Современное искусство, это пародия на творчество

   «Наш нынешний век — век притворства и мистификаций. Как много люди говорят о ташизме, о кубизме, о том или другом «изме» и произносят длинные слова и фразы — огромные, вязкие сгустки слов и фраз. И все для того лишь, чтобы замазать, скрыть простой факт — либо ты можешь писать картины, либо — нет…»
«Современное искусство — это зона бедствия. Никогда еще в истории человечества столь многое не было сосредоточенно в руках столь незначительного количества людей для того, чтобы сказать так мало…»
Джон Фаулз. Коллекционер


…Современное разложение искусства, его медленная деградация, связана с возможностью зарабатывать деньги не учась и по настоящему не работая!
В определённом смысле, кризис системы капитализма и прибылей, как главной цели человеческой жизни, разрушает собственно человеческие отношения, часто превращая их в отношения раба и господина или робота и его владельца, что не могло не сказаться на искусстве и культуре вообще - деградация современного искусства связана с цивилизацией денег!
Появилась тьма «художников», которые за счёт болтовни, обосновывающей псевдоискусство, зарабатывают деньги на ловкости словесного объяснения-обмана и фальсификациях искусства, будь то современная музыка, живопись, театр или литература!
Более того, появилось множество продажных критиков, которые используя абстрактные понятия, занимаются софистикой и доказывают ошеломлённому потребителю искусства, что белое – это чёрное и наоборот!
Если ещё двести - триста лет назад, что в музыке, что в живописи, что в литературе существовали устоявшиеся и проверенные тысячелетиями, реально существующие критерии мастерства и профессионализма.
Например такие как цвет и сочетание красок, а также «похожесть», в широком смысле этого слова – в живописи; умение выстраивать сюжет и внятно и красиво, притягательно излагать свои мысли и описания характеров в литературе; в музыке с помощью сочетания звуков вызывать грустные или весёлые настроения.
Сегодня, для людей, которые называют себя «элитой» и обладают определённым количеством богатств, победа информационных технологий, позволяет «реализовать себя за счёт постоянного навязывания своих вкусов в форме моды.
А мода – это многократно повторённая реклама как вещей, так и предметов искусств и даже стиля жизни!
В конечном итоге, деньги стали той основой на которой строится всё «новое искусство». А эта основа, позволяет мошенникам от искусства, часто с миной простодушного энтузиаста, дурачить не приготовленной к таким пошлым приёмам, общественность!

Если смотреть на этот процесс дегуманизации искусства шире, то можно говорить об общем кризисе христианской цивилизации, которая уже перестала быть христианской и всё больше становится цивилизацией лицемеров –фарисеев!
На мой взгляд, западная цивилизация стоит на краю цивилизационного кризиса и жизнь приобретает характер неуправляемой суеты и погони за инстинктивными удовольствиями!
Современная классическая музыка, ещё сто лет назад была основой музыкального искусства, а сегодняшние сочинители, превращают её в набор невнятных звуков - в «сумбур вместо музыки» и постепенно, мелодичность и возможность чувствовать мысли создателя - композитора, вытесняется на периферию культурного эстетического сознания! А поп-музыка, захватившая сегодня пространство и время, все больше напоминает первобытные песни и танцы с уханьем барабанов и завываниями саксофонов!
Театральные представления, с помощью модернистов – режиссёров превращается в набор, не связанных общей темой матерных реплик и показом низкопробного пошлого гламура!
Похожая ситуация в живописи, где классика Ренессанса, постепенно, через барокко, импрессионизм, авангардизм и «современную живопись», сваливается в помойную яму абстракции!

 
…На днях, мы побывали в музее Тейт-модерн, в Лондоне и посмотрели выставку «художницы» Марлен Дюма, которая считается сегодня одной из самых современных «живописок».
То, что я там увидел, повергло меня в «страх и трепет» - это была большая афера, которая вместо работы с холстами и красками, вместо умения рисовать и представлять красочную картину мира, показала умение многозначительно объяснять тривиальные вещи, спекулируя на необразованности большинства зрителей-читателей.
Недавно побывали на выставке Хокусая и Дюрера и я был поражён мастерством этих художников, которые несмотря на талант, посвящали учёбе и самосовершенствованию долгие годы. Например японцы, осваивая профессию даже не художника и литографиста, учились этому искусству десять-двенадцать лет.
Сравните с тем, что и чему учат художников – современников и вы поймёте почему они становятся такими халтурщиками!
Конечно подлинное искусство ещё сохраняется в музеях, звучит в концертных залах, Шекспира и Чехова ставят в театрах, мцы говорим о современном искусстве, которое деградирует и превращается в пародию на художественное творчество!
Сегодня, деградацию искусства можно объяснить тем, что современная жизнь тоже превращается в некую безвременную суету, в которой человек без цели и смысла проживает отведённый ему срок, а современное искусство старается соответствовать привычной бессмыслице и тщеславию «человека разумного"!
 
Успех такого "искусства" - этой суггестивной медитации - заключён в нежелании большинства зрителей признаваться в своей неспособности сказать нет очевидным спекуляциям на тему современного искусства.
Глядя на мазню Марлен Дюма по фотографическим образам, так и хочется признать в полной несостоятельности этой дамы в том, что раньше называли и считали искусством.
Невольно подумалось, что объяснить этот феномен и его популярность в среде мировой «образованщины» не составляет труда - в двадцатом веке, появилось много богатых дилетантов, которые хитро стали называть себя ценителями современного искусства.
И имея деньги, такие невежды стали финансово поощрять разного рода кривляния и фиглярство, что и послужило и служит основной базой и содержанием современного «искусства». На самом деле, такое псевдо искусство ничего общего не имеет с реальным мастерством - такие эксперименты неумех и дилетантов способны только вызывать смех и сарказм!
Таким зажигательным примером обмана и самообмана простодушного обывателя и является "творчество" Марлен Дюма!

Эта «художница», спекулируя на популярных темах секса, смерти и прочих драматических моментах человеческого бытия, привлекла внимание культуртрегеров, в том числе и своим происхождением, что в определённых «образованческих» кругах на Западе имеет значение как «стигмат» либеральной толерантности.
Если вы женщина, да ещё из Африки, а живёте и «творите» в Европе или в Америке, то любое ваше высказывание о смысле и философии жизни, пусть на уровне преподавателя колледжа в провинциальном городке, будет подхвачено как некие мировые откровения «почвы».
В этом некритичном любовании нормальным человеческим тщеславием, есть в данном случае и скрытный расизм, ибо «белый господин» с трудом верит и потому восхищён, что чёрный уроженец Африки может изъясняться на философском жаргоне.
На этом  чувстве превосходства в Европе, но главное в Америке, развращённой попытками «творцов» самоутверждаться, делают имена и деньги многие "модернисты"!
Благодаря сегодняшнему, совместному с дельцами от современного искусства мошенничеству, эта в общем-то обычная, но чрезвычайно ловкая и многозначительная «журналистка» презирающая рисунок и обучение живописи, сумела объяснить свою антиэстетическую мазню вполне модными принципами, на которых и построено современное подделывание под искусство.
На очаровании «свежестью» взгляда и на возможностт не учась и не работая зарабатывать известность и деньги, Марлен сделал быструю карьеру и прославилась в среде, состоящей из ценителей долгих и невнятнвх разговоров ни о чём!
В этом главный секрет её успеха и именно поэтому, ей устроили выставку в цитадели современного искусства – в лондонской Тэйт-галери.

Глядя на окружающих меня зрителей, видя их сосредоточенные лица и наморщенные лбы мне подумалось, что большинство из них ничего не знают ни о классической греческой скульптуре, ни о художниках Возрождения, а если видели то мельком и смотрели невнимательно.
А для того, чтобы многозначительно рассматривать «живописные пасквили» модернистов большого ума и просто работы мысли совсем не требуется - более того, на таких выставках и знания, и самостоятельное мышление противопоказаны…

И в этом не вина, а беда большинства таких посетителей и потребителей современного «искусства» - невежество в сочетании с амбициями и презрением к ремесленническому мастерству и простоте, становятся базовой основой такого рода художников и искусствоведов.
Это напоминало бы элементарное жульничество и шарлатанство, если бы не было поддержано самовлюблённой, богатой и эстетически неразвитой элитой нашего «мультикультурного общества»!

Невольно вспоминается сказка о голом короле, которому ловкие мошенники сшили костюм из воздуха, а придворные, шокированные их бесстыдством и наивностью короля, во весь голос уверяли, что «одежды» как нигде и никогда идут их господину.
И только мальчик ещё не наученный взрослыми врать «по обстоятельствам», произнёс: - А король –то голый!
Чем и убил толпу льстецов и самого заказчика этих «нарядов»!
Нечто подобное испытал и я, глядя на мазню Марлен, а потом в музейном магазине рассматривая многостраничные тяжёлые фолианты о её нелепом творчестве.
Вспомнились едкие филиппики Максима Кантора, настоящего художника и философа, направленные против российского, совсем уж беспомощного и подражательного «второго авангарда», в его романе «Учебник рисования».

Уходя из галереи, любуясь открывающимися перед нами видами чудесной многолюдной набережной в центре Лондона, я бубнил себе под нос, что в качестве глупого хобби в виде игры в «искусство», как факт подчёркивающий деградацию современного искусства, работы Марлен Дюма, могут иметь место, но и только!
Но меня никто не слушал – даже моя просвещённая жена-философ,
и мои протесты умерли, не найдя для себя сочувствующих слушателей!


2015-2022 год. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения автора можно прочитать на сайте «Русский Альбион» http://www.russianalbion.narod.ru/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html¬


Рецензии