Очерк по истории села Бедюк
По красоте окружающих гор, сочетанию линий рельефа, образующих визуальный географический рисунок местности, село Бедюк без всякой на то гиперболизации расположен едва ли не в самом живописном уголке Дагестана. Это широкое пространство, образуемое с правой стороны северным склоном величественного Самурского хребта, а с правой - стеной его малых отрогов. Долина, которая сплошь покрытая ковровым настилом трав и в режиме прямой видимости от начала Самурского хребта до белеющих в дали отрогов Шахдага, тянется на расстояние 70-80 километров. Непосредственно возле самого села высятся пирамидальные пики трех вершин - Хъу1тталан к1ил (Воронья голова), Х1я паг1дин к1ил (Пик большой горы) и Биц1и-паг1дин-к1ил (Пик малой горы), над которыми всей своей массой вздымаются еще громады Кура-даг (3831 м) и Уна-даг (3697). На местном наречии Къуру-суй и Г1у1бар г1ихьа т1ур. Это завораживающее зрелище, которое видят бедюкцы ежедневно, выходя из дома.
Происхождение названия Бедюк, как и происхождение самого села трактуют по-разному. Есть попытки связать это название со словом гядухъ «смешаться, соединиться» в виду того, как думают, что поселение образовалось в результате укоренения здесь выходцев с других мест. Г1ядухъ - так произносят это название жители сел Усуг, Уккуз (Уккуди), Курдал (Квардал), Хвереж, расположенных к югу от Бедюка. Однако следует сказать, что такая этимологическая история не объясняет, откуда же в таком случае в начале слова появился лишний слог ба1- и в чем заключается такая целесообразность с точки зрения языка? По другой версии возникновение названия села связано с личным именем Ба1дахъ, носитель которого, якобы, первым поселился в этой местности. Но, опять-таки, ответа на вопрос, из чего складывается такая версия, также никто не дает. Существуют и другие объяснения подобного рода, базирующие на народной этимологии.
Причиной того, почему версию образования Бедюк в результате переселения людей с других мест нельзя считать уместной, заключается в том, что в Бедюке открыты могилы, которые в литературе известные как «каменные цисты». Это ящик образные захоронениями с людьми в сидячем или скрюченном положении в них. Распознать такие могилы на местности не составляет трудности. Они по периметру окаймлены небольшими вертикально установленными каменными плитами, что визуально хорошо просматривается при осмотре. Обнаружены такие захоронения также в Рича и Гоа. В Бедюке и Гоа они располагаются перед местными школами, а в Рича - в местности Ач1акк. Хронологически период формирования такого типа могил определяется периодом 500 г. до н.э. - 500 г. н.э. То есть, отталкиваясь от этого факта, можно утверждать, что поселение здесь существовало уже в то время. Поэтому без каких-либо подтверждающих фактов утверждать, что оно возникло в результате переселения жителей из разных мест, для науки звучит слишком опрометчиво.
По данным языка название Ба1духъ с его диалектными вариантами Ведухъ, Г1а1духъ и т.д является упрощённой формой слова ба1г1дихъ, означающей «расположенный за горой» от ба1г1 «гора». Смотрите приведенные выше названия, в состав которых входит это слово - Х1я паг1дин к1ил («Пик большой горы») и Биц1и-паг1дин-к1ил («Пик малой горы»). В современном языке оно сохраняется в значении «горка камней». Этимологически оно восходит к обще дагестанскому лексическому уровню и кроме агульского языка с близкими значениями отмечается в диалектах даргинского языка и в форме бурух «гора» в удинском.
Такое название дано селу жителями соседних долин по месту расположения поселения относительно них, т.е. «за горой», что дает возможность перевести его как «Загорск». И в целом оно имеет позднее происхождение. Собственное название села - это Хитт. Давно забытая номинация, как думаем, берущая свое начало от названия поляны, известной в прошлом как Хиттан ттул, на юго-западном склоне которой и возникло село. На этой поляне существовало неглубокое озеро, которое окончательно было засыпано в 50-60 гг. 20 века. Посередине его находились «камарар» - ряд камней, установленных для перехода по ним жителей, не обходя озеро по периметру. Поэтому есть основания полагать, что название Хитт связано с этим озером, точнее с «водой» *хе «вода, река» на обще алародийском (восточно-кавказском) языковом уровне. В определенной мере подтверждает эту мысль предание, где рассказывается о том, что жители села нередко жестоко конфликтовали меж собой. Из-за воинственности характера, неуступчивости, готовности в любой момент прибегнуть к оружию бедюкцев за глаза нередко называли «Гапан кьванаъ иъ аеттар» («Живущие с кровью на ладони»). Возникающие таким образом конфликтные ситуации могли продолжаться неделями. В таких ситуациях род шел на род. Тогда кто-нибудь от нейтральной стороны отправлял гонцов в соседние села с просьбой прийти помочь примирить конфликтующих. Вот тогда жители этих сел, собираясь в Бедюк, приговаривали: «Хиттан ттуллал руг гъузуна а, шав журе акьас ба1с» («На поляне Хитт стоит пыль, пойдем, разнимем их»). То есть, предание свидетельствует, что название Хитт было в ходу с незапамятных времен.
В Бедюке также отрыты три короткие надписи албанского периода, что со своей стороны также опровергает мысль о том, что историю села можно свести к разговорам о формировании его из поздних переселенцев, хотя и такие случаи отрицать неразумно. Но хронологическая глубина истории села не позволяет принять такие легковесные суждения.
История возникновения этого небольшого села окутано завесой тайн и теряется в веках. Поэтому, чтобы найти релевантные факты о нем необходимо учитывать ряд моментов. Прежде всего - историю села следует рассматривать не изолированно, а в контексте реалий других, окружающих его, поселений. Тем более, что Бедюк (Хитт) был не единственным поселением в данной местности. Существовал еще ряд таких же, но не сохранившихся сел. Прежде всего, это Г1алин-х1у1р («Али-кент»). Следует иметь в виду, что маркер «х1ур» в обозначении названий сел в отличие от близких лезгин, для которых это является нормой (Касум-хюр, Магарам-хюр и т.д.), агулы используют исключительно к селам, прекратившим свое существование.
Располагался Алин-хюр прямо напротив Бедюка на расстоянии видимости, но намного выше него по склону Самурского хребта недалеко от местности «Паччагьан укун». Возможно, в свое время это было самое высокогорное поселение в Дагестане. Ныне на его месте сохранился маловодный родник и очертания фундаментов некоторых строений. Камни покинутых домов, как рассказывают старожилы, были использованы жителями другого села Варти-суй, располагавшего когда-то ниже него. Впоследствии и оно прекратило свое существование, и опустевшее село, жители Бедюка использовали в качестве своего летнего хутора.
Согласно преданию, жители Алин-хюр были высланы из родных мест в наказание за неповиновение какому-то правителю. Они были заселены в безводной жаркой местности в южной части современного Сулейман-Стальского района. Но без воды там невозможно было обустроить жизнь, к тому же местность изобиловала змеями. Тогда переселенцы перебрались поближе к современному Касумкенту и обосновали новое село «Алид-хюр» («Алид-кент») по дороге в Курахскую долину. Трудно судить насколько объективно отражает предание историю, но не говорить о таких моментах, считаем неверным.
Другими поселениями, имевшими отношение к Бедюку были Суфиян-шагьар (ср.-перс. Спендан-шагьр) больше известное как Сарфун, Жагьут1арин хулар или Жагьут1арин х1у1р («Еврейские дома» или «Еврейское село» соответственно) и незначительный Кахул (Кьях1у1л). Последний аул располагался на южном склоне горы, возвышающийся с восточной стороны над Сарфуном. Предание гласит, что жители его вынуждены были покидать насиженные места из-за диких кошек, от которых не было покоя. Небольшое поселение их располагалось в глубокой ложбине на склоне горы под высокой отвесной скалой. На месте предполагаемого поселения сохранились остатки каких-то строений. По другой версии здесь располагался наблюдательный пункт, оповещающий жителей Сарфуна об опасности. Место крайне удобное для такого занятия, поэтому озвученная версия может содержать правдивые элементы. В начале 20 века один многодетный житель Бедюка пытался здесь обстроиться, чтобы вести свое хозяйство, но эта идея не увенчалась успехом.
Еврейские дома или Еврейское село располагалось на расстоянии 1,5-2 км к западу от Сарфуна. Сохранились очертание этого поселения, следы входных ворот, дороги, ведущей к поселению, остатки мельницы у реки ниже села, очертания полей и т.д. Непонятно, были ли жители его этническими евреями или это были местные жители, принявшие иудаизм и решившие жить автономно. По религиозным соображениям такое в Дагестане в период раннего средневековья вполне могло быть.
Главным же поселением в регионе, конечно, был, упомянутый выше Спендан-шагьр «Святой город» или Сарфун. В адаптации к агульскому языку это название звучит как Суфиян-шагьар. Это был административный центр небольшого раннесредневекового владения Филан, находящийся под протекторатом Сасанидской империи. Существует сведения о том, что подобного рода полу самостоятельные политические образования на Восточном Кавказе были сформированы сасанидами в 6 веке. Цель их создания заключалось в обеспечении контроля над горными тропами от набегов кочевников. На самом деле это произошло гораздо раньше. Так, известно, что первый поход к Дербенту предпринял шаханшах Ардашир I (224- 239), который для укрепления своих позиций начал строить на Кавказе зороастрийские храмы, в которых «приказывает неугасимо возжечь огонь Ахура Мазды». Затем сын его и преемник Шапур I (240 - 272) продолжает политику отца. В 252 году после разгрома Армении во главе крупных военных формирований он врывается в Прикаспийскую область, под натиском которых Албания и ближайшие регионы вынуждена была сдаться. Триумфальная надпись Шапура I на цоколе храма Кааба Зороастра, возведенная по случаю его побед гласит, что его власть признали многие народы «вплоть до гор Кал (Кавказ) и «Албанских ворот» (Дербент) и всей горной цепи ...», после чего он назначил «в областях Кавказа» новых мтаваров (правителей).
Таким образом, со всей определенностью можно констатировать, что административные образования, определяющие политическую жизнь в горах, существовали уже в середине 3 века новой эры. Ануширван - очередной сасанидский правитель в 6 веке не создавал, а лишь реформировал их. Спустя, более, чем тысячи лет осенью 1741 года по Спендан-шагьру-Сарфуну огнем и мечом прошелся Надир-шах с его головорезами, после чего поселение перестало существовать. Остались лишь безлюдные развалины и память о «шах-хирманах» - изуверских экзекуциях населения, которые устроили здесь персы, бросая на ток женщин и детей под копыта скачущих коней. Впоследствии, как и Вартти-суй, бедюкцы превратили его в свой зимний хутор. В 20 в. здесь базировалась колхозная молочно-товарная ферма, были восстановлены дома для работников фермы и возведены большие помещения - паструфккаяр для скота.
Одной из причин оказания сасанидами столь пристального внимания незначительному политическому образования как Филан, заключался в том, что он занимал позицию, позволяющей контролировать стратегический путь, известную в литературе как «Дорога послов (у местного населения - Х1у1лар ба1 рякъ), которая выводила караваны в Прикаспийскую низменность по нагорью минуя Дербент. Путь проходил через Большой Кавказский хребет, спускался по склону Самурского хребта в районе поселений Бедюк и Спендан-шагьр, затем через Чумус-даг (Хьбибусуй), К1ерахъ, разрезая Магъу-дере, выходил в Табасаран и далее шел на приморскую равнину.
Во время Кавказской войны отрезок пути по склону Самурского хребта ремонтировал князь Воронцов. Некоторые участки ее сохранились до сих пор. И можно сказать, что по грандиозности своего инженерного замысла участок этой дороги на склоне хребта является едва ли самым крупным строительным объектом в Дагестане после Дербентского оборонительного комплекса. Практически все завоеватели - от сасанидов до русских знали об этом, в своей политике учитывали этот момент и старались держать дорогу под своим контролем. Именно этому обстоятельству обязано то, что во время Кавказской войны русское командование вынуждено было держать в Бедюке свой военный гарнизон. Сохранились сведения о том, что первый этаж местной оборонительной башни (к1аг1ла) они использовали в качестве оружейного арсенала. В 60-х гг. 20 вв. башня была демонтирована, а строительный камень был распределен между членами тухума Ккажаяр, которые были ответственны за нее. В 1763 году, согласно обнаруженной здесь строительной надписи, обновление башни финансировал ученый-богослов Гаджи-Рамазан, сын Абдул-Вагаба (?), который дважды пешком совершал хадж в Мекку и Медину. Но для раннесредневекового периода проблема заключалась в том, что Спендан-шагьр относительно вершин, возвышающих над ним, располагался в низине и не мог видеть то, что происходило на «Дороге послов», как невозможно было ему контролировать и то, что происходит в соседней хореджско-курахской долине. Возможно, решением тут было держать на месте будущих Бедюк и Курдал сторожевые башни, что открывал Спендан-шагьру обзор и на дорогу и на названную долину относительно нехитрым способом, в то же время как сам оставался недосягаемым для посторонних глаз. Впоследствии вокруг этих сторожевых башен и возникли, как думается, обе названные поселения.
От сасанидского периода помимо всего прочего до нас дошли здесь основания ритуальных каменных постаментов, на которые клали трупы умерших. Исчезли они лишь в 70-х годах прошлого столетия. Располагались постаменты в местности «Галал» между Бедюк и Варти-суй неподалеку от дороги, ведущей в это поселение. В зороастризме не было единой формы захоронения мертвых. Общим правилом было лишь то, что трупы не должны были касаться земли и огня. Это считалось самым большим оскверняющим человека грехом. Их оставляли на открытом воздухе на специальных постаментах или на решетчатых кровлях специальных башен «дахма», называемых «Башнями молчания». А когда трупы разлагались кости складывали в нишах, если эти были башни, или клали в кувшины и лишь потом хоронили в земле. Название поселение Дамх1а1л-х1у1р, располагавшего некогда неподалеку от Рича, как раз этимологизируется как «Расположенный над дахмой», то есть над «башней молчания» зороастрийского периода. К этому же слову восходит агульское слово дагъмай - «башня, каланча», используемое как кличка долговязого человека.
Сохранились в селе артефакты, которые могут свидетельствовать и о распространении здесь христианства. Прежде всего, это, упомянутые выше, албанские надписи, схематические рисунки албанского Древа жизни и некоторые другие моменты. Хронологически это относится к первой волне христианизации агулов, что имело место быть в до арабскую эпоху. Помимо этого была и вторая волна, которая относиться к 10-11 вв. В этом случае насаждение религии креста шло из Грузии, чьи миссионеры в период Давида Строителя и царицы Тамары активизировали свою деятельность на дагестанском направлении. От них в селе остались дом принадлежащий христианам - Загъарарин хал, с грузинского букв. «христианский дом» или «дом священников - дзагъаров» и Загъаран дар - «священный лес». Автор этих строк родился и вырос в этом доме, который в свое время предки приобрели за плату у предыдущих хозяев. Согласно преданию грузины были изгнаны из села. Оставалась одна женщина, которая жила тут до своей смерти. Кроме того влиянию грузинских миссионеров обязано появление в агульском языке слова ччвяр - каменный консоль крестообразно выступающий из стены и служащий опорой для балок перекрытия. Восходит к грузинскому джвари - «крест». То же самое слово к1уба - небольшое квадратной планировки сооружение с именем человека, который умер на чужбине. От грузинского к1уба - «гроб». То есть, здесь мы имеем имитацию гроба за неимением настоящей могилы покойника. Встречаются и ряд других слов, восходящих к грузинской ритуальной практике.
Планировка села была крайне скученной с запутанными переулками. Дома возводились без предварительной планировки, пристраивая или надстраивая одно помещение над другим. Двухэтажные дома были нормой, но имелись и трех- и четырехэтажные строения. Комнаты были маленькими, несмотря на традиционные большие семьи. По этой причине неженатым молодым людям считалось предосудительным ночевать дома. Ночью они уходили в мечеть, овчарни или собирались у кого-нибудь. Сохранились помещения с площадью не более четырех квадратов с входной пристройкой напоминающий тамбур в поездах. По рассказам старожилов, некогда в нем жила полноценная семья. Самым большим жилым помещением в селе владела семья Саидовых из рода Х1ажиг1алияр. Это была длинная полутемная комната, напоминающая валгалу викингов. В дальнюю стену ее был вмонтирован очаг(«кила»), также в ней имелись две небольшие окошки от пола. Здесь не только жили сами хозяева, но эту комнату часто использовали для проведения различных маджлисов села, в том числе и свадебных вечеров. Почти повсеместно в Бедюке световые окошки и двери старались делать маленькими. Это было продиктовано необходимостью сохранить в доме тепло, особенно холодной зимой.
Под стать такой картине было и материальная положение жителей. У нас в распоряжение имеется справка о передаче имущества жене после смерти мужа, выданная жительнице Бедюка в начале 20 века ричинским сельским судом. В ней приводится перечень предметов, из которых состояло это имущество. Кроме самой сакли, оно состояло из метелок, деревянных лопат для уборки снега, ларей для зерна, корзин для перевозки сена и прочей самодельной утвари. Казалось бы налицо крайняя степень нищеты людей. Однако это не так. Сознание в обществе было другим. В жизни агулов материальные ценности не играли никакой роли. Спартанский образ жизни был традиционным, а социальная стратификация общества и статусы не работали. Человек мог быть именитым сановником или простым крестьянином, но это не имело ровным счетом никакого значения. В плане приобретения богатств самое большее к чему они могли стремиться, это иметь хорошего коня, красивый кинжал, серебряные украшения для седла и уздечки (вазнаяр), добротную черкеску для себя и платье для жены с богато украшенным поясом (камарар) к нему. Вот и весь набор. Золото и изделия из него не были востребованы. Традиционно дагестанским металлом считалось серебро, которое, к тому же, связывали с луной. Настоящим же богатством человека считалось умение вести себя и совершать поступки. Модель поведения человека, общественный и личный этикет были доведены до совершенства. В этом плане горцы, если телом жили в этом мире, то аристократическим духом своим обитали в совсем другом измерении.
Несмотря на воинственный характер, бедюкцы отличались большой коммуникабельностью и исключительным гостеприимством. Они поддерживали разносторонние связи с жителями практически всех окружающих сел, которые каждый год в первую среду после наступления календарного лета отмечали общий праздник Г1арба, получивший свое название от дня проведения его. Площадкой для встречи джамаатов служил перевал Хьибусуй (Чумусдаг), расположенный между Рича и Бедюк. Г1арба продолжался 3-4 дня с очень широкой программой - от спортивных состязаний до развлекательных номеров. Кроме этого он преследовал и более важные задачи - давал молодежи разных обществ возможность знакомиться друг с другом. В зимний период женская половина проводила девичники — задихаяр.
Отличались бедюкцы и тягой к знаниям. Здесь имеются могилы нескольких религиозных деятелей, из числа которых удалось установить имена шейха Вали-Г1абдуллагьа, шейха Вали-гуль-Ллаха, шейха Абу-ль-Фаса, шейха Хакулли и шейха Шефи. Шейх Шефи был ученым-богословом знатоком фикха и Корана. Учился в религиозных центрах Бухары и Самарканда во второй половине 19 в. Работал кадием в с. Ахты, должность которого выиграл на конкурсной основе. Умер еще в молодые годы от пневмонии. Здесь же жил его ближайший родственник - ученый-богослов и сельский мулла, знаток тавсира и арабского языка Джеми, сын Гаджимурада. Кроме арабского он владел еще лезгинским и старо турецким языками. Деятельность остальных шейхов следует отнести к более раннему периоду. Но наиболее интересным религиозным объектом в Бедюке было святилище (пир), посвященное шейху Суфи-Бендару, которое в отличие от других подобных объектов располагалось на кровле дома, в котором он жил. В этом заключается его уникальность, который ставит его в отдельный ряд строений религиозного характера. Хронологически период религиозной деятельности шейха Суфи-Бендера можно предположительно датировать 10-11 веками. Такая мысль складывается из следующих соображений. В стене его дома находился массивный камень, на котором угловатым «куфи» («куфи-хат1ар») было высечено фрагменты молитв и изречения из Корана. В соседнем Рича исследователи подобные надписи выполненные на «куфи»определяют 12-13 веками. Но в период возвышения Рича в зависимой от нее Бедюке не могло быть религиозных объектов, отличающихся своими уникальными чертами, они должны были появиться до ее возвышения, поэтому период деятельности шейха Сйфи-Бендера, следует оценить 10-11 вв. Сам шейх относился к роду, получивший позднее название «Кьасумар («Касумовы»). Они были смотрителями местной мечети и оставались ими вплоть до разрушения в селе религиозных объектов большевиками. В комнате шейха Суфи-Бендара находилось большое собрание старинных рукописей, которые хранились в истлевших мешках из бязи. Сюда же были перенесена часть книг из примечетской библиотеки, спасенных от сожжения после ее закрытия в 30-х годах. Книги и рукописи находились на втором этаже в полуразрушенной комнате до 70 годов 20 века. Затем также были сожжены, чтобы «не валялись под открытым небом». Пепел книг, после их сожжения, захоронили.
В Бедюке было небольшое медресе, где дибиром был Казим и две мечети - обще сельский, который в советский период был превращен в один из колхозных складов и мечеть тухума Алатарар, часть которых (всего 24 человек вместе с детьми) в 30-х гг. прошлого столетия как кулаки были высланы в Киргизию. Согласно преданию, в Бедюке при мечети было еще одно медресе, в котором обучались дети и из других селений. Существовала традиция, согласно которому жители села обязаны были поочередно обеспечивать их едой, в частности ужином. Молодежь села, зная, что мутаалимов сельчане неплохо прикармливают, вечерами баловались, затаиваясь в прихожей мечети, и, пытаясь отобрать еду себе.
Согласно рассказам местных старожилов, ориентировочно в 20-х годах 19 века жители этого села решили поприветствовать казикумухского хана (предположительно Аслан-хана), который направлялся из Кази-Кумуха в Курах. Участок пути, где бедюкцы решили встретить хана, проходила по местности Чумусдаг (Хьибусуй), расположенный, выше села. Делегация отправилась на встречу. Во главе их стоял авторитетный сельчанин по имени Гаджибек из рода Алатарар. После приветствий Гаджибек, как принято в таких случаях, предложил хану погостить у него. К удивлению встречающих, хан согласился, и остаток дня провел у своего нового кунака. А когда уезжал в знак благодарности он возложил на него обязанности бека, в компетенцию которого входило управление делами в обществе трех, близко расположенных друг к другу, сел - Бедюк, Рича и Чираг. Однако вскоре ситуация изменилось. Прежнее административное устройство края с их старыми порядками было упразднено, в соответствии с которым управленческий аппарат лишились своих полномочий. Русским правительством от 5 апреля 1860 года был принят документ определявшим направление новой административной политики в Дагестане, утвержденный наместником Кавказа князем А.И.Барятинским и одобренный императором Александром-2 18 июля 1860 года.
При всех своих недостатках и жестоких проявлениях наиболее благоприятным историческим периодом для развития села был советский период. В промежутке между 40-и - 70-и гг. 20 в. здесь было создано коллективное хозяйство им. С.Стальского с довольно значительным количеством овце поголовья и крупного рогатого скота. Были построены две административные здания - одно в селе, другое в прикутанном хозяйстве в Каякентском районе, крупный продуктовый склад для хранения продуктов сельхозпроизводства, вместительный клуб, большой склад для сельскохозяйственного инвентаря, кузница, более пяти крупных помещений для содержания скота, овчарни. Были открыты Дом культуры, библиотека, медпункт, восьмилетняя (затем и средняя) общеобразовательная школа, сельский магазин. Была проведена телефонная линия, электричество и дорога. В селе появилась производственная техника — автомобили, тракторы, электрические молотильные механизмы и пр. Кроме того, появился целый ряд своих специалистов со средне-специальным и высшим образованием, необходимых для полноценного функционирования общества. Был ряд и других достижений.
Первыми комсомольцами из Бедюка были Катибов Катиб, Камалов Камал, Камалов Курбан, Саидов Галим, Джемиев Гаджимурад и др. За достижения в сельскохозяйственном производстве Катибов Катиб (председатель колхоза) и Гафаров Исрафил (рабочий) стали участниками Всесоюзной выставки (ВДНХ) в Москве.
Вместе с тем были и вопиющие моменты. Жители фактически в первой половине 20 в. были лишены прав и доведены до состояния государственных рабов. Они не имели паспортов, не имели права выехать за пределы села. Чтобы куда-нибудь поехать, если возникала такая необходимость, вначале надо было поставить в известность начальство, получить у него разрешение и соответствующую справку с уведомлением о цели отлучки работника из села. В колхозе работали за трудодни - отметки в журнале. Дневное питание выделялось из склада в виде стандартного пайка, которое состояло из ржаного хлеба (бахтта), сыра из обезжиренного молока (хъурут1), свернувшегося обезжиренного молока. Жители лишены были права держать свое подсобное хозяйство. Рассказывают, что единственная кобыла сохранялась у Х1я Рамазана (Старшего Рамазана). В безлесной зоне, каким представляет собой Бедюк, единственным видом топлива был кизяк. Но когда нет своих животных и этого кизяка не приготовить. Поэтому люди вынуждены были собирать траву и остатки соломы на полях, чтобы растопить очаг и приготовить еду. При этом на жителях села лежал обязательный налог в виде продразверстки на мясо, масло, яйца, шерсть и некоторые другие продукты. Кто не мог выплатить налог продуктами, должен был расплатиться деньгами, которых, кстати, тоже не было. Кроме того военные комиссары регулярно проводили у жителей села обыски и выемку медной посуды для военных целей. Часть мужчин была мобилизована на фронт, а другая - осуждена на длительные сроки по уголовным статьям за незначительные проступки. Больше половины тех и других обратно в село не вернулись. Со слов старожилов за период 1942-45 годов в селе родились всего три ребенка. Часть детей рожденных до войны и оставшиеся без попечителей умерли от голода. Отмечались прецеденты, когда и взрослые люди вынуждены были питаться мертвечиной, чтобы не умереть с голоду. Основным питанием для людей служила зелень. Немногие избежавшие такой участи мужчины и женщины вынуждены были трудиться не покладая рук поочередно то в горах, то в прикутанном хозяйстве на равнине. Таковы отдельные штрихи негативной стороны советского образа жизни, которую пришлось пережить бедюкцам.
К концу 70-х годов прошлого века позиции села по количеству хозяйств более или менее выровнялась. Здесь насчитывалось около 70 хозяйств и где-то 300 жителей. Часть из них (около 10 хозяйств) по переселенческим билетам перебралась в новый поселок Дружба в Каякентском районе. А уже начиная с последующего десятилетия из Бедюка наметился стихийный отток населения, вначале молодежь начала уезжать на учебу, а затем и взрослые со своими семьями. Причиной тому - застой в общественном строе, отсутствие у руководства страны выверенной политики по развитию горных территорий, отсутствие в селе необходимых условий для полноценной жизни и другие негативные моменты. Сейчас в Бедюке проживают около 20 хозяйств. Еще функционирует школа, проведен интернет. Но больше половины села лежат в развалинах, словно по нему прошелся Чингисхан. И нет уверенности в том, что село выживет и не станет очередным аулом-призраком на карте Дагестана.
Гаджи Алхасов
Свидетельство о публикации №222021400716