Своевольная младшая сестра Генриха VIII

 (Из цикла «Дачные истории»)
   «;mnia v;ncit am;r et n;s ced;mus am;ri».
     Все побеждает любовь,
     и мы любви покоримся.
    (Вергилий, "Эклоги", X, 69)

   Встретившись назавтра, мы напомнили Александру Ивановичу о его обещании рассказать историю жизни младшей сестры Генриха 8.
-  Раз обещал – расскажу. Мария была самой младшей из четырёх выживших детей короля Англии Генриха VII  и  Елизаветы Йоркской. Родилась она в марте 1496 года.  Уже в шесть лет у Марии был собственный мини-двор, состоявший из «штата придворных, назначенных прислуживать ей».  Специально приглашенные учителя обучали  принцессу французскому и латыни, музыке, танцам и вышиванию. С юности Мария почиталась одной из самых красивых принцесс Европы. Эразм Роттердамский утверждал, что «природа никогда не создавала ничего более прекрасного». Веселая, жизнерадостная и затейливая шалунья, она одна могла вызвать улыбку на лице сурового отца Генриха VII.
     В детстве Мария и её старший брат, будущий король Генрих VIII, были очень дружны.  Мария обожала своего самого высокого, самого красивого и самого веселого брата. Генрих, не ладивший со старшей сестрой Маргаритой, благоволил к боготворившей  его Марии. Он даже назвал её именем  свою дочь от Екатерины Арагонской, будущую королеву Марию I.
- Та, что осталась в истории под именем Мария Кровавая.
- Помните, я рассказывал о Хуане Безумной и Филиппе Красивом?   Так вот,  в  ходе их пребывания при английском дворе Мария услаждала слух почетных гостей игрой  на лютне  и  клавикорде, поражала изяществом  движений во время танцев, а также  живостью  ума и характера в беседах. Немудрено, что она запечатлелась в их памяти, и после смерти Филиппа Красивого Марию в 1507 году обручили с его сыном Карлом.
- Завидная партия. Это же  будущий  император Священной Римской империи, великий Карл.
- В ту пору  для Марии Карл был  просто мальчиком,  младше её на несколько лет. Да и облик жениха на присланном портрете не внушил симпатии. Впрочем, переговоры с Габсбургами относительно окончательного решения по поводу свадьбы Карла и Марии постоянно откладывались. Позднее, когда   Генриху VIII стало известно,  что за его спиной  Испания  тайно заключила  перемирие с Францией, он  помолвку   с Карлом разорвал.
- Значит, нужен другой жених.
- Жених был нужен королю, но никак не принцессе.
     Первые годы правления Генриха VIII  прошли в череде нескончаемых балов, турниров и маскарадов.   Рассказывают, что во время одного из таких костюмированных балов, затеянных молодым королем, юная Мария, войдя в зал, по привычке стала искать возвышавшегося над толпой брата. Подойдя к закутанному  в плащ высокому и стройному  мужчине в маске,  Мария завела с ним шутливый разговор. В течение всего вечера кавалер не покидал её, и Мария втайне удивлялась такому постоянству и вниманию. Прежде, отплясав с Марией пару танцев, Генрих препоручал сестру другим кавалерам, а сам исчезал в праздничной толпе в поисках новых развлечений. Когда по окончании  карнавала прозвучал клич «Маски долой!», Мария  увидела склоненное над ней мужественное, красивое лицо с такими завораживающе ласковыми глазами, что дыхание у неё перехватило и сердце замерло.
- Любовь с первого взгляда.
- И на всю жизнь.
   Молодой человек, так напоминавший  её брата, увидев изумление на лице молодой принцессы, склонился в почтительном поклоне и представился:
- Чарльз Брэндон, ваше высочество!
    И тут Марии пришли  на память отзывы брата  об этом человеке, а также  многочисленные рассказы и россказни о нем при дворе.
    Чарльз Брендон не принадлежал к титулованной знати.  Он был сыном того самого знаменосца, который сражался на стороне Тюдоров в битве при Босворте, и пал от меча  Ричарда III. После гибели отца и скорой смерти матери  Чарльз остался обездоленным и неимущим сиротой. Узнав об этом, Генрих VII проявил сострадание  к бедному мальчику и в благодарность за подвиг отца направил Чарльза  в свиту своего младшего сына Генриха. Вскоре  Чарльз вошел в ближнее окружение молодого принца.  Несмотря на почти семилетнюю разницу в возрасте, у Чарльза и Генриха было много общего. Они любили  спортивные состязания, охоту, рыцарские турниры, разнообразные приключения и… женщин. Правда, стоя рядом с принцем Генрихом  осмотрительный  Брэндон всегда склонял голову, на турнирах нередко предумышленно уступал ему  победу, чтобы не вызвать ревность и недовольство будущего короля.   Внешнее сходство с принцем было так разительно, что Брэндона и Генриха нередко путали. Можно было бы даже принять его за внебрачного сына Генриха VII, если бы не безупречная репутация его и несомненная верность королеве Елизавете. 
   Немудрено, что начиная с 1509 года, когда  трон Англии занял Генрих VIII, начался стремительный взлет в карьере Чарльза Брэндона.
     Да, тут необходимо упомянуть, что к  этому времени  жизнелюбивый красавец Чарльз Брэндон,  уже успел дважды вполне удачно жениться, развестись, овдоветь и стать отцом двух дочерей.
   В отличие от своего бережного отца, скопившего большую казну, молодой Генрих VIII щедро это богатство растрачивал, осыпая друзей подарками и всевозможными милостями. Сначала он препоручил  Брэндону управление королевскими владениями в северном Уэльсе, а  чуть позднее назначил своим конюшим.
- А чем конюший  занимался?
-  Он следил за всеми перемещениями королевского двора, заведовал   королевскими конюшнями, и присматривал  за лошадьми самого Генриха. Поэтому Брэндон был при короле неотлучно на охоте, прогулках, турнирах, церемониальных процессиях, а также в путешествиях и военных походах. Со временем рядом с ними все чаще стала появляться принцесса Мария.
- А Генрих как смотрел на это увлечение младшей сестры?
- Отлично зная самовлюбленный и ревнивый характер короля, Брэндон и Мария осмотрительно своих чувств не выказывали. Хотя Генрих  вскоре обо всем догадался.
- Как верно сказала Марина Цветаева, «Легче лисёнка скрыть под одеждой, чем утаить вас, ревность и нежность».
- Чтобы как-то воспрепятствовать роману  влюбленных, Генрих VIII на рождество 1512 года назначил Брэндона опекуном восьмилетней родовитой сироты  Элизабет Грей, виконтессы  Лайл. Причем по условиям брачного контракта Чарльз Брэндон  получил титул виконта Лайла. 
   В 1512 году, когда  Англия вступила в войну  против Франции, Брэндон верно служил  королю и на море и на суше. Вскоре  король  произвел его в рыцари и назначил Брэндона  верховным маршалом своих войск. Надо сказать, что Брэндон вполне оправдал доверие короля, он всегда был в авангарде своих войск  и отличался   неустрашимой отвагой.
     Поговаривают, что  сопровождая Генриха VIII на приеме у эрцгерцогини Маргариты Австрийской, дочери императора и тогдашней правительницы Нидерландов, Брэндон настолько очаровал её, что она подарила ему кольцо. Воодушевленный Генрих VIII, решил устроить выгодную партию  и даже повысил статус друга, возведя его   в достоинство герцога Саффолка.  Однако эфимерный проект очень скоро   рассыпался. Отец-император осудил Маргариту за недостойный её особы флирт, да и она образумилась после отъезда Брэндона.
- А как на это реагировала Мария?
- Ревновала, конечно. Но у неё возникли свои проблемы.  После того, как Генрих расторг помолвку Марии и Карла, он  поспешил заручиться поддержкой французского короля Людовика XII.  Генрих предложил  скрепить их политический союз родственными узами, предложив в невесты овдовевшему королю свою младшую сестру Марию.
- А Людовик был на то время уже старым?
-  Ему было 52 года, на тридцать с лишком лет старше Марии. Первым браком Людовик был женат на убогой хромоножке Жанне, дочери короля Людовика XI, не подарившей ему наследников. С ней он развелся и женился на Анне Бретонской, которая родила ему…двух девочек. Поскольку во Франции действует Салический закон, не допускающий дам на королевский трон, то наследником престола Людовик вынужден был объявить своего племянника Франциска из боковой ветви Валуа.
- Значит, Мария должна была покинуть и Лондон и Чарльза Брэндона?
- Мария рыдала, грозилась уйти в монастырь, но потом согласилась перетерпеть этот династический брак при одном условии: если она переживёт Людовика, то следующего мужа она выберет себе сама.
- Имея в виду Чарльза Брэндона? И Генрих согласился?
- Конечно, согласился. Лишь бы поскорее отправить невесту к старому французскому королю.  В сентябре Мария в сопровождении пышной свиты отплыла во Францию. 
    На французском берегу  принцессу Марию встретила  торжественная свита, которую возглавлял дофин Франциск.
- Так  Мария ему – соперница?!
- Разумеется. Если она родит  королю  сына-наследника, то Франциск отходит на задний план. Однако увидев юную, прелестную и опечаленную принцессу, Франциск, большой ценитель и любитель женского пола, не мог устоять перед её красотой и обаянием. Он стал выступать в роли доброжелательного заступника  принцессы.
    Король Людовик XII также  был пленен и околдован юной женой. Каждое утро, чтобы отблагодарить и развеселить ненаглядную королеву,  он  преподносил ей очередной  драгоценный подарок. Рядом с Марией старый король  словно помолодел на десяток лет. Он старался  по мере сил сопровождать Марию на праздниках и прогулках. А когда сил не доставало, на помощь ему приходил  дофин Франциск.
    В октябре из Англии приехали английские рыцари во главе с Чарльзом Брэндоном, герцогом Саффолк.  Он должен принял  участие в рыцарском турнире, где он стал победителем. Кроме того,  у него были секретные задания от Генриха, которые он успешно выполнил.
    Воодушевленная присутствием тайного возлюбленного,  Мария неожиданно  повеселела. Как дома, при английском дворе она  принялась организовывать  праздничные спектакли и маскарады. Она не только  танцевала сама, но и заставляла плясать Людовика, который, нарушая предписания докторов, уже не соблюдал  ни диеты, ни режима.  После отъезда англичан Мария снова приуныла, и Людовик, чтобы развеселить любимую королеву,  в преддверии рождества  подготовил новые  карнавалы, банкеты и празднества.
     Закончилось рождество трагически. Проснувшись утром 1 января 1515 года, Мария взглянула на недвижно лежащего рядом супруга, и со смешанными чувствами  страха и освобождения поняла, что король мертв.
- Сколько же она оставалась королевой Франции?
- Недолго. Она овдовела через три месяца после свадьбы.
   По мнению французского двора, король умер от «излишних стараний в спальне» в попытках получить наследника. Но теперь необходимо было убедиться в наличии или отсутствии королевского потомка.   По законам о престолонаследии овдовевшую королеву, одетую в белое траурное одеяние, поместили на шесть недель изоляции во вдовьи апартаменты, также обитые белой тканью и обставленные белой мебелью.
- Да. Ведь у французов траурный цвет – белый.
-  За это время должны были выяснить, не ожидает ли королева наследника усопшего монарха. Если нет, то престол переходит к двоюродному племяннику и зятю  короля  -Франциску.
- А кто мог её  там навещать?
- Доступ к ней имели только возможный наследник престола, дофин Франциск, его мать Луиза Ангулемская и сестра Маргарита.
- Представляю, какое это для них испытание!
-   И не первое! Эта «троица», как они себя величали, с самого рождения нежно любимого Франциска, стоявшего в очереди на престол, упорно и трепетно надеялась  и ждала, когда, наконец, он станет королем. Ведь после развода с первой бесплодной женой, Людовик  женился на молодой и вполне здоровой вдове Анне Бретонской. И каждый раз, когда она  беременела, для «троицы» начиналось мучительное ожидание. Но Анна оставила в наследство Людовику  только двух  дочерей и умерла.
    Вообразите, что испытывали эти женщины, когда рядом с Людовиком появилась молодая и прелестная королева. Хотя, надо признать, что мудрая и добрая сестра Франциска даже подружилась с Марией.
     Сам Франциск заранее рассматривал все варианты, и по привычке надеялся на наиболее благоприятный для себя исход. Правда, в случае отсутствия наследника, думал он,  придется  возвращать приданое, которое Мария привезла из Англии, и расстаться с многочисленными драгоценностями, подаренными молодой любезной супруге королем  за краткие три месяца замужества.
     Поэтому он уговаривал Марию остаться во Франции, и выйти замуж за одного из самых родовитых французов. Полагали, что втайне он надеялся, что потом, может быть, Мария  станет его  официально признанной любовницей…
     Все эти планы повергали Марию в ужас, вызывали смятение и сопротивление.  Она мечтала поскорее обрести свободу и воссоединиться с любимым. Это заточение для неё было подобно пребыванию в тюрьме. В отместку «троице» и ради забавы от  безысходности  пребывания в четырех белых стенах, она  придумала недобрую шутку. Каждый раз перед визитом внимательных и настороженных посетителей, Мария с помощью своей фрейлины Анны Болейн пододевала под платье дополнительные нижние юбки.
- Это та самая Анна Болейн?
-  Да, та самая. Так изобретательные затворницы пытались представить Марию «в интересном положении».  Хотя ничего определенного она никогда никому не говорила.
    Узнав о том, что по распоряжению Генриха VIII во Францию едет Чарльз Брэндон, герцог Саффолк, чтобы сопроводить её назад в Англию и урегулировать финансовые вопросы, Мария возликовала и тут же прекратила розыгрыш. Когда Луиза и Маргарита пришли в очередной раз проведать её, она встретила  их в утянутом на талии платье, обняла и сказала:
- Пригласите Франциска. Я хочу первой поприветствовать нового короля Франции.
    25 января 1515 года Франциск был коронован в Реймском соборе. Надо было решать проблему  вдовствующей королевы. Наведавшись к ней в очередной раз, Франциск с сожалением  посетовал, что прибывшему в Париж  Чарльзу  Брэндону  приказано немедленно  вернуть Марию в Англию, где  король  Генрих VIII  составил планы относительно её нового, выгодного для Англии замужества.   
    В отчаянии Мария упала на колени, и доверила королю тайну  её любви к Брэндону, умоляя снова стать её заступником, как в  первые дни пребывания  на французской земле. Добросердечный Франциск не устоял перед слезами и просьбами прекрасной юной вдовы и  устроил  тайную встречу влюбленным.
    Однако долгожданное свидание принесло  новое горестное разочарование. Зная о любви Марии и Чарльза, Генрих VIII предусмотрительно перед отъездом Брэндона во Францию,  взял с него торжественную клятву, что он не женится на Марии без королевского на то разрешения. Но Мария была настроена непреклонно и решительно.
- Либо ты женишься на мне немедля, либо я удаляюсь в монастырь, - заявила  она.
    И снова ей на помощь пришел  Франциск.
- А  ему-то  какая выгода?
- Во-первых,  Франциск не хотел, чтобы вдовствующую королеву Франции выдали замуж за кого-либо из его политических противников. Ну, и намеревался подколоть Генриха, устроив брак Марии без его ведома. Наконец, ему просто по-человечески хотелось помочь Марии и Брэндону, с которым он намеревался установить доверительные отношения.   
      В марте 1515 года в отеле Клюни состоялось тайное венчание.       Присутствовали всего десять  человек, но среди них был  король Франциск.  После этого Чарльз Брэндон и Мария в сопровождении своей фрейлины Анны Болейн отправились в Лондон.
- Зная, что впереди их ждут неотвратимые гнев и ярость короля.
- Конечно. Ведь формально нарушение данной королю клятвы, да ещё и брак с принцессой без разрешения короля - это государственная  измена. По рассмотрении   вопроса  Тайный совет призвал заключить Брэндона в тюрьму или же сразу казнить.  Но Мария   добилась свидания с братом, упала на колени, и, рыдая, сказала, что она добровольно отправится в Тауэр, если их поместят с Брэндоном в одну камеру.
- Довольно грустная встреча брата и сестры.
- Но любовь побеждает все. Король ведь любил свою младшую сестру. Да и своего друга Брэндона тоже. Поэтому Генрих VIII наложил на них огромный штраф, который они выплачивали годами. К тому же  он отобрал у Марии все драгоценности и деньги, подаренные ей  Людовиком.
    Про тайное венчание во Франции король приказал забыть, и в мае 1515 года в Гринвичском дворце  состоялась официальная церемония венчания в присутствии короля, королевы и немногочисленных придворных.
    После всех невзгод  и треволнений Мария  жаждала  тихой семейной жизни рядом с любимым мужем. Супруги поселились в  резиденции Уэстхорп, вдали от двора. Вскоре у них родился первый сын, которого назвали Генрихом в честь короля. Потом появились еще трое детей. Причем Мария настояла, чтобы дочери Брэндона от предыдущего  брака  воспитывались  вместе с её собственными детьми.
    Иногда им приходилось  присутствовать на торжественных приемах и церемониях. Но     отношения Марии с королем  становились все более напряженными. Особенно, когда она стала отговаривать  Генриха  от развода с Екатериной Арагонской, которую Мария знала и любила с детства. А уж когда рядом с Генрихом утвердилась её бывшая фрейлина Анна Болейн, оскорбленная Мария совсем  перестала бывать при дворе. Чтобы не вызывать гнева короля, она ссылалась на здоровье, которое и вправду  сильно ухудшилось с годами. Вскоре после свадьбы  старшей дочери Мария занемогла  и   умерла в своей резиденции в Уэстхорпе 25 июня 1533 года. Ей было всего 37 лет. Такая вот короткая, но бурная жизнь.
    Генрих VIII устроил  для сестры    роскошные похороны. Даже из Парижа прибыла процессия, дабы почтить память Марии, которая так недолго, но  все  же была  любимой королевой Франции.
- А Чарльз Брэндон?
- Он довольно скоро после смерти Марии  женился на четырнадцатилетней  невесте их младшего сына. 
     Чарльз Брэндон, герцог Саффолк, остался верным другом короля до конца дней своих. Он был в числе присяжных на суде над королевой Анной Болейн и присутствовал при её казни.
    В октябре 1537 года Саффолк стал крёстным отцом наследника престола Эдуарда, принца Уэльского. Он присутствовал на всех последующих свадьбах Генриха — с Анной Клевской (в 1540), с Кэтрин Говард (в 1540), с Катариной Парр (в 1543).
      В 1541 году Чарльз Брэндон  соучаствовал в аресте  Кэтрин Говард по обвинению её  в супружеской измене.
      Скончался он довольно неожиданно в  августе 1545 года. В своём завещании Чарльз Брэндон, герцог Саффолк просил организовать для него скромные похороны, но по желанию короля его  торжественно погребли в часовне Святого Георгия на территории Виндзорского замка.
    Чарльз пережил Марию на 12 лет, и в браке с  последней женой у него родилось еще двое сыновей. К слову сказать, одна из дочерей Марии и Чарльза, Фрэнсис, стала матерью Джейн Грей, знаменитой «королевы на 9 дней».
Но это другая история.


Рецензии