Булатов и Солженицын

Мне часто говорят, чтобы я убирался из России…
На что я неизменно отвечаю: «На кого же я оставлю свою Родину, на вас, что ли?»
Мне совсем не хочется покидать то место, где я родился, вырос, провёл почти всю жизнь…
Бунин покинул Россию, потому что не принял революцию…
Но и я сейчас не принимаю тот капиталистический уклад, что сложился в государстве…
Возможно, его бы здесь репрессировали. Но и я мог погибнуть в так называемых «бандитских разборках» 90-х или в «баталиях» с гастарбайтерами уже в этом десятилетии, и меня неоднократно могли упечь здесь за решётку: разыскивали, задерживали, допрашивали, судили, присуждали…
Бродский тоже уехал.
Его «за тунеядство» сослали в ссылку. Но как признался сам Бродский: это время было самым счастливым в его жизни. И всё же он уехал, так как политическая обстановка в стране оставалась прежней.
Воистину героическим человеком-гением-писателем для меня является Солженицын.
8 лет тюрем и лагерей, 3 с лишним года ссылки. Но обстановка в стране меняется, и он живёт для Родины. И несмотря на то, что к власти приходит Брежнев, он всё равно здесь. И в 1970 году получает Нобелевскую премию. После чего его и убить пытались (введут при помощи укола яд, после чего Солженицын чудом выживет и будет долго болеть), и не присудили Ленинскую премию, и исключили из Союза писателей (действительно, зачем великому СП великий писатель?), и, как обычно, травили. Но он оставался на своей Родине.
И только после решения Политбюро ЦК КПСС, его насильно изгнали из страны (а ведь могли снова посадить: на защиту встал Андропов).
Думаю, трёх примеров с нобелевскими лауреатами, рождёнными в России (СССР), достаточно. Набоков, который в мире известен не меньше Бунина и Бродского, уехал из России вместе с родителями в возрасте 20 лет.
(Танцоры же, артисты, певцы, спортсмены и т.п. в подавляющем большинстве просто искали за рубежом лучшей жизни: меняли свои пятикомнатные квартиры здесь на виллы – там.)
Может быть, ещё впереди, и меня всё же заставят уехать отсюда… например, материальные обстоятельства. Я всего лишь несколько месяцев имел собственное жильё. И почему-то на протяжении всей моей жизни мне предлагали работать слесарем, лаборантом, дворником, грузчиком, охранником… А ведь я мог бы руководить областью, или же быть министром культуры, например.
Но, чтобы пробиться туда, сегодня нужно уметь воровать и убивать, предавать и подставлять, лгать и лицемерить. Чему я так и не смог научиться.
Читатель может задать мне справедливый вопрос о том, почему я сравниваю себя с великими русскими писателями, не являясь на данный момент таковым?
Я надеюсь, что мой час ещё придёт. Скорее всего, через много лет после моей смерти. Не всем же везёт стать великими при жизни. Правда, я не могу припомнить такие случаи в России. (А то, что и припоминаю – это не такие уж и яркие примеры, чтобы их приводить. Хотя, если у меня будет возможность, я обязательно подам голос за тех, кто был незаслуженно забыт в России.) Возможно, я стану первым. Жаль, что «нобелевку» не присуждают посмертно. Но это «не смертельно»: не все великие её получали, да и много раз она вручалась довольно сомнительным личностям.
Да и время сейчас такое, что пробиться «по-честному» очень тяжело. Когда-то писатели были основосоставляющей идеологии государства. Сейчас «одеяло» перетянуло телевидение. Появилось много «отвлекающих отраслей»: шоу-бизнес, компьютерные игры, интернет, спорт.
Кому интересен сегодня тот же нобелевский лауреат, заработавший за жизнь всего несколько миллионов долларов, когда некоторые спортсмены, певцы, модельеры зарабатывают больше за год? Когда политики и бизнесмены ворочают миллиардами…
А Солженицын и за границей нашёл кучу несогласных с его взглядами и 18 лет провёл затворником в небольшом городе штата Вермонт.
С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться. Были опубликованы некоторые его произведения.
И вот какой интересный факт. 18 сентября 1990 года одновременно в «Литературной газете» и «Комсомольской правде» была опубликована статья Солженицына о путях возрождения страны «Как нам обустроить Россию». В этот же день я выпустил свою первую газету «Виктория», с которой начался постсоветский русскоязычный литературный самиздат.
А сегодня я могу с полной уверенностью заявить, что обустроить Россию уже не удастся. После того, как Путин перестанет быть «паханом» (так когда-то назвал Солженицын Сталина, за что и получил срок), Россия развалится на несколько суверенных (как принято говорить) государств. Правда, я не считаю это трагедией российских народов. (Главное, чтобы не началась гражданская война.) Со временем жизнь должна наладиться. Какое-то время отделившиеся государства смогут иметь единую армию и т.д.
Ельцин, преследуя популистские цели, пригласил Солженицына в Россию. И какое-то время Солженицын не сходит с экранов телевизоров и страниц газет. Но своими «странными» взглядами он вновь начинает приобретать «критиков». В этом мы с ним схожи: я тоже пока не могу найти достаточно последователей, соратников, друзей, учеников ни дома, ни за границей, чтобы набить этому миру его зверское хлебало.
(Большинство взглядов Солженицына на то, «как нужно жить дальше», не нашло и не найдёт применения в обществе. Мои идеи тоже пока не поняты. Но человечеству нужно их понять. Без идей Солженицына человечество вполне способно обойтись. Не осознав же мои идеи, человечество погибнет.)
После того, как в 1998 году Солженицын отказался от высшего ордена Российской Федерации, СМИ о нём «забыли» по приказу «верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния». (У меня такая мечта – отказаться от российского ордена – до сих пор не сбылась.)
«Вспомнили» о нём только за год до его смерти, чтобы никто не сказал, что великий писатель умер на своей Родине забытым. Путин навестил его, чтобы поздравить с вручением Государственной премии.
А уже после смерти заговорили о внесении произведений Солженицына в школьную программу. Конечно, это мечта любого писателя. Но мне не совсем понятно, что должны будут читать малыши. Вряд ли они поймут «Один день Ивана Денисовича» и, тем более, «Архипелаг Гулаг».
Впрочем, и мои произведения тоже не для детских умов. Но это не так уж и плохо.
Пусть в школе пока изучают писателей, которые никак уже не способны повлиять на существующую обстановку в обществе…
А мы с Александром Исаевичем ещё повоюем.

5-6.04.16, 1:32.


Рецензии