Страшный символ

Как я уже писала, только современные люди могут считать символизм – некой детской стадией развития психики. Когда вместо действия человек верит в магическую силу символического действия. Но это непонимание, что такое символ. Символ никогда не заменяет действия, он усиливает действие, пробивает ему дорогу, освобождает от препятствий и помех. Делает эффективным. Это в корне другое отношение к жизни. Очень мудрое, честное, признающее, что не человек является венцом эволюции.
Я хочу написать о стихотворении-уникальном по эмоциональному воздействию. И показать, почему наши чувства настолько затрагиваются, когда мы читаем его, с точки зрения символизма.
Прекрасный русский советский поэт Б.А. Слуцкий написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 году, вспомнив историю, услышанную им от друга Георгия Рублева, который, в свою очередь, прочитал в журнале статью об американской компании, функционирующей под эгидой ООН в 40-е годы, занимающейся отправкой гуманитарных грузов странам послевоенной Европы, помогающей восстанавливать промышленность и сельское хозяйство. На одном из кораблей груз включал в себя несколько сотен лошадей. В августе, а именно 8 августа 1945 года, морское судно, вышедшее в июне из Нью-Йорка в Триест, предположительно натолкнулось на сорванную со дна дрейфующую мину в Адриатическом море. В течении нескольких минут судно затонуло, команда успела погрузиться в шлюпки. Лошади поплыли за шлюпками. Люди спаслись, лошади почти все затонули, спаслось, согласно заметке, шесть лошадей из трехсот шестидесяти.
Борис Слуцкий описал эту историю в стихотворении изменив класс судна с непривычного для русских слова «Либерти» на «Глорию». Со «Свободы» на «Слава».
Слуцкий не раз заявлял, что был очень удивлен, что именно данное стихотворение стало визитной карточкой из всего его поэтического творчества. Стихотворение широко известно.
Важность и популярность этого стихотворения подчеркивает факт, что имеется несколько версий-продолжений разных авторов. Люди не могли оставаться равнодушными, не хотели мириться с казалось бы бессмысленной гибелью прекрасных животных.
Одно из известных версий продолжений неизвестного автора начинается со строк, отрицающих произошедшее:

«Я не верю в гибель лошадиную.
Пусть не все, но выжили они.
С дна морского к верху шли акулы,
Но хватали слабых лишь одних.»

Вторая популярная версия- стихотворение-песня была написана и исполнялась А. Соколовым, который тоже не можем вместить в себя мысль о гибели коней.

«А все же лошади те выжили...
Когда тонули корабли,
До берега добрались рыжие,
Отряхнули воду – и пошли!»

Сам Борис Слуцкий сделал постскриптум в стихах:
«Про меня вспоминают и сразу же — про лошадей,
Рыжих, тонущих в океане.
Ничего не осталось — ни строк, ни идей,
Только лошади, тонущие в океане.
Я их выдумал летом, в большую жару:
Масть, судьбу и безвинное горе.
Но они переплыли и выдумку, и игру
И приплыли в синее море.
Мне поэтому кажется иногда:
Я плыву рядом с ними, волну рассекаю,
Я плыву с лошадьми, вместе с нами беда,
Лошадиная и людская.
И покуда плывут - вместе с ними и я на плаву:
Для забвения нету причины,
Но мгновения лишнего не проживу,
Когда канут они в пучину.»

О чем говорит стихотворение с точки зрения символизма? Почему не оставляет равнодушным почти никого? Стихотворений о трагедиях войн, гибели людей и животных много. Что такого считывает наше бессознательное и посылает нам сигнал, что мы соприкоснулись с чем-то чрезвычайным?
Во всех ведических традициях, от Индии до России есть легенды о жертве, самой большой жертве богам и полубогам- это жертва лошади. Стихи о жертвенном коне есть в Ригведе, которая считается великим началом всей индийской литературы и культуры.  Согласно Ведам, жертва коня посвящалась всем главным богам того общества. «Коня трижды обводят по пути богов»- это означает, что ритуал соблюдался по закону риты- закону круговращения вселенной, обеспечивающим правильность функционирования природы и человека. Это закон смены циклов. Время изменений, смены эпох. Также в ведическом обществе ежегодно жертвоприношение коня совершалось для того, чтобы конь-жизненная сила подготовила метаболическую активность для всего года.
В России известен обряд «потопление коня», он направлен на исправление жизненных ситуаций в материальной и духовной сферах человека, обряд совершают и в наше время- коня вяжут из соломы, но раньше практиковали живое жертвоприношение, например, одного коня на деревню. Но почему коня топят? В Индии, например нет. Как я не раз отмечала, Россия, Европа и Запад в целом находятся в одной зоне интерпретации символов. Самая древняя цивилизация, известная сегодня, культурным наследником которой можно считать Запад, это остров- миф Атлантида, которую по легендам создал брат Зевса Посейдон- правитель водной стихии. Лошадь- один из символов и ипостасей Посейдона, считается, что он и породил коней. Одно из имен Посейдона Гиппий- конный. Конь и океан одной природы. "Отдавайте кесарю кесарева, а Божие Богу".
Так что же считывает наше бессознательное, когда узнает о гибели- потоплении несколько сотен лошадей?  О невероятном по масштабу жертвоприношении. О смене эпох. О до и после. Именно поэтому люди не могут примириться с мыслью, что такое возможно, это невероятная жертва, таких не бывает. Или не должно быть.
Символический акт жертвоприношения может несколько предшествовать или совершаться сразу после того события, которому посвящён. Этот акт показывает: то, что совершает человек он делает для высших целей, причем не присваивает себе авторство. Человек понимает, что результат зависит не от него. Он обращается к высшим силам.
Кони затонули 8 августа 1945 года на американском корабле. 6 и 9 августа 1945 года произошли атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки вооруженными силами США как заключительный этап Второй мировой войны против Японии. Это были исключительные случаи применения боевого ядерного оружия в истории человечества.
Эпоха разделилась на до и после.Произошло то, что бессознательное трактует как- невозможное, то, с чем нельзя соглашаться. Поэтому люди плачут, когда читают эти стихи и пытаются отменить их содержание, придумывая иной конец: кони выплыли, жертвоприношения не было, ядерного удара не было.
Какие эпохи должен был сменить этот акт, что произошло с точки зрения психологии и символизма в это время. Какую свободу принес нам корабль класса "Либерти". Почему и какие катаклизмы понадобились, чтобы эти изменения могли произойти. И что зависит от каждого из нас, чтобы грядущие изменения могли проходить без революций и войн, потопов и эпидемий. Об этом я поговорю в одной следующих статей.


Рецензии