Приложение к пересказу. Письма Иры

Разбирая бумаги, оставшиеся после смерти Иры, я нашел несколько её писем ко мне в конвертах со штемпелем, а с ними вместе, исписанные карандашом и с многократными исправлениями, черновики от её самых первых писем ко мне. Это было неожиданно, потому что как-то, после нашей серьезной размолвки, я, в расстроенных чувствах, бросил весь архив наших писем, хранившийся в ту пору на даче, в печку. Конечно пожалел, да почти сразу... Но так уж получилось, что мои письма к ней сгорели все, а её письма ко мне, хотя бы в таком виде, в черновиках, но всё же сохранились...



26.10.1972 из Свердловска в Загорск (восстановлено по черновику)

Толик, здравствуй!
Вчера получила письмо от брата и лучшей подруги. Всегда жду от них письма с нетерпением. А сегодня получила от тебя. Письма от трёх самых дорогих людей. Отвечаю сразу, чтобы не очень долго пришлось ждать. Толик, ещё два дня назад думала я на праздник слетать в Москву, к тебе. Но подруга написала, что во-первых, когда она выйдет замуж, то они приедут на 7-8-е в Свердловск, а во-вторых, и уж конечно же, я должна буду поехать к ним, они живут в Новосибирске. Так что всё получается не так, как бы хотелось. Ну, а она бывает здесь один раз в год. Ну что ж, говорят, что ни есть, всё к лучшему. Может быть, и правда. Остается ждать...


У нас небольшая новость, если это тебе интересно. Приехал в Свердловск В.А. Он прилетел буквально на 3-4 дня, на свадьбу к другу из «Легенды». Он нашел меня в институте. Так я, его увидев, даже расстроилась. Совсем не тот человек, внешне очень изменился. Я же его ни разу в таком виде, не целинном, не видела. Поговорили, много вспомнили, в основном, я рассказывала, как прожили второй месяц целины, он же уехал в конце июля. В общем, здорово, что мы с ним встретились. Остальных ребят из отряда я вижу не так уж часто. В главном корпусе они бывают редко, а на физтех я, вообще, не хожу. Всё вроде бы некогда.


Завтра иду на свадьбу. Девчонка из группы выходит замуж за физтеха. А сегодня у нас «девичник». Сейчас допишу тебе письмо и буду собираться. Я думала, что на свадьбу мы пойдем вместе, но...
Вот такие дела. На этом заканчиваю, спешу. До свидания. Жду писем. Ира.



Ноябрь 1972 из Свердловска в Загорск (восстановлено по черновику)

Здравствуй, Толик!
Извини, пожалуйста, что так долго не писала. Я знаю, что ты ждешь мои письма и поэтому стараюсь отвечать сразу, но тут как-то так получилось, я даже сама не знаю, почему.
Толик, только ты, пока, не сомневайся ни в чём. Всё нормально. Иногда бывает очень плохо без тебя, но я бы не хотела об этом писать. Сегодня ровно месяц, как мы с тобой не виделись. Может быть, для кого-то это и мало, но по-моему очень много. Что-то я расстоналась. Даже, наверно, читать неприятно. У меня это бывает редко, но, как видишь, бывает.


Толик, про праздник мне писать не хочется, праздник, как праздник, как все другие. Какие отрядные новости? Особых новостей нет. Завтра собираемся готовиться к агитке. Хотят провести агитку в виде КВН. Это ново и интересно, может быть, у нас получится хорошо. Завтра всё обдумаем. Общего собрания не намечается. Сейчас старики заняты своими делами, им некогда. На этой неделе будет дополнительный набор в отряд. Жду, очень интересно. В этом году нужно набирать много ребят. Будущее отряда во многом будет зависеть от них. Вчера первый раз за последнее время пошла на физтех, видела Ридвана, Сокола, Симаранова. Валю Б. я не вижу, работаю от 10 до 10. А насчёт свадеб, так они все кончились, теперь до весны. Может быть тебе не нужно приезжать в декабре, а подождать до Нового года. Смотри сам, тебе виднее...

(Окончание письма в черновике утрачено)



 ноябрь 1972      из Свердловска в Загорск
(восстановлено по черновику)

Толик, здравствуй!
Естественный твой вопрос, что со мной случилось. Вообще говоря, ничего, но мне иногда кажется, что тебя вовсе не интересуют мои письма. Прости меня, если это не так. Хотелось бы, чтобы всё было хорошо. А то сам знаешь, никакого настроения нет писать. Толик, очень жду и надеюсь на нашу встречу. Если ты почему-либо не сможешь приехать к нам, я, может быть, (если, конечно, можно), прилечу в Москву. Я бы очень хотела съездить к тебе, посмотреть, как ты живешь, познакомиться с твоими друзьями, увидеть ту обстановку, которая тебя окружает.


Я очень часто представляю, как бы мы с тобой бродили по Москве, ты бы мне всё показывал, ведь я там была только два раза проездом. Но тебе, может быть, не хочется, чтобы я приехала к тебе - много работы и, вообще, некогда... У меня перемен нет. Всё по-прежнему. Вчера ездили с отрядом в агитку, много интересного было. Это я тебе лучше потом сама расскажу. Многое хочется написать, но, думаю, лучше расскажу, когда приедешь, так-то ведь лучше. В общем жду с нетерпением. До свидания. Ира.



ноябрь 1972       из Свердловска в Загорск               
(восстановлено по черновику)

Толик, здравствуй!
Пишу, не дожидаясь ответа, хотя очень хотела бы знать сейчас твое настроение. Милый мой, боюсь, что ты меня неправильно понял, ведь бывает трудно понять друг друга, тем более в письмах. У меня всё по-прежнему, я очень люблю тебя. И конечно, очень хотела бы быть с тобой вместе, но я решила, не стоит писать об этом в каждом письме. Письма уж очень жалостливые получаются. А это и так ясно, что вместе всегда лучше. Я даже согласна на компромисс, побыть с тобой хотя бы день, вылить всю душу, а там можно ещё ждать. Слово само по себе короткое, а содержание такое длинное. Пиши чаще, прошу тебя, именно сейчас твои письма я очень жду. Как живёшь, что нового, как отношения с ребятами? Целую.



23.12.1972             из Свердловска в Загорск            
(восстановлено по черновику)

Толик, милый мой, здравствуй!
Очень-очень ждала твоё письмо, как впрочем и все твои письма. Я тебя очень хорошо понимаю, что трудно писать первым, тем более после недавней встречи, когда о многом рассказано и переговорено. Мне тоже было тяжело писать. Когда ты уехал, стало немного грустно, но вместе с тем так хорошо, что ты был, что ты есть. Толик, ты даже, наверное, не представляешь, как я счастлива. Расстались мы как-то неожиданно. Напрасно я не поехала в аэропорт, потом жалела, но как-то не подумала, и ты не предложил. У тебя ещё много времени оставалось до отлёта, могли бы ещё немного побыть вместе.


А сейчас я, можно сказать, заучилась. Каждый день остаюсь в институте часов до 7-и, да это и понятно, ведь дело идет к сессии. У нас до вчерашнего дня было ещё не сдано 2 курсовых проекта, но вчера один перенесли на март, а второй я, наверно, в понедельник сдам. Ещё зачет по электротехнике останется, очень серьёзный, с оценкой, будем сдавать его после праздника, числа 4-5-го. Так что времени в Новый год не будет. Ты уже понял, к чему я веду, жаль конечно.


Толик, а то письмо ты, наверно, получил, прочел, конечно, и написал так, потому что я просила не читать его. В общем, я не знаю, мне только так кажется, дело твоё, оно же тебе послано. Просто это моя прихоть, я, видишь ли, верю в нашу советскую почту и думаю, что оно не могло затеряться. Вообще, пустой разговор какой-то получается. В праздник отряд собирается ехать в лес, я, конечно, поеду тоже. Я ещё ни разу не была в новогоднем лесу. Только бы погода была потеплее, а то сейчас у нас холодно.


Это письмо, я думаю, ты должен получить числа 29-го. Давай договоримся, 31-го числа, где бы ты ни был, в 10 часов московского времени подумаем друг о друге, как будто и нет этих 2000 км., разделяющих нас. Хорошо? На этом заканчиваю. Ира.



24.01.1973            из Свердловска в Загорск               
(восстановлено по черновику)

Толик, здравствуй!
Твоё письмо пришло накануне первого экзамена. Я решила, что отвечу тебе только после сессии. Но, думаю, зачем испытывать твоё терпение, сейчас то время, когда ничто не должно тебя отвлекать и беспокоить, тем более моё молчание. Очень рада, что Новый год у тебя прошёл хорошо. Говорят, как Новый год встретишь, так и весь год жить будешь. Конечно же это зависит от тебя, но всё равно, это же народная мудрость.


Я начала год не очень удачно тем, что не сдала зачёт по электротехнике. Из всей группы у нас не сдали 20 человек, а из двух - 45, причин здесь много, в общем, придётся пересдавать числа 2-3-го. Экзамены сдаю хорошо, 27-го - последний экзамен.


Толик, ты, наверное, спешишь всё закончить и приехать в Свердловск. Дело в том, что я собираюсь ехать в Новосибирск. Полечу числа 7-8-го, а вернусь ещё не знаю сама когда, но крайний срок 15-го. Так что не спеши. Очень жду поскорее с тобой встретиться, знаю, что это скоро, чем ближе, тем больше. На этом заканчиваю. Извини, что коротко. Желаю успехов. До встречи. Ира.



11.04.1973              из Свердловска в Загорск             (восстановлено по черновику)

Здравствуй, милый мой, любимый Толик!
Очень-очень ждала от тебя письмо, каждый день в мыслях писала тебе. Вот и наступило то время, когда уже приходится ждать не тебя, а твои письма. Я думала, что ты сразу напишешь, но понятно, что кроме меня, у тебя ещё и друзья, и дела. Прошло совсем немного времени после твоего отъезда, а мы уже оба так скучаем друг по другу. Толик, нам же, наверно, придется долго ждать, а ты так скоро перевернул все, давно задуманные, планы. Это на тебя так не похоже. «Ни Москва, ни область, на восток...». Свердловск, а что здесь? Толик, подумай обо всём хорошо. А, вообще-то, по-моему, это у тебя временное явление и скоро всё пройдет. Встретимся - поговорим об этом.


Заметь, как я это уверенно говорю. Да, мы обязательно встретимся в мае. Я очень хочу к тебе приехать, даже не могу не приехать. Это уже решено, если ничего не случится. Люда Щербина хочет со мной лететь, у неё в Москве родные, но я думаю в праздник мы будем  вместе. Вот и не знаю, хочу у тебя спросить, брать её с собой или нет. В том смысле, не будет ли она лишней. На днях у нас была тётя Клава. Она настаивает, чтобы я не ехала, как бы чего не вышло...Но я думаю, мама не поддастся на это.


Со свободным временем у меня сейчас очень плохо. Во-первых, хочу скорее сдать курсовой по ТСП к концу апреля, иначе получится, как с архитектурой. Во-вторых, много времени отнимает отряд. 14-го апреля поедем в агитку, готовимся, постоянные репетиции. К нам в отряд пришли две новые девочки из СТУ (Свердловское театральное училище). Культмассовая жизнь отряда забила ключом, с одной стороны, но с другой стороны, они себя неправильно поставили, немного в сторону и вверх. Конкурентов увеличилось. К тому же на последнем штабе исключили из отряда 3-х девчонок, в том числе В.Б. «Мы её слишком хорошо знаем», - сказали они. Тебе, наверно, это не очень интересно, но я сильно расстроилась. Новостей много, всех сразу не расскажешь...


Жду от тебя «другое письмо, хорошее», хотя это мне тоже понравилось. Ты даже не представляешь, какой ты хороший, любимый мой, как много радости и сил даешь мне своими письмами. Я их готова получать каждый день, разные, хорошие и обыкновенные.
Жду. Целую. Ира.



6 мая 1973 года           из Свердловска в Загорск                (восстановлено по черновику)

Здравствуй, любимый мой!
Вот мы уже снова не вместе. Как быстро пролетели эти дни , когда мы были вдвоем сколько хотели. А теперь снова очередной этап разделяет нас, всё те же 2000 км проверки на прочность. Но мы с тобой уже достаточно закалились, даже можно было бы уже не разлучаться. Но что делать, такая жизнь, и в её правах создавать сложности и ставить преграды. Толик, мы же с тобой любим друг друга. Я только сейчас поняла, как я тебя сильно люблю. Какой ты у меня хороший, ты даже сам не представляешь. По-моему, всё знаешь и умеешь. Мне очень трудно без тебя, Толик. Но успокаиваюсь мыслью о нашей новой встрече и о твоих письмах. Люблю тебя, целую. Ира.



7 мая 1973 года         из Свердловска в Загорск               
(восстановлено по черновику)

Здравствуй, Толик!
Третий день не могу себе найти места. Все мысли о тебе, разговоры сводятся тоже к одному. Всё-таки это ужасно, что мы опять далеко друг от друга. Раньше было как-то проще это перенести. А сейчас, я ещё не успела прилететь, а уже скучаю. Когда я ехала в поезде, мне казалось, что впереди целая неделя. А эта целая пролетела так быстро, как будто её и не было. Но она всё-таки была, эта счастливая, целая неделя. Сегодня снова ходила к маме. Здоровье её по-прежнему, держится на уколах. Я удивилась, почему она ничего не спрашивает, а она мне: «давно жду, когда сама расскажешь». Я решила пошутить и сказала, что подали заявление. Ей не было плохо, но она растерялась. Больше я решила так не шутить.


Толик, мы так и не договорились насчет целины, но я думаю ты напишешь в ближайшее время. Если же собираешься, то нужно как-то сообщить Хаматшину. Я очень хочу, чтобы ты поехал. Мне кажется, что это оптимальный вариант нашей встречи. Но, может быть, ты хочешь отдохнуть? Ты же очень устал. В общем я жду от тебя ответ. Пиши сразу. Целую тебя. Ира.



Май 1973           из Свердловска в Загорск               
(восстановлено по черновику)

Толик, милый мой, здравствуй!
Извини, что долго не писала, хотя думаю о тебе постоянно, именно сейчас, когда на носу сессия. Не спешу писать, потому что знаю, что дома тебя всё равно нет. Я по-прежнему живу одна, маму выпишут в конце мая или в начале июня. От Вовы не было писем уже месяц, конечно же, волновались. Но на днях вернулся из армии его товарищ и передал от него подарок и то, что он ещё месяц писать не будет, потому что уехал в Польшу. Такие вот дела.


У меня 23-го первый экзамен, досрочный, а последний сдаю 26 июня. И, видимо, сразу на целину, возможно поеду квартирьером. Толик, ты пишешь о следующей нашей встрече. Когда? Где? Не представляю. Я на два месяца уеду на практику в Ивдель, или же еще в какую-нибудь дыру. В лучшем случае в Первоуральск. Ты представляешь такую нашу встречу? Толя, может быть, пока не поздно, мне взять место в Свердловске, но я не хотела оставаться дома, потому что здесь практику тщательно проверяют, а я хочу задержаться на целине. Теперь ты подумай, как лучше.


Я всё же думаю, что когда ты поедешь куда-нибудь отдыхать во время отпуска, или, например, домой, то ко мне просто заедешь. Мне страшно подумать, что мы с тобой увидимся только после целины. Увидимся, а потом снова письма и письма. Я хочу быть с тобой всегда и сейчас особенно, хочу тебя видеть, слышать тебя. Куда бы я ни пошла, о чём бы ни думала, все мысли сводятся к тебе. Любимый мой, как мне тебя не хватает...

(На этом черновик обрывается...)



Май 1973         из Свердловска в Загорск               
(восстановлено по черновику)

Милый мой Толик, здравствуй!
Совсем не ожидала получить от тебя письмо так рано, потому что за 2 дня до него сама отправила тебе письмо. Оно получилось какое-то мрачное, по-моему. Если тебе что-то не понравится, не обращай внимания. Видишь ли, эта неопределенность нашей встречи так нехорошо действует, я, конечно, переживаю, ведь хочется, как лучше.


В письме ты несколько раз вроде вначале обнадёжишь: «приехать бы недельки на две», а потом: «но...». Это ты у меня научился. А хорошо бы без «но». Правда? Даже при мысли этой становится так радостно на душе. Но, вообще, я поняла, что нужно набраться терпения и мужественно ждать, когда же я тебя увижу. Действительно, тяжело ждать. Но немного легче, когда знаешь, что обязательно дождёшься. А мы обязательно дождёмся.


Толик, знаешь что я для себя открыла? Вот раньше, ещё полгода назад, мне было и с тобой хорошо, и без тебя, когда ты уезжал, тоже не плохо. Сейчас же, мне с тобой очень хорошо, а без тебя очень плохо. Я раньше могла день прожить и даже о тебе не вспомнить. Ты уж прости, но это было так, а сейчас нет такого часа, чтобы я о тебе не думала, просто так, вспоминая, или представляя что-нибудь. Я теперь точно знаю, что я тебя люблю и, по-моему, у нас должно быть всё хорошо, если мы научимся ждать. Вернулась к тому, с чего начала.


Толик, у меня сейчас превосходное настроение. Кстати, я заметила уже давно, что ты любишь такие напыщенные слова. А я их пишу через «не хочу». Так вот, настроение у меня сейчас очень хорошее. Экзамен сдала на 5, но настроение не от того, много разных причин, я сама не знаю. Маме лучше, скоро выпишут, но на курорт она не собирается, а после твоего письма и не соберётся. Но сегодня она опрометчиво высказалась насчет того, что собирается достать какую-то путевку на август. Подробностей не знаю, напишу позднее.


Толик, или у тебя мысли путанные, или я недостаточно понятлива, но третий абзац твоего письма мне показался трудным для понимания. Читала его уже несколько раз, на свежую и уставшую голову, сначала и даже с конца. Всё по-прежнему...
Толик, любимый, я тебя целую и на этом прощаюсь. Ира.



12.06.1973            из Свердловска в Загорск   
(восстановлено по черновику)

Толик, здравствуй!
Получила письмо, и сразу легче стало. Понимаешь, то письмо под настроение попало. Со мной тут забавный случай произошел, но об этом не буду. Написала глупость, а потом переживала. Вдруг ты поймешь как-нибудь не так. А ты оказался на высоте. Понял всё так, как надо. Теперь о сессии. Экономику сдала на 4. Представляешь, экзамен длился с 9-ти до 7-ми вечера, каждого принимал в среднем 20 минут. Такого в нашей истории ещё не было. Сейчас учу, вернее начала читать, технологию строительного производства – 48 лекций. Никакого настроения. Да ещё выходные дни отдыхала.


В субботу ходили на Шарташ, а воскресенье провели на Балтыме с девчонками из двора. Позагорали и даже купались. На этом отдых кончился. После «ТСП» у нас «Финансы» и «Статистика». Очень ответственные экзамены. Да ещё нужно готовиться к целине. Я сейчас занята ещё отрядными делами. Прохожу медосмотр, да связалась с кукольным театром, достала куклы, теперь нужно сценарий, а это не так и просто, куда только не ходила, уже надоело. Мама чувствует себя хорошо, сегодня даже пошла загорать. Правда, кучу лекарств с собой прихватила. Привет тебе передает. Толик, на этом заканчиваю. Жду твоих писем. Целую. Ира.



21 июня 1973 года         из Свердловска в Загорск      
(восстановлено по черновику)

Милый Толик, здравствуй!
У меня, кажется, наступила, что называется, светлая полоса (как бы не сглазить). Как-то всё удачно складывается, настроение хорошее. Очень рада, что у тебя всё нормально, отношения с ребятами наладились, а то ведь одному, тем более там у вас, совсем не прожить. А насчёт удочки, очень даже кстати, мама недавно поминала свежемороженую рыбку. Может на пирог наловишь к зиме, хоть и рыбки у вас как гупии, совсем мелюзга. Вы как дачники, а мне даже позагорать некогда, да и сейчас погода испортилась. Температура 20-24 и всё время дождь, второй день льёт беспрестанно. С одной стороны хорошо, лучше заниматься, но с другой стороны, на улицу не выйти и потом, говорят, весь июль будет такой же дождливый. Представляешь, в каких условиях придётся работать ребятам, это я уже о целине.


Конечно, понимаю, как бы ты не хотел, чтобы я ехала туда. В душе, наверное, теплится надежда на то, что я всё передумаю, и мы могли бы встретиться уже в июле. Толик, к сожалению, этого не будет, я обязательно поеду, даже мысли не допускаю. Я думаю, что мы с тобой встретимся где-нибудь в августе, но об этом говорить пока рано. О сессии я тебе написала в предыдущем письме. Последние два экзамена сдала на 4 и 5. Остался один, по статистике. О нём я тебе напишу уже с целины. До свидания. Ира...



Это заключительное письмо из тех, что были восстановлены по черновикам. Летом Ира съездила на целину с тем же стройотрядом, в котором мы вместе были в предыдущем году. Потом, какое-то время, наш почтовый роман продолжался. Осенью мне с большим трудом удалось открепиться от распределения. В конце 1973 года я вернулся в Свердловск, и мы стали жить вместе. В июле 1974 года мы поженились.


И вот теперь, читая письма и рассматривая с вершины прожитых лет то, что в этих письмах на самом деле было, я, конечно, переживаю всё заново и становлюсь мудрее. Хотя, скажу вам, ребята, честно, вряд ли мне это теперь пригодится...


Рецензии