Cвятыни острова Райхенау на Боденском озере
На карте христианской Европы небольшой остров Райхенау (Reichenau) на Боденском озере на юге Германии был известен еще до 724 года, когда здесь появился странствующий епископ Пирмин (+ 753). Происхождение Пирмина, прославившегося в Эльзасе и Верхнем Рейне своей миссионерской деятельностью, оспаривается немецкими историками. Возможно, он был вестготом, бежавшим во Францию из-за преследований вестготов арабами в начале VIII века. Согласно житийного текста святого Пирмина («Pirminsvita»), созданного в IX-ом веке, он служил епископом в Мо (Meaux) под Парижем, прежде чем отправиться в Аллеманию (Швабия) под защитой главы Каролингского дома Карла Мартелла (Karl Martell), с которым он поддерживал хорошие отношения. Знатный аллеман по имени Синтлац (Sintlaz) привез Пирмина в 724 году в Рейхенау, который тогда назывался его именем -- «Синтлазау». Здесь, в островном районе Миттельцель, ему поручили основать монастырь в честь Божией Матери и апостолов Петра и Павла. По некоторым данным, к тому времени здесь якобы уже существовала монашеская община. Под руководством Пирмина «сорок его человек» очистили от зарослей остров, превратили его земли в пахотные и построили для Миттельцельского аббатства первую монастырскую церковь из дерева. По преданию, остров был в те времена необитаемым и заросшим. Местная легенда гласит, что когда святой Пирмин «вошел на остров, змеи, жабы и черви покинули остров, где они жили, и погрузились в озеро». Пирмину помогали местные жители. Помимо островных жителей, пожертвования поступали из деревень Маркельфинген, Алленсбах, Кальтбрунн, Вольматинген, Альмансдорф и Эрматинген. Сборы из всех этих мест поступали в казну строящегося монастыря. На северном берегу острова для монахов под руководством их аббата Пирмина построили деревянный монастырь с церковью. По данным историков, это «были не примитивные монастырские кельи», но здесь уже вырос «четырехкрылый комплекс вокруг обители, одну сторону которой занимала церковь».
Позже деревянный монастырь на острове Райхенау получил латинское название «Monasterium Augiensis». Аббат Пирмин, основавший и рефомировавший за свою жизнь несколько монастырей на территории Эльзаса и вдоль верхнего течения Рейна, возглавлял аббатство на Боденском озере только в течение трех лет. Согласно традиции, Пирмин оставался на Райхенау до 726 года, а затем, по некоторым данным, его «изгнал герцог Теобальд». Далее деятельность епископа Пирмина по оказанию помощи в восстановлении монастырей продолжалась в Эльзасе, куда его могли сослать, по мнению историков, «по политическим соображениям». Деревянную монастырскую церковь в Райхенау сменила базилика Каролингов в честь Богоматери Марии, освященная 16 августа 816 года при аббате Хайто (Haito, также Heito и Heitto; † 836).
Золотым веком монастыря острова Райхенау считают период между 800 и 1100 годами. В это время монастырь приобрел несколько ценных реликвий и мощей раннехристианских и более поздних святых неразделенной Церкви.
На фундаменте и руинах базилики возведена в романском стиле бенедиктинская монастырская церковь — ныне собор Святой Марии и Святого Марка и сегодняшняя католическая приходская церковь в районе Миттельцель на острове Райхенау. Собор был аббатской церковью известного в Европе монастыря Райхенау и ныне является крупнейшей из трех романских церквей на острове. С 2000-го года монастырский остров Райхенау включен в список Всемирного культурного наследства «UNESCO». Собор Святой Марии и Святого Марка и его «Сокровищница» магнитом стали притягивать к себе паломников, которые теперь могут добираться на остров на автомобилях по насыпной дороге, соединившей его с берегом Боденского озера.
«Сокровищница» собора размещена в бывшей ризнице, в готическом зале середины XV-го века. Онa содержит церковно-ювелирные и художественные сокровища «высокого ранга» из монашеской и церковной истории острова Райхенау. По мнению служителей церкви, среди экспонатов представлены самые выдающиеся сокровища со времен расцвета аббатства. Так, здесь представлен сохранившийся «Евангелистар» IX века с двумя вклеенными миниатюрами XI-го века. Некоторые бесценные книжные шедевры Райхенау попали в собрание редких книг Баварской Государственной библиотеки в Мюнхене. Среди величайших произведений искусства в «Сокровищнице» — деревянные и металлические ковчеги ( в западной традиции — реликварии) в форме базилики, храма, дома с покатой крышей и монстранции, украшенные драгоценными камнями . В них хранятся мощи раннехристианских и западных святых. Здесь представлены кресты, литургическая посуда, облачения, художественные культовые объекты и современные документы — свидетельства времен расцвета средневекового аббатства на острове. Примечательно и само здание и убранство собора с его статуями, могильными плитами, настенными и масляными росписями из готики и барокко.
«Сокровищница» собора демонстрирует однако лишь немногую сохранившуюся часть былого богатства христианских святынь аббатства Райхенау. Многочисленные драгоценные ковчеги с мощами, рукописные и иллюминированные книги, литургические сосуды и облачения бесследно утрачены в XVIII-ом веке и в последующее время. Некоторые раритеты подменили малозначимыми экспонатами, а другие сокровища нашли свое место в разных храмах и музейных коллекциях.
Расскажем о самых известных сокровищах этого собора.
1.Реликварий «Святой Крови», содержащий византийский позолоченный крест IX – X века, с частицами Святого Креста. Свою окончательную форму герба в барочном стиле реликварий приобрел в 1746 году в Констанце благодаря мастеру-ювелиру Францу-Андреасу Веху. Высота реликвария – 67 см, ширина 39 см, толщина – 18,8 см. Мастер использовал серебро, позолоту, драгоценные камни и гравировку. В центре реликвария, где преобладают красные, желтые и белые цвета, укреплена драгоценная подвеска с застекленным овалом, где находится крест (7 х 5 см) из Византии. Обрамленный драгоценными камнями овал со святыней укреплен на фигурном щите размером 26, 3 см (с позолоченной цепью -- 40, 8 см), изготовленном в 1738 году в Шпафхаузене мастером Гансом Георгом Шалхом. Этот небольшой крест появился на Боденском озере 7 ноября 923 или 925 года. Его преподнесли в дар монастырю «жившие в замке на Дунае» верующие «Сванахильд» и «Вальтер». На реверсе креста находится греческая надпись: «Господи, помоги Илариону, рабу Твоему и главе Твоего монастыря, Цирифону». По мнению ученых, название и тип письма относятся ко второй половине IX-го века. Cогласно преданию, реликвия Святой Крови содержала пропитанную кровью землю Голгофы, частицы Святого Креста и пропитанную кровью шелковую ткань, находщиеся ныне за византийским крестом. Эта реликвия была передана Карлу Великому в Иерусалиме, а затем попала в Райхенау. Первое доказательство зарождающегося почитания реликвии Святой Крови связано с императором Оттоном I Великим ( Otto I der Gro;e; † 973). Еще в 950 году он пожертвовал Райхенау десятину церкви Штайн-на-Рейне, что на левом берегу Рейна, чтобы монахи получали доход от изготовления восковых свеч. Уже до 946 года к востоку от церкви в районе монашеского кладбища для реликвии Святого Креста и Крови построили часовню-ротонду Святого Креста. Эта ротонда была архитектурной копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Во время Тридцатилетней войны реликвию Святой Крови священнослужитель Мавр Шпет отвез в цистерцианский монастырь Гюнтерсталь под Фрайбургом, чтобы хранить ее в безопасном месте. Ценная реликвия возвратилась в Райхенау только в 1737 году, но она была красиво оформлена драгоценными камнями в барочном стиле. С 1746 года эти реликвия хранились в соборном алтаре «Святой Крови». Праздник реликвии «Святой Крови» является одним из самых главных из трех островных праздников. Он проходит ежегодно в понедельник после отмечаемого в восркресенье праздника Святой Троицы.
2.Крест-реликварий с частицей Святого Креста. Изготовлен из серебра с позолотой и украшен драгоценными камнями ювелиром Иоганном Давидом Залером в начале XVIII века в Аугсбурге. Высота – 38 см, ширина – 19, 2 cм.
3.Ковчег с мощами святого евангелиста Марка. Изготовлен после 1303 года в Констанце (?) из дерева, позолоченного серебра , бронзы, меди и эмали. Высота – 55. 3 см, ширина – 132, 8 см., На продольных сторонах реликвария десять рельефов изображают сцены из земной жизни Иисуса Христа. На поверхности и на медальонах изображены четыре евангелиста. Cогласно легенде, мощи евангелиста Марка привезены в бенедиктинское аббатство в 830 году «святым Валентом» (hl. Valens). На самом деле под этим именем скрывался епископ Ратольд Веронский († между 840 – 858 гг.), который был тесно связан с монахами Райхенау. Епископ Ратольд дружил в Италии с неким венецианцем, который и продал ему фрагменты мощей святого Марка. По взаимной договоренности во время передачи мощей аббату Райхенау решили не предавать огласке настоящее имя дарителя при его жизни. Только в течение последующих десятилетий стало известно истинное имя святого: под псевдонимом «святого Валента» скрывался епископ из Вероны Ратольд. Позже епископ Нотинг Констанцский (Noting von Konstanz; † 934) подтвердил, что мощи в Райхенау действительно принадлежат святому Марку. Аббат Алавих I (Alavich I; †958) сочинил литературное произведение «О чудесах святого евангелиста Марка», где подробно описана передача останков святого на остров Райхенау.
В X-м веке при аббате Витигово (Abt Witigowo) началось публичное почитание святого евангелиста Марка на Райхенау. На поклонение к святым мощам стали прибывать немецкие правители средневековья. 25 апреля 1121 года император Генрих V отпраздновал на Райхенау праздник святого Марка со своей супругой Матильдой; королева Елизавета, жена короля Альбрехта I, пожертвовала cобору деньги серебром. Другие правители также интересовались мощами святого Марка во время посещения Райхенау. Известно, что Карл IV совершил визит на остров 20 сентября 1353, а молодой император Максимилиан I поклонялся святым мощам в 1492 году. Папа Иннокентий VIII в булле, датированной 1486 годом, заявил, «что тело святого Марка действительно покоится в Райхенау и ждет там последнего суда». Ежегодно 25 апреля на острове проходит большой праздник в честь евангелиста Марка, где участвуют многие паломники.
4. Мощи (зуб) святого евангелиста Марка. Коренной зуб (размеры: 1, 7 см; диаметр 2, 1 см) оформлен в золотую оправу (лунку) в виде цилиндра и имеет сверху изящные цветочной формы крепления. Зуб в оправе прикреплен к серебряной цепочке длиною 23, 8 см. На другом ее конце находятся металлическое кольцо и прямоугольный альмандин. На оправе выгравировано: «DENS S. MARCI *1723». Под звездочкой можно прочитать: «EVAGELISTAE». Металлическое оформление реликвария в форме подвески выполнено в 1723 году по заказу епископа Иоганна Франца Штауфенбергского (†1740). Зуб святого евангелиста Марка ранее принадлежал реликварию с мощами святых Феликса и Регулы и Генезия.
5.Реликварий в форме головы с мощами святого апостола Варфоломея. Изготовлен из серебра и меди с позолотой в начале XIV века, частично доработан и украшен короной с драгоценными камнями в XVIII веке и около 1900 года. Высота – 51 см, ширина – 39 см, толщина – 21 см. Мощи (фрагмент черепа) принесены на остров в конце Х-го века благодаря аббату Витигово (Witigowo; †997), они хранились в ризнице собора уже в 992-993 годах. На цоколе реливария имеется надпись: «CRANIUM/S BARTHOLOMEI/APPLI» («Череп св. апостола Варфоломея»). История происхождения мощей апостола Варфоломея и их появления на острове неизвестна.
6.Реликварий в форме руки с мощами святого Варфоломея. Изготовлен в конце XIV-го – начале XV-го века. Высота – 68, 5 cм, диаметром 29 см. При изготовлении реликвария мастер использовал серебро, медь, дерево и позолоту. В овале, прикрепленном к деревянному основанию, выгравированы крест и надпись «S. BARTHOLOMEI.APLI».
7.Реликарий с мощами святого Варфоломея. Изготовлен в начале XVIII-го века из меди, серебра, позолоты, драгоценных камней и жемчуга. Высота – 29, см, ширина – 13 см. В центре реликвария, имеющего форму монстранции, находится украшенный восемью драгоценными камнями, овал, где за стеклом установлена капсула с реликвией. Происхождение мощей апостола Варфоломея и история их появления на острове неизвестна.
8.Реликварий с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Изготовлен в 1765–1767 годах в Аугсбурге ювелирами Георгом Игнатиусом Бауером и Францем Антоном Гутвайном, использовавшими серебро, медь, драгоценные камни, жемчуг, дерево, стекло и позолоту. Высота – 47, 5 см, ширина – 27,8 см. В центре реликвария находится металлический овал, украшенный попеременно зелеными и красными камнями, а в нем содержатся частицы мощей. На цедуле обозначено: «S. Anna». История происхождения и время появления мощей неизвестны.
9.Реликварий с мощами священномученика Януария, епископа Неаполя и Беневенто († ок. 305 ). Изготовлен в XV-ом веке. Длина – 47 см, ширина –106 см. Изготовлен из дерева, меди, бронзы и покрыт позолотой и серебром. Мощи святого появились на острове в 838-м году. Cогласно текста поэмы средневекового латинского поэта и богослова Валарфрида Страбоса († 849) мощи священномученика Януария являются даром императора из династии Каролингов Лотаря I-го († 855). Известно, что в честь священномученика Януария аббат Витигово († 997) в самом начале своего правления в Райхенау построил часовню.
10.Реликварий в форме руки с мощами священномученика Мариана, диакона , пострадавшего в III-ем веке в Риме. Изготовлен в 1458 году в Юберлингене или Констанце мастером (Конрад ?) Якобом . Высота – 62 см, ширина – 16, 5 см. Ювелир-изготовитель использовал серебро, медь, дерево и позолоту. У основания реликвария имеется надпись: «S.MARIANI./ DIACONI./ ET.M» («Св. диакон и мученик Мариан». История появления на острове реликвария неизвестна.
11.Реликварий в форме руки с мощами святого Пелагия († около 418 года). Изготовлен в 1458 году в Юберлингене или в Констанце мастером по имени (Конрад ?) Якоб. Высота – 64, 5 см. Ювелир-изготовитель использовал серебро, медь, дерево и позолоту. На реликварии имеется надпись «S.PЕLAGII./M.» («Св. мученик Пелагий»). Святой Пелагий является покровителем Констанца и покровителем бывшей епархии Констанца. Cуществует мнение, что Пелагий, вероятно, вымышленный катакомбный святой, которого почитали как мученика с V-го или VI-го века в Истрии и с IX-го века в районе Боденского озера. В 1458 году аббат Иоганн Пфусер († 1492) из Нордштетена пожертвовал 73 рейнских гульденов на изготовление реликвариев для мощей священномученика Мариана и святого Пелагия. Известно, что епископ Саломо III. (†919) Констанцский во время своей паломнической поездки в Рим взял с собою мощи мучеников Марина и Пелагия и подарил по одной частице аббату Хатто († 913).
12.Реликварий с мощами святых римских мучеников Иоанна и Павла († 362?). Изготовлен из дубового дерева в Констанце (?) около 1300 года. Высота – 57, 8 см, ширина 68, 6 см. Покрыт листовой медью и серебром. На его поверхности имеется несколько рельефов и гравюр, воскрешающих сцены из Евангелия. На боковых сторонах реликвария изображены крест и мученики Иоанн и Павел. Существуют различные жития этих святых. Согласно одной из легенд, братья Иоанн и Павел были евнухами святой Константины, дочери Константина Великого. Точные сведения о времени и истории появления мощей святых мучеников Иоанна и Павла на острове отсутствуют. Первые указания об их почитании этих в соборе Райхенау имеются в мартирологе, датированном около 1000-го года.
13.Реликварий с мощами святых мучеников Феликса, Регулы ( †286) и Генезия. В реликварии находится также и частица мощей святого Пирмина. Реликварий изготовлен из серебра и позолоченной меди около 1470 года. Высота - 57, 5 см, ширина 68 см. Реликварий в форме дома с шатровой крышей поддерживается четырьмя бронзовыми фигурами ангелов-подсвечников в длинных струящихся одеждах. Святые Феликс и Регула входят в число мучеников, пострадавших вместе с воинами-христианами Фиванского легиона. Эти святые считаются небесными покровителями Цюриха. Их мощи около 800 года находились в местечке Шиенене (Schienen) на полуострове Хьори (H;ri) Боденского озера. История перенесения этих мощей в Райхенау неизвестна. Мощи святого Генезиса (неизвестно, какого из святых, носивших это имя) поступили около 830 года благодаря епископу Ратольду Веронскому († между 840 – 858 гг.).
14.Реликварий с мощами святой мученицы Фортунаты, девы († ок. 304 ?), пострадавшей в Кесарии. Изготовлен около 1300 года, дополнительные работы произведены в конце XV века. Высота реликвария – 77 см, ширина – 77 см. Мастера-ювелиры использовали медь, серебро, позолоту, эмаль и стекло. На реликварии изображены фигуры апостолов и святой Фортунаты. Почитание этой святой мученицы, пострадавшей около 303 года предположительно вместе со своими братьями, святыми Карфонием (Carphonius), Эваристом (Evaristus) и Прискианом (Priscian) распространено в Италии. Время появления мощей святой Фортунаты на острове Райхенау, точно неизвестно. В рукописях X-го века немецкие исследователи обнаружили информацию о том, что реликвия в 874 году передана монахам одним сбежавшим в южную Италию швабским вассалом франкского короля Людвига ( † 875).
15.Реликварий в форме руки с мощами католического священномученикa Эммерама, епископа Регенсбургского († 690). Серебряный реликварий изготовлен в 1600 году в Констанце (?)ювелиром Якобом Целлером. Высота – 61 см, диаметр – 19, 7 см. Реликвию можно обозревать через проем арочного окошка. На вершине реликвария рука с указательным пальцем образует благословляющий жест. Первоначально в реликварии хранился костный скелет руки святого. Когда и кем он был доставлен в Райхенау, неизвестно. В 1726 году этот реликварий в монастыре ограбили, но монахам возвратили только локтевую и лучевую кости, но без кисти. Запястье, пясть (5 костей), пять пальцев с фалангами, в том числе и указательный отсутствовали.
16.«Кувшин со свадьбы в Кане Галилейской». Кувшин, изготовленный из мрамора, опоясанный в диаметре позолоченным креплением и имеющий основание из позолоченной меди, датируется V-ым (?) и XV-ым веками. Высота кувшина – 44 см, диаметр – 45 см. На его ребристой поверхности сохранилась позолота. Считается одним из древнейших кувшинов, которому поклонялись верующие в Европе. Аббат Хальто (Halto; † 913), cлуживший с 891-го года архиепископом в Майнце, доставил около 900 года кувшин в Райхенау. Имеются сведения, что кувшин был похищен в Иерусалиме неким греческим монахом по имени Симеон. Некоторые эксперты считают эту реликвию сомнительной.
17.Бронзовый сосуд в романском стиле для святой воды (копия). Датируется началом XII-го века. Высота – 18, 8 см, диаметром – 13 см. На его поверхности сосуда имеются рельефные изображения Иисуса Христа с посохом и в окружении апостолов. Сосуд является копией оригинального сосуда, который с 1856 года находился во владении «Дома Гогенцоллернов» («Hauses Hohenzollern“).
18.Позднеантичный киворий из слоновой кости (Ziborium), датируемый V- VI вв. и концом XIII -го – началом XIV в. Он представляет собою дарохранительницу с замочком и ключом на подставке. Высота кивория – 36, 5 см, диаметр – 15 см. Рельефы из слоновой кости V- VI вв. изображают сцену исцеления слепого , переносной алтарь и апостолов. Иисус Христос изображен с посохом, навершием которого является крест.
19.Реликварий с мощами католического святого Иоанна Непомуцкого (ок.1350 — 1393), чешского священника и мученика. Изготовлен в 1763-1765 годах в Аугсбурге ювелирами Георгом Игнатиусом Бауером и Францем Антоном Гутвайном, использовавшими в работе серебро, медь, драгоценные камни, дерево, стекло, позолоту и эмаль. Высота – 47 см, ширина – 31 см. Настольный реликварий, внешне напоминающий алтарь, выполнен в барочной форме и с лучезарным венком.
20.Реликварий с мощами католического святого Фиделия Сигмарингенского. Реликварий из позолоченного серебра изготовлен между 1729 и 1746 годами. Высота – 27, 5 см, ширина – 14 см. Внешне реликарий похож на монстранцию и реликварий с мощами св. Варфоломея. Мощи св.Фиделия находятся в капсуле, укрепленной в центре застекленного овала. Святой Фиделий (hl. Fidelis; 1577/1578 — 1622) родился и вырос в Германии, имел университетское образование и научную степень доктора философии и права, работал адвокатом. Вступил в монашеский орден капуцинов и рукоположен в священника. Св. Фиделий миссионерствовал в Швейцарии и стал первым мучеником монашеского ордена капуцинов. Погиб во время проповеди от рук кальвинистов.
21.Ларец-реликварий в романском стиле (без мощей). Изготовлен в XII-м веке из дубового дерева, покрытого позолоченным серебром. Высота – 7, 5 см, ширина – 14 см. Ларец первоначально принадлежал церкви Св. Георга в Райхенау-Оберцель. На покатой поверхности, в восьми арочных окнах находятся нагрудные изображения святых с нимбами. Сохранились сведения, что в реликварии находились мощи следующих святых: короля Сигизмунда Бургундского, его сына Гундобальда, Верены, Ксистуса, Карфония, Бенедикта, Хризантия и Дарьи, Агаты, Винцентия, Удальрика, Секундина, Кассиана, Фортунат, Христофора и Манна.
22.«Изумруд» («Smaragd») Карла Великого († 814) – короля франков, лангобардов и основателя империи Каролингов. Датируется приблизительно 780 годом. Рамка, где он находится, изготовлена в XVII-м веке. То, что «изумруд» Карла Великого на самом деле не был драгоценным камнем, а обыкновенным стеклом зеленого цвета, вероятно, был известен с самого начала. Тем не менее, в XVIII-м веке за так называемый «изумруд» купцы предлагали 50 гульденов за каждый фунт. «Смарагд» из-за своих размеров в верующем народе считался «милосердным» и «достойным сохранения» во времена секуляризации.
23.Средневековый деревянный посох аббата. Изготовлен в Констанце (?) в 1351 году и доработан в XIX веке. Длина посоха 177 см, а его навершие имеет высоту 43 см. Некоторые детали посоха изготовлены из позолоченной меди и из серебра. Первоначально посох принадлежал аббату Еберхарду фон Брандс (†1379).
В "Сокровищнице" имеются и другие менее значимые святыни.
Примечание.
При подготовке статьи автор частично использовал материалы следующих книг:
Moser E. Bodensee. Drei L;nder – Kultur und Landschaft zwischen Stein am Rhein, Konstanz und Bregenz. DuMont, K;ln, S. 53–56;
Fehrenbach T., Wei;er A. Die Reichenau und ihre drei Kirchen./14. Aufl.,-- Ehingen, 2005;
T. C. Mueller, W. Hiller-K;nig. Die Schatzkammer im Reichenauer M;nster. Mit Beitr;gen von Gudrun B;hl, Agnes Krippendorf, Diane Lanz u. Birgit Schneider. K;nigstein i. Ts. (Die Blauen B;cher) 2003.
Свидетельство о публикации №222021400895