрездена. Полковник Денисов Д., герой партизанской войны весной 1813 года своей тактикой смог перехитрить противника, который имел шестикратный перевес численности войск. Отряд взял город почти без потерь. Тогда, несмотря на блестящий исход операции, Давыдова отстранили от командования за "излишнюю" инициативу.
 В своих воспоминаниях  Денисов напишет о поддержке его молодым другом Алябьевым А.А.: - Алябьев поехал со мною: он не имел команды и потому был свободен, но служба... предоставляла ему случай к отличию и награждениям, езда со мною - одну душевную благодарность мою; он избрал последнее".
  Более того, в этом сражении Алябьев А.А. получил ранение.  Однако он поехал в штаб армии в польский город Капиш для защиты своего фронтового друга и командира в суде за сотни верст.
 Сам Денис Давыдов эту историю вспоминает с тяжелым сердцем. Спустя годы он напишет А.С. Пушкину  (май 1836 г.), что события этой битвы приносят ему страдании, я и он «чувствует себя дураком от этого проклятого городишка…».

  ***
   За военные заслуги молодой офицер был достойно отмечен наградами. Он награжден орденами Святой Анны 3-й степени «За храбрость», Святого Владимира 4-ой степени и памятной медалью участника войны «О войне 1812 года». В служебном формуляре Алябьева А.А. было записано: «… будучи употреблён в самых опаснейших местах, везде отлично исправлял данные препоручения». Сражения, в которых он участвовал,  записаны в послужном списке молодого гусара.
  Алябьев А.А. возвратился с войны лишь в 1815 году, и продолжил военную службу в Петербурге. Начав войну в чине корнета,  Алябьев А.А. закончил её в чине поручика.  Получив свой первый отпуск, он встречается с родными в Москве. Военные будни не помешали  ему вновь заняться музыкой.            Увлечение музыкой постепенно наводит на мысль уйти в отставку с военной службы. Но в 1817 году он получает чин штабс-ротмистра и это на некоторое время оттянуло его желание уйти в отставку. Возможно, что  Алябьеву А.А. не хотелось оставлять военную службу и по другой причине. Ведь во время войны родительский дом в Москве, а также имение в Подмосковье было разорено французами. Почти десять лет военная служба в полках бросала молодого композитора по России.
  Так его в 1818 году переводят в Воронеж. Служба шла хорошо и вскоре он получает очередное звание штабс-капитана. А посетивший этот южный город, император Александр I-й  после военных учений переводит своим указом Алябьева в престижный лейб-гвардии конно-егерский полк.
  Он, в свободное от службы, время продолжает заниматься музыкой. Любитель музыки, вышестоящий командир военного корпуса поддерживал Алябьева А.А. и разрешал выезжать на свои концерты в Петербург и Москву.
    Середина 1821 года,  Алябьев А.А. получает перевод на службу в северную столицу. Военные годы оставили глубокий след в сознании молодого музыканта,  и это будет выражено в его музыкальной творческой жизни. Служа в северной столице, он напишет гусарскую песню «Один еще денек» в память о былых гусарских походах. А на стихи своего фронтового друга-однополчанина по Ахтырскому полку Николая Оржицкого Алябьев напишет романс «Прощание гусара». 
  Служба в армии все больше и больше тяготила, мысль об отставке все чаще овладевала им. Об этом поговаривали и его друзья, молодые офицеры, участники Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг.  Они чувствовали неприязнь царских чиновников к себе. А военная служба по выражению будущего декабриста Раевского «тяжела и оскорбительна».
  В своем произведении «Горе от ума» его друг-однополчанин,  писатель Грибоедов А.С. в образе Чацкого  покажет некоторые черты Алябьева А.А.. Более того он выскажется о военной службе словами: - Служить бы рад, прислуживаться тошно. Эти слова стали пословицей, исследователи творчества Алябьева А.А. считают, что они принадлежат композитору.
   Наверное, это в какой-то степени связано с событием, произошедшим с ним. Однажды весной 1822 года Алябьев А.А. позволил себе появиться в театре штатской одежде, а не в мундире, как это полагается. Царь Александр I, помнивший молодого офицера еще со встречи в Воронеже, остановил его в фойе и сделал выговор. За это нарушение  Алябьева А.А. отправили на месяц отбывать наказание в Петропавловской крепости.
   После этого случая он пытается уйти в отставку, которую получит лишь в ноябре  1823 года.  Этот год  станет  переломным в судьбе композитора, наконец-то  желание сбылось, и он  в отставке  в чине подполковника с мундиром и полным пенсионом.

   ***

  После ухода в отставку в возрасте 36 лет, Алябьев А.А.  проживал попеременно в Москве и Петербурге. К этому времени он уже известный композитор, его инструментальные произведения исполнялись на светских вечерах и концертах, в Большом и Малом театре ставились опера «Лунная ночь, или Домовые», водевили и драматические спектакли на его музыку. Романсы Алябьева пела вся Москва. Его светская жизнь проходила в кругу друзей, среди них были литераторы Александр Грибоедов, Александр Бестужев, Федор Глинка, композитор Алексей Верстовский, драматург Николай Хмельницкий, многие актеры и музыканты.
 
P. S. Продолжение следует


Рецензии
Были в нашей истории и взлеты и падения....
Был 1812 год, а былаи Цусима...

Андрей Бухаров   16.01.2024 20:06     Заявить о нарушении
Согласен с Вами, Андрей. Цусима... Прошло больше века с того времени, а она отдается через поколения в нашей памяти. Удачи Вам, с признательностью Евгений

Евгений Кошелев   17.01.2024 09:53   Заявить о нарушении
Не исключено ее повторение....
К сожалению.

Андрей Бухаров   17.01.2024 14:03   Заявить о нарушении
Вы правы. Современные конфликты на море при использовании морских дронов (особенно)приносят много неприятностей.

Евгений Кошелев   17.01.2024 14:26   Заявить о нарушении
Цусима это не только и не просто морской разгром, это провал всей системы, приведшей к крушению Российской империи...

Андрей Бухаров   17.01.2024 15:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.