25. 95 Пушкин Месть мифотворчества и мистификации

Месть мифотворчества и мистификации Пушкина

Основные мифы о Нашем Всём Навсегда

У каждой страны свой потолок цивилизованности
У каждой из них свой Солон, Кандом и Наполеон
У каждой свой Данте, Гете и с Песней Песней Соломон

***

Мифология Пушкин или, если удобнее, Пушкин мифологический и даже мифический начали складываться еще при жизни -

(0) Мифология Носа и человека в Шинели с мертвой душой
в 1835 г в книге “Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя, часть первая”, было напечатано следующее: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет”. Это было обоснование Второго Пришествия. И указан его срок. Правда потом ровно чрез 10 лет Гоголь скинул Пушкина до «Поэт. Иничего больше». В первом случае  Гоголь заботился об источнике идей для его творений, о  благотворительности спесивого аристократа Пушкина и  о  чистоте вод «колодца для напица»

(00) Автомифология Пушкина
 Но еще до этого Пушкин сам подал сигнал о допустимости мифов о себе любимом и открыл шлагбаум на КПП автомифологии: он написал «Мою родословную», в которой полно необоснованных семейных преданий и вымыслов о генезисе и деяних предков реальных и мифических

(000) Хоррорный Пушкин
Блок в панике сказал, что Пушкин показал что такое литература как искусство  и тем запугал и привел русскую литературу к хаусу гениальной путаницы  (не путать, пукая, с путиницей), утонувшей в  "разливанном море" бесконечной "психологии" и моралитэ….
   
(0000) Пушкин — это и есть народ. Это всё в одном всём. Вот.
Пушкинская мифология пришлась по вкусу  толпящимся у кормушки «Пушкиниcтика» и как описала в в содержательной статье О. Муравьева “Образ Пушкина: исторические метаморфозы”: «... уже “к середине 10-х годов ХХ столетия русское общество обладало несколькими мифами о Пушкине, спорящими друг с другом, но сосуществующими в одном культурном пространстве”. В том же сборнике Легенды и мифы о Пушкине” (1995)  маститая М. Виролайнен в ст. “Культурный герой нового времени  сконструировала почти священический миф о том, что  «...Пушкин ... на протяжении своей жизни успел побыть не только поэтом, но и народом (в детские и юношеские годы), и священником (поскольку он писал исторические произведения, а функция историка генетически восходит к священству) … журналист, публицист, блогер и общественный деятель - конкурент царя, ибо берет на себя функции формирования общественного сознания и общественной жизни”

Мифы порождали в цепной реакции иные мифы и … антимифы — своеобразные зеркальные мифы… Мифов стал вселенский Океан или Хаос. Для заплыва в нем я выбрал  статью доктора филологии Новикова Вл. Две статьи о Пушкине - ДВАДЦАТЬ ДВА МИФА О ПУШКИНЕ и Пушкин новеллист.

Вот конспект этого обзора мифологии «Пушкин»   

(1) “Наше Всё” (А Григорьев, “Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина” (1859))

(2) «Ничто» (Андрей Белый Бугаев в его ст. “Брюсов” (1906) = Пушкин, он для нас в сущности - ничто, водруженное на Олимп”)

(3) «Умнейший человек России” (Д.Н. Блудов, передал в 1826 слова царя Николя 1 как понял)

(4) “Дурак” (разночинствующий публицист Дм. Писарев пока не утонул, а потом Д. Хармс)

(5)  Донжуан, сексуальный гигант  (Пушкин и Губер)
 
(6)  Однолюб   (Губер и Тынянов)

(7) Оптимист (идеологи тоталитаризма)

(8)  Пессимист  (Пушкин?)

(9)  Атеист   (Пушкин)

(10) Религиозный поэт  (Семен Франк. Непомнящий ничего)

(11)  Пророк (Пушкин, Достоевский)

(12) Поэт par exellence, эстет   (Пушкин, Гоголь)

(13) Легкий и свободный, с ним можно и погулять (Абрам Терц Синявский)

(14) Постмодернист (Андрей Битов)

(15) Новатор, авангардист (Маяковский и Цветаева)

(16) Традиционалист, один из многих (Тынянов)
 
(17) Декабрист, революционер (вариант: демократ)  (Федотов, Цявловская)

(18) Монархист, консерватор (вариант: аристократ)  (Федотов)

(19)  Космополит, западник (Гогодь, Достоевский)

(20) Патриот, выразитель “русской идеи”  (Гоголь, Достоевский)

(21)  Поэт. Ничего больше (Гоголь)

(22) Жертва обстоятельств, рока и судьбы  (Пушкнн + судьба Пушкина - “Провидение Божие” (Владимир Соловьев), его смерть - “катарсис” и “апофеоз” (Сергей Булгаков) + Лотман : “Пушкин видится мне победителем, счастливцем, а не мучеником”

Добавлю от себя наугад десяток:
(23) Потаенный эротоман и сквернослов (Амарлинский)
(24) Символист
(25) Кормилец (Коллектив Пушкинского Дома, ИРЛИ и ИМЛИ РАН)
(26) Наш, советский (Луначарский, Сталин)
(27) Любовник, с кем можно спать  (Фаина Раневская)
(28) Эзотерический (Лебедев, Кандуаров, Довгий, Махов)
(29) Фонетический урод (Крученых)Т
(30) Везунчик (все ушли, а он остался)
(31) Мот (Батюшков)
(32) Всегда живой = В тебе и во мне (атьяна Ларина)
(33) Эстет, абсолютный художник по существу и преимуществу, недоступный толпе
     (Минский, Розанов, Мережковский, Соллогуб)
(34) Аполлонический поэт, блистательный, но лживый гений (Соллогуб)
(35) Поэт-тайна (Мережковский, Ахматова, Пастернак)
(36) Эталон, опора, защита в эпоху беснования общественной стихии
(37) Мой Пушкин (повальная традиция прихватизации)


merci beaucoup pour votre attention


Рецензии