Любовь

 Светлана любила Владимира с детства, сколько себя помнит. Он старше её на пять лет. Жил по соседству. Высокий, красивый. Для неё он был не человек – Бог. А как он улыбался: «Привет, Малышка!» и таяла от этой улыбки. От голоса, от слов. Она наблюдала за тем, как Володя начал встречаться с Катериной, которая жила на другом конце деревни. Как же больно было ей видеть их вместе. Потом Владимир ушёл в армию. А через год, Катерина, не дождавшись его из армии, выскочила замуж за городского парня и уехала. Многие ей тогда завидовали. Светлана переживала за Владимира: знала, чувствовала, как ему больно.
 А ему действительно было больно. Будь он дома – легче бы пережил измену. Может, и не было бы измены. Но там, далеко, всё ощущается острее, больнее. В какой-то миг Володе показалось, что жизнь для него кончилась. Нет, он не собирался покончить с собой. Но внутри образовалась пустота. С тем он и вернулся домой. Потухшие глаза, злоба и нежелание жить. Со временем запил. Все вокруг говорили, что она не стоит того - не слушал никого. Сильно запил. Родители боролись за него, как могли: ведь он был единственным сыном, их опора в старости. Но опора дала трещину, которая увеличивалась не по дням. Через несколько лет матери не стало – обширный инфаркт. Люди его упрекали в её смерти, но он на всё лишь отмахивался – каждому своё.
 Прошёл ещё год. Кое-как жили они с отцом. Отец и стряпал, и убирался по хозяйству. Светлана по-соседски часто забегала помочь. А, Вовка проспится, поможет по хозяйству и опять зальёт зенки. Говорил: «Жизнь коротаю». Однажды утром отец позвал Володю помочь во дворе, а когда тот вышел – отец лежал мёртвый на земле. Врачи сказали, что оборвался тромб и такая смерть очень быстрая. Опять люди на него засычали, мол, спровадил обоих родителей в могилу, а сам не просыхает. А ему, будто и дела нет. Придет с работы – работник был исправный – сделает, что по хозяйству, выпьет и спать. И так день за днём. Без заботы, без ухода совсем махнул на себя рукой. В свои двадцать шесть выглядел на плохоньких сорок.
 Люди отворачивались от него, лишь Светлана всё чаще наведывалась к нему по-соседски. Она знала, что сейчас нужна ему, как никогда.
 Светлана была сиротой. Отец умер, когда ей было десять лет. Мама и папа очень любили друг друга и мама до самой смерти, ещё пять лет плакала за ним. Это была настоящая любовь. Умирая, мать подозвала дочку, а девочке тогда было пятнадцать лет,  долго обнимала, гладила, целовала руки, будто хотела отдать всю ласку наперёд и говорила:
- Девочка моя, ты родилась в счастье, и жизнь свою проживёшь счастливо. Слушайся своего сердца. И помни, мы с папой всегда рядом, мы любим тебя.
 А на следующий день мама умерла. У неё был рак.
 Девочка осталась одна – никого из близкой родни у неё не было. Но вокруг были добрые люди, они помогали Светочке каждый, кто как мог. Да и Светлана всё умела делать по хозяйству. В последнее время она всем и занималась, пока мама лежала.
 После смерти отца Владимира, Света продолжала наведываться к Владимиру. То убраться поможет, то кушать приготовит. Соседки поначалу её отговаривали:
- Не ходи ты к нему. Мала ещё. Да и зачем он тебе, непутёвый?
 Ничего не отвечала людям, только посмотрит как-то грустно - душа переворачивается. И люди перестали ей указывать. Думали, что из жалости ходит – он сирота, она сирота, вот и помогает. А он, глядишь, ей поможет мужскую какую работу сделать.
 Шли дни. И вот - новость прокатилась по деревне – Катька с ребёнком вернулась жить. Все подумали, что они сойдутся с Володей. Думала так и Катерина. Ну и что, что пьёт – женится, всё наладится. Ждала его. Но Владимир к ней не пошёл.
-Злится, - подумала Катерина, оделась понаряднее и сама к нему пошла.
 Деревня была начеку – ничего не ускользает от глаз людских:
 - Глядите-ка, Катька принарядилась и свататься пошла, - хохотали люди. Только Светлана сидела дома белее мела: «А что, если сойдутся? Как она тогда жить будет. Ведь она же дышит Владимиром.    
 - Смотрите, бабоньки, как Катерина из дома Володькиного вылетела, как пар из кастрюли. Да красная какая. Видать встретил, как полагается, - смеялись соседи. А Катерина прошла, гордо подняв голову:
- Больно надо, алкаш несчастный. Ну, чего рты разинули? Всё вам надо знать.
 Деревня радовалась и мысленно поддержала Володю. У Светланы от сердца отлегло.
 Прошло ещё некоторое время. Однажды, забежав к Владимиру прибрать, Света увидела, как он сидит на кровати и смотрит в окно. Он не услышал, как она вошла, а когда поздоровалась, Володя спросил:
- Зачем ты сюда ходишь? Ведь мне всё равно, чисто здесь или нет. А если уж очень много мусора будет – сам уберу.
- Я знаю, - тихо сказала она, - но мне хочется сделать для тебя что-то хорошее.
- Зачем?
Света не ответила, только посмотрела на него с такой любовью и грустью, что Владимиру сделалось не по себе.
- А ты выросла, Малышка. Я и не заметил. Совсем взрослая стала. Красивая. Не боишься ко мне, алкашу, ходить?
- Володя, я тебя не боюсь. Разве ты не видишь: я люблю тебя, - сказала она глядя ему в глаза.
- Как любишь?
 Он знал, что в селе на него давно уже махнули рукой.  Поначалу девчонки липли, потом и постарше женщины, которая свободная. Но горечь на душе и пустота в сердце прочно заняли своё место, и он не принимал никого. Побегали за ним, да и махнули на него, живи, мол, бобылём, сам прибежишь.
 - Очень люблю. Всю жизнь люблю. Ты очень хороший. Я это знаю, и люди знают. А пьёшь от того, что душа болит. Но всякая рана лечится. Я знаю, у тебя в жизни всё будет хорошо.
 От этих слов голова его пошла кругом. Не найдя, что ответить, он попросил её уйти, сославшись на головную боль. Светлана ушла. А Владимир заплакал сначала тихо, потом зарыдал, завыл. Казалось, что-то страшное выходило из его души. То, что держало его все эти годы.
 Он зашёл к Светлане на следующий день ранним утром.
- Послушай, Светочка, ты вчера мне всю душу перевернула. Я уезжаю.  Я тебе напишу. Присмотри, пожалуйста, за домом.
- Хорошо. Я буду ждать, - улыбнулась она. И он ей поверил.
 Первое письмо пришло через полгода. Не большое, всего несколько предложений. Она его столько раз перечитывала, что выучила наизусть.
«Здравствуй, Малышка!
 У меня всё хорошо. Был у меня в армии друг, а у его отца - своя строительная фирма. Когда-то он приглашал меня к себе. Я его разыскал.  Всё ему рассказал. Меня взяли на самую черновую работу. Так они меня решили испытать. Видно, экзамены я выдерживал, потому что сейчас я уже руковожу участком. Работаю, как вол, не пью совсем, после твоих слов эта гадость мне в глотку не лезет, да и некогда. Ты всё время стоишь перед глазами. Спасибо, тебе, родная, за всё. Зарабатываю я хорошо, так что, если подождёшь годик-другой – приеду завидным женихом».
 Она ему ответила, тоже коротко, но, сколько любви было вложено в каждое слово:
«Родной мой!
Я жду, и буду ждать, сколько будет нужно. Очень тебя люблю. Я знаю, ты будешь прекрасным мужем и отцом нашим детям. Твоя Светлана».
Скольких женихов отогнала она за это время – не счесть. Девушка красивая, статная, умная, работящая. А через полгода пришло следующее письмо. В нём приглашение в гости, подробный адрес и деньги на дорогу…
Прошло пять лет. В деревню въехал весь запыленный джип. И хотя люди уже привыкли к дорогим автомобилям – даже у некоторых в деревне они были, но эта вызвала в селе переполох. Машина подъехала к дому Светланы. Из машины вышли мужчина, женщина и двое детишек. Мужчине  - лет тридцать, женщине – двадцать пять, старшему мальчику - годика три и девочке – два. Не трудно догадаться, что это были Владимир и Светлана. Они смотрели на свои дома и слёзы выступили у обоих на глазах. Начали подходить люди. Их радостно встречали, обнимали, целовали. Накрыли столы. Местные хозяйки быстро сообразили на стол, да и гости приехали не с пустыми руками. Долго сидели, вспоминали, и всплакнули, и смеялись, и песни пели.
Мужики, выйдя во двор, обсуждали свои темы. И между словами нет-нет, да и взглянут в окно на Светлану: повезло Володьке, такую девчонку отхватил.
А женщины расспрашивали Свету, на  наряды её смотрели да примеряли, и нет-нет, да и выглянут в окно, в какого красавца превратился Володя: повезло Светке, такого мужика отхватила.
Только Катерина сидела дома и плакала. Не было ей места на этом празднике.


Рецензии