О биографии Тициана и троянских находках Шлимана

О биографии Тициана и троянских находках Шлимана. Зарисовка.


После чтения биографий Сандро Боттичелли, Альбрехта Дюрера и Рафаэля Санти у меня были сомнения – читать ли биографию Тициана.

Разве может такое чтение дать что-то новое? После знакомства с жизнеописаниями Боттичелли, Дюрера, Рафаэля?

Все же решил читать – в какой-то мере из интереса к Венеции.

Венеция и Генуя активно конкурировали между собой в течение длительного времени.  Если знакомится с историей, то может показаться, что два этих государства в каком-то смысле похожи и равнозначны.

Генуя была вдающимся центром культуры.

Однако пристальное внимание венецианских граждан к славе этой республики - как культурного центра, - работа в Венеции Тициана и других выдающихся людей, создали Венеции уникальную историческую и культурную репутацию и закрепили за ней особое место в мировой культуре.

Если о Сандро Боттичелли  и об Альбрехте Дюрере мы можем узнать из книг, написанных  Станиславом Зарницким (который, одновременно, дает самую широкую информацию о Флоренции, о Нюрнберге), то о Рафаэле Санти, о Риме, - после чтения книги Александра Махова, - мы можем, дополнительно составить впечатление, ознакомившись с книгой Бальдассаре Кастильоне - близкого знакомого (друга) Рафаэля Санти (а еще – с книгой Джованни Делла Каза).

(В какой-то мере биография Боттичелли была для меня дополнена материалами из интернета о флорентийской мозаике и о семье Медичи).

Биография Тициана также написана Александром Маховым. Из этой книги можно догадываться о самых широких связях Александра Махова с культурными деятелями Италии, Венеции, о его сотрудничестве с «Московской академией живописи, ваяния и зодчества во главе с ее ректором академиком И. С. Глазуновым».

Венецианская республика – с точки зрения ее внутреннего устройства и царящих в ней нравов – предстает в начальных главах книги Александра Махова как загадочное социальное пространство с таинственными законами и правилами.

Жизненный путь Тициана Вечеллио существенно отличается от биографий Боттичелли и Рафаэля (да и Веласкеса). Не хотел Тициан переезжать из Венеции – и прожил необыкновенно долгую (около 100 лет) и необыкновенно удачную жизнь. Наверно, атмосфера Венеции тому способствовала.

Работы Тициана в какой-то мере позволяют заглянуть в мир Венеции.

Внимание Александра Махова сосредоточено на Тициане – хотя о Венеции он не мог не писать в биографии Тициана.

Однако, знакомство с первыми главами книги о Тициане вовлекает в круг внимания читателя других венецианских художников – например Джорджоне.

Хорошо бы найти альбом с картинами Джорджоне.

Вместе с альбомом Джорджоне обнаруживается серия альбомов под общим названием «Художественная галерея» от ООО «Де Агостини». Эти альбомы выпускались с 2004 по 2008 годы. Всего их, как подсказывают материалы из интернета, 200 альбомов.

(Вспоминается и серия сравнительно кратких биографий великих людей – богато иллюстрированных – также от Де Агостини).

Если в серии «Художественная галерея» (от ООО «Де Агостини») есть альбомы картин  Тициана и  Джорджоне, то можно, одновременно, пополнить свои знания и ознакомлением с произведениями других итальянских художников – воспользовавшись этой серией.

После «Сельского концерта» (1510) Тициана удивляет  дискуссия вокруг «Завтрака на траве» (1862-63) Эдуара Мане… Может быть не ограничиваться альбомами работ итальянских художников?

Сайты – тем временем – подсказывают другие книги, которые могли бы представлять интерес для читателя.

Например, «История искусства всех времён и народов Том 1» Карла Вёрмана (он длительное время работал директором Дрезденской галереи). В этой книге обнаруживается фраза: «вазы были найдены Шлиманом во втором и третьем слоях Гиссарлыка и подарены этим исследователем Берлинскому музею народоведения».

Продолжает ли функционировать  Берлинский музей народоведения? Представлены ли в нём артефакты, подаренные Генрихом Шлиманом?

Чтение биографии Тициана, написанной Александром Маховым, продолжается… На промежуточном этапе в круг внимания вовлечены другие художники, другие книги… Попутно возникли вопросы о вазах (и других артефактах), подаренных Генрихом Шлиманом Берлинскому музею народоведения, о судьбе троянских находок Шлимана…


[2635. Флоренция Медичи. Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти. Культурологический очерк. - 20 декабря 2021 г.
2674. Монограмма художника и две биографии Станислава Зарницкого: книги «Дюрер» (1984) и «Боттичелли» (2007). Супер-краткая заметка. - 3 января 2022 г.
2679. Аморальный человек в очках в таинственной квартире.  (Размышления о картине Сандро Боттичелли «Клевета»). Рассказ. - 4 января 2022 г.
2741. Флорентийская мозаика. Неповторимость, ценность, вечность. Тематика (смысловые доминанты) как отличительное свойство флорентийской мозаики. Культурологический очерк. - 20 января 2022 г.
2761. Биография Рафаэля Санти оказалась неожиданно интересной. Заметка. - 29 января 2022 г.
2763. Административный успех Рафаэля Санти в Риме XVI в. О  книге графа Бальдассаре Кастильоне "Придворный". Заметка. - 30 января 2022 г.
2768. Лучше заблуждаться со всеми, чем быть правым в одиночку. О книге Джованни Делла Каза  «Галатео, или Об Обычаях» (1551 -1554). Заметка. - 1 февраля 2022 г.]


14 февраля 2022 г.  05:56

{ 2799. О биографии Тициана и троянских находках Шлимана. Зарисовка.
MMDCCLXIX. About the biography of Tiziano Vecelli and the Trojan finds of Schliemann. A drawing. }


Рецензии