в гостях

                В ГОСТЯХ

            В сегодняшней дате совпало всё: порядковые  номера дня, месяца и года – 11.11.11г. День отъезда  в Новосибирск. Всё совпало. Анета готова, вернее очень ждёт меня, ей нужна моя поддержка. Два дня тому назад она выписалась из больницы, где находилась  почти три недели. После продолжительной  болезни 29 октября умер её муж Паша. В последние месяцы он не вставал, и Анете приходилось ухаживать за ним одной. А, если учесть, что она сама, незадолго до этого, перенесла тяжёлую операцию глаза, плюс целый букет болезней, которые ещё больше обострились, можно понять, как тяжело ей было. Первые шоковые дни,  когда ещё не до конца осознаётся потеря, она как-то перенесла. Но, после подготовки, моральной и физической, к отмечанию девятого дня, она легла в больницу, дабы избежать депрессии и обострения всех болячек. Ехала я, поэтому с тяжёлым чувством,  конечно ни о каких сувенирах не думала. Понимала, нужна моральная и материальная поддержка. В своё время, когда умер Петя, приезд Анеты с сыном и внуком так много мне дал, и я надеялась так же поддержать сестру.
     Летела я из Донецка, в Киеве пересадка и далее в Новосибирск. До Донецка довёз меня  Женя. В аэропорту почти никого не было. Женя уехал. До начала регистрации  три часа. Вскоре ко мне подошла женщина, познакомились – Наташа, и она тоже летит в Новосибирск. Полёт прошёл хорошо и незаметно. 
     Земля в иллюминаторе  сказочно красива. Рассвет озарял, окантовывал её по всему видимому контуру яркой красно-оранжевой полосой. А чуть позже появился огненно-красный  диск солнца. Чудо как красиво! Рассвет наступал и проявлял не только контур, но и поверхность земли. И вот уже «под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги». Ещё немного и показались огни аэропорта Новосибирска.
     Встречал  меня племянник  Андрей с женой Сашей. Сразу поехали к Анете. Она живёт в Академгородке. Прежде чем к ней попасть, мы проехали  через весь большой и красивый  город. По пути следования Саша и Андрюша рассказывали мне о нём. Я видела мосты через широкую  сибирскую  красавицу Обь.
     Вот и дом на Лесосечной, седьмой этаж, двести пятая квартира и, такая долгожданная, после десятилетней разлуки, встреча. Анета похудевшая, седая, но всё такая же родная - моя сестра. Я так рада, так рада нашей встречи.  Сразу же, при всем моём не внимании к обстановке, чувствовалось какое-то ощущение чистоты и уюта. Не верилось, что многие месяцы здесь находился лежачий больной. Анета умница!  При  всём её нездоровье, она наварила, нажарила, напекла много разных вкусностей. После обеда Андрей и Саша уехали, пригласив нас к себе на воскресенье.
   Мы остались вдвоём и говорили, говорили,  не сдерживая эмоций, не просеивая мысли,  обо всём невысказанном наболевшем. 
    Анета с тревогой ожидала поездку к сыну – она не была у них много лет. Заехал за нами Андрей.
На пороге встретил нас  красивый лабрадор  шоколадного цвета, очень доброжелательное создание, всеобщий любимец и гордость семьи.  Паша младший нас не дождался, так как мы должны были приехать к 15 часам, но из-за задержки в пути, приехали позже,  а у него в 16 часов  была встреча по поводу ремонта машины.   Дочь Наташа живёт в Москве, работает в аудиторской компании и связана с частыми командировками, как по стране, так и за границу. Кроме того она много путешествует и сама по себе, о  чем свидетельствуют, находящиеся в её комнате, маленькие копии государственных флагов стран, в которых она побывала.  Вообще Наташа многогранная, целеустремлённая личность. Это я поняла ещё, когда была в Москве, и мы бегали с ней по театрам. Она в совершенстве владеет английским, французским, общается на испанском.  В последнюю поездку в Италию она пригласила и маму, которая совершенно не знала иностранный язык и чувствовала себя там, представляю как.
     День пролетел быстро и, как мне показалось, очень приятно для всех. Саша вместо хлеба испекла фукаччу с сыром и угостила нас настоящим украинским борщом.  Она хорошо вяжет, и предложила связать мне белый шарф из «травки». Домой отвёз нас Андрей.  Мы посмотрели очередную порцию фильма «Фурцева». В фильме снимались Бернгольц, Аверин, мы с удовольствием наблюдаем их игру. Кстати Аверин приезжает в Новосибирск, встреча  с ним будет проходить в доме учёных. Если  не уеду, то пойду. Вообще хочу посмотреть город, посетить театры, музеи. Анета  давно нигде не была и хочет составить мне компанию. Назначила меня заведующим культурно массовым сектором, так что узнаю, что и где. Уже взяли билеты на  концерт Ларисы Долиной. Он состоится в доме учёных - это рядом. Заказали с доставкой на дом билеты на «Лебединое озеро»,  и хотим в оперетту.  Правда, здоровье у Анеты оставляет желать лучшего. Прочитала её эпикриз – чего там только нет! Да, она молодчина, старается не падать духом. Хочет записаться ещё и на вокал, а на субботу пригласила своих подруг на девичник. Пятница поэтому прошла под знаком встречи гостей. На утро всё было сжарено, спечено и расставлено.  Первой пришла Валентина , следом за ней Ольга. Они бывшие сотрудницы Анеты по Якутску. Оля вдова. Занимается общественной деятельностью, ведёт кружок рукоделия. Рассказывала о куклах, которые она делает, и подарила маленькие куклы-обереги.    Последней пришла Тоня – сестра Саши. С её приходом в квартире стало как-то светлее, такая она солнечная, доброжелательная с лучистыми глазами и лучезарной улыбкой.  Девичник прошёл хорошо.
    
У Анеты  хорошая библиотека: поэзия, художественная литература, художественные альбомы, коллекция мини книжек. Отобрала себе кучу всего  интересного, но  времени на «всё» не хватает. Кстати, чтобы не забыть, надо заехать на «широко формат» - тиражирующая фирма. Хочу распечатать на полотне картины, обрамить их   и подарить Анете.
      Два раза в неделю по вторникам и четвергам у Андрея приём в Академгородке, и в эти дни он обязательно заезжает к Анете.  Сегодня вторник и мы ждём его. Андрей стоматолог  - ортопед.  Прежде я консультировалась с ним по поводу имплантат и уже сделала, по его совету, обще полостной снимок.  Приехал, пообедал, посмотрел мой снимок  и повёз меня на приём в свой кабинет. Он так хорошо выглядит в образе доктора – такой серьёзный и все относятся к нему с каким-то почтением. Через пол часа приём был окончен.  Коллега Андрея, Сергей Александрович, собирался ехать в мою сторону, и предложил подвезти меня. Отлично. Сели, поехали. По дороге рассказывал о городе, о себе. У него двое детей и внучка трёх лет. Жена Ирина собирается ехать в командировку,  в Москву. А ещё рассказал он о новосибирском ботаническом саде и предложил проехаться туда. Я конечно же обрадовалась такой возможности. Минут двадцать прогулялись по заснеженному саду. Кедры, сосны, берёзы, пихты, липы, китайский лимонник, туи. Всё это в  белом великолепии, – какая красота!  Экскурсовод мой сорвал мне кедровую ветку на память Оказалось, что кедр не имеет запаха и обладает мягкими иголками. Потом проехали мы мимо замёрзшего водохранилища – огромное белое пространство усеянное черными точками любителей подлёдного лова. «Вы  не обиделись, что я завёз Вас вдаль?» - спросил меня Сергей Александрович. Что  за вопрос? Да я в восторге от того, что увидела. День удался!   
     Четырнадцатого ноября день памяти Пети, приготовили в честь него обед. Посидели с Анетой вспомнили о его жизнерадостности, доброжелательности, щедрости его и весёлом его нраве.
       В воскресенье Андрей улетел на неделю в Калугу  читать лекции. А в понедельник к нам неожиданно приехал Паша – у него появилось окошко в приёме, и он решил повидаться с нами.
     Какой славный мальчик, такой спокойный, красивый, приветливый. Покушал , прилёг на диван и тут же заснул. Он постоянно не досыпает. Днём стоматологическая лечебная практика.  Работает он начиная с третьего курса института под началом Андрюшиного друга, опытного стоматолога-терапевта с уже известным именем. Он ездил в Израиль – считается, что там самая прогрессивная стоматология – по обмену опытом. Кабинет  его оснащён  оборудованием на уровне мировых стандартов. Сейчас Пашу пригласили в другую клинику, думает – для него важен уровень медицинских услуг. 
      В свободное время он вместе с двумя парнями занимается ремонтом машин.  Профилируются они по «Субару» - у всех троих такие машины. Сейчас они арендуют блок, доводят его до ума.  Кроме того планируют участвовать в ледовых гонках, для чего готовят машины. Для них это участие не только удовольствие, но и реклама своего малого бизнеса. Обо всём этом  узнала я от Паши по дороге в «широко формат», куда он любезно предложил меня подвезти. Погода хорошая, так и хочется сказать словами поэта:  - мороз  и солнце день чудесный.  Паша решил отвезти меня и домой, а по дороге – спасибо тебе, Паша – завёз на Обское водохранилище.  Вот там я почувствовала Сибирь: белое огромное пространство водохранилища, ветер метёт с него позёмку, гонит её по отвесу к плотине и поднимает вертикальной белой снежной стеной – зрелище потрясающее. Что интересно – это по одну сторону плотины, а по другую – широкая незамерзающая сибирская красавица Обь. Я так благодарна этому славному парню. Договорились и, думаю, что так и будет, увидимся ещё.
      Сегодня, 22 ноября, мы  идём в дом учёных на концерт Ларисы Долиной. Начало в девятнадцать часов, так что я успею съездить к дому быта, распечатать для Анеты книгу Виты Мельник об  Алине и фотографии девичника. Поехала, распечатала. Анета не ожидала увидеть фотографии своих подруг, и рада была неожиданному сюрпризу.
     Выехали на концерт мы пораньше, за полтора часа – хотели посмотреть ещё выставочный зал с работами  художников – он  тоже находится в доме учёных. Оказалось что путь не столь близок. Приехали мы за двадцать пять минут до начала, а выставочный зал, который я непременно хотела посетить, находится, вернее, имел  отдельный вход через улицу.  Поэтому осмотрела его я очень бегло. Привлекли пейзажи в пастельных тонах, но особенно впечатлили портреты, фамилию местной художницы, к сожалению не запомнила.
     Теперь о концерте. Сначала были песни прошлых лет. Музыка слишком громкая. Казалось, что это просто работает телевизор и всё время хотелось убавить громкость  или отодвинуть музыкантов. Но потом Долина стала сама собой с прекрасным исполнением сильным голосом.  Музыканты – лидер-гитара, бас-гитара, ударник, клавишный и флейта – группа «Кредо» были отменны. А шоу-балет «Фортуна» завершал это чудесное действо. 
      По возвращении домой долго обсуждали концерт. Анета ночью почти не спала, задремала только под утро и только днём смогла подняться. Я сварила борщ, но она предпочла начать с овсянки, что, конечно, правильно. На улице метёт, за окном завывает ветер.  Сегодня уже никуда не пойду, наконец-то  пообщаюсь со всем тем, что отобрала в библиотеке.
       Сергей Николаевич в Донецке заказал и выкупил мне обратный билет, и сбросил его на Сашин электронный адрес для распечатки, но мы его не получили. Оказалось,  Саша случайно перепутала одну буквы в адресе  и произошла путаница. А тут ещё позвонили мне из библиотеки  имени Пушкина города Краматорска о том, что второго декабря презентация книги,  билет тоже на второе.  Позвонила в Трансагенство, договорилась о замене билета на 30 ноября. Замену произвели прямо по телефону, но нужно  было доплатить разницу в цене. Всё это я сделаю в пятницу, когда поедим в оперетту, это по пути.  А пока я еду в художественный музей (бывшая  картинная галерея). Доехала до речного вокзала, а там рукой подать до музея. Погода морозная, но безветренная и кажется гораздо теплее, чем на Лесосечной рядом с тайгой.
      Музей трёхэтажный. На первых двух работы художников прошлых лет – классическая живопись. Айвазовский, Левитан, Поленов, Иванов, Брюллов,   Тропинин, Шишкин, Суриков, Нестеров, Куинджи,  Васильев.  Несколько работ Серебряковой и многих других.  Несколько залов занимают работы Николая, Константина, Святослава Рерихов.  Когда смотришь оригиналы великих художников, испытываешь прикосновение к чему то сокровенному. Третий этаж не произвёл впечатление. Советское заказное и модернизм – это не моё. На следующий день я планировала пойти в краеведческий.  Оказалось, что музеи расположены не далеко друг от друга. Я прошла две остановки пешком по центру Новосибирска. Город действительно красивый.  Вот часовня, указывающая на центр Сибири, чуть дальше -  академический оперы и балета. Туда мы тоже собираемся пойти, если Анетино здоровье не подведет.
      Вот и краеведческий.  В первом зале скелет мамонта. Истрия его такова:  шестого августа тысяча девятьсот сорокового года  два школьника играли в хоккей, им не хватило биты. Стали искать  подходящее, наткнулись на что-то остроконечное.  Откопали.   Показали учителю. Тот краеведам-геологам. Оказалось, что это бивень мамонта.  Скелет сохранился полностью – молодая самка. Девушка-экскурсовод рассказала о завоевании Сибири Ермаком, о быте и заселении Сибири русскими, украинцами, белорусами. В фойе купила я  оберег скифов и вышла на улицу. В метро доехала до своей остановки, но тут зазвонил телефон. Сообщили, что мой заказ, распечатанные на холсте картины, готов.  Это не далеко и я решила сразу же забрать всё, чтобы не откладывать на завра. Завтра и так много дел: и оперетта, и транс авиа.  Но освободилась я как раз в час «пик». Уехать почти не возможно.  Автобус ушёл перед моим носом.  Переполненные маршрутки не останавливались.  Звонила по нескольким номерам, пытаясь вызвать такси, ответ один: - машин в этом районе нет. Позвонила сестре, чтобы не волновалась.  Мороз с ветром усиливался. Еле дождалась автобуса. Минут через сорок я дома.  В пути  очень продрогла и , чтобы не заболеть , выпила сто грамм вина с малиной.
     Андрей в воскресенье утром возвратился из Калуги, а к трём часам дня мы  ждём их у себя.  У нас всё готово. Андрей приехал уставший, измучанный – перелёт пять часов плюс разница во времени тоже пять.  И снова предстоит командировка. На этот раз не долгая – на один день и где-то рядом. Саша решила ехать вместе с ним.  Анета расстроилась из-за  его состояния. Поговорила с Сашей. Они обе хотели, чтобы он не занимался лекциями, так как это связано с командировками. Во-первых, читает он перед аудиторией состоявшихся врачей, а это не то, что студенты. А во-вторых, отвлекает его от практики, он вынужден переносить приёмы пациентов. Да и здоровье не блещет. Так что обе, и жена, и мать, решили объединёнными усилиями убедить Андрея отказаться от лекций, дабы уменьшить нагрузку. Решение принято и сразу общение стало легким и тёплым. После ужина они подвезли нас к академическому театру оперы и балета, где мы будем слушать «Травиату».
      Театр замечательный и с наружи, и внутри. Спектакль отличный. Состав великолепный, почти все заслуженные, народные или лауреаты различных конкурсов. Исполнение  на итальянском. На русском титры над сценой. Полностью наслаждаешься голосами,  а не вслушиваешься, что бы уловить смысл арий.  Со спектакля вышли мы в приподнятом праздничном настроении, и Анета решила посещать хотя бы  в Академгородке всё, что ей близко по духу.
        Вот и завершается моё пребывание в Новосибирске, полное впечатлениями от увиденного. Радостно  от того, что наше насыщенное, разноплановое, полное тепла и  любви общение оживило Анету.   
         Завтра  улетаю. Такси заказали на четыре тридцать. Хорошо что пораньше.  Приехали, а там два разных здания аэропорта, и нас дважды посылали из одного в другой. Рейс прошёл нормально.  Сижу в Домодедово. Сейчас позвоню Лене, сообщу,  что я уже в Москве и скоро буду дома. Сергей Николаевич прислал сообщение, что встретит меня в Донецке – ему как раз нужно ехать в Краматорск.

    


Рецензии