О нарциссе

О НАРЦИССЕ

Mariya Zhygan - письмо в психосайт
Я сейчас хожу на группу «Психодинамическая перспектива на терапевтические отношения» к Александр Левчук и Элина Рыженкова. На ней мы рассматриваем процесс терапевтических отношений через призму реляционного психоанализа. Мне часто многое хочется написать из размышлений, но не доходили руки. А вот сегодня дошли.
Последние несколько встреч мы рассматриваем тему нарциссизма. Обсуждали материалы разных аналитиков. Сегодня было обсуждении книги Дэниела Шоу «Травматический нарциссизм», где в очередной раз описывалось, что в основе нарциссической травмы лежит отношение к ребенку как к объекту, и не учитывается его субъектность. В целом и общем это очень понятный дискурс. Объектность vs субъектность. В ребенке не видят настоящего ребенка, в нем видят функцию, объект, который что-то делает, каким-то бывает, но не его настоящую суть. Это формирует пустоту внутри, искаженное видение, чувствование, знание себя. И задача терапии в том числе помочь восстановить/найти эту внутреннюю субъектность.
*****
               
Уважаемая Мария! Очень согласен, увы, с последней частью Вашей заметки о тотальной глухоте к индивидуальным идеям - этот патологический конформизм одно из проявлений умирания культуры. Я уже 40 лет бьюсь о бетонную стену глухоты.
    Но вот о сущности нарциссизма думаю иначе чем Вы.
Был у меня друг нарцисс сугубый, что кончилось трагически. Семья простая-нормальная. В нормальных семьях детей любят (субъект) но и возлагают какие-то функции - это всегда так, и думать, что мой нарцисс стал нарциссом из за нехватки субъективности нет никаких оснований, ибо рядом был брат без малейших признаков нарциссизма. Так где же корни трагедии?
     Я познакомился с Толиком, когда мы учились в 9 классе, я обратил внимание на статного красавца, в классе он был смел как все красавцы, на переменах, в спорах говорил громко, остроумно, убедительно… Я понял, что с таким парнем стоит познакомиться ближе, мы подружились.
     Толик очень ценил свою красоту и зорко наблюдал, кто из девочек на него “кнокает” как он выражался  (бросает восхищенные взгляды). Я ему завидовал, на меня если и кнокали, то очень редко и всегда не те, на которых я кнокал. Эта асимметрия симпатий - особая и грандиозная проблема.
     Довольно быстро я понял, что с Толиком общаться невозможно, он думал только о себе. Помнится был я в жуткой депрессии, а жил я около  местного “бродвея”, каждый вечер Толик с другом заходили ко мне и потом шли на бродвей стрелять девочек.
Я оставался дома. Потом Толя возвращался и хвастал своими победами, о моей депрессии ему было невдомек, он ее не замечал. Меня это глубоко поразило, и я положил где-то в душе молчаливую грань между нами.
     Мы продолжали дружить еще много лет, но грань не стиралась, наоборот ширилась. Потом Толя уехал в Израиль, но не раньше чем свершилась первая трагедия. Нарциссизм его постепенно перешел в парадоксальную фазу: он так боялся потерять свою главную ценность -  мужскую привлекательность, что его самолюбование перешло в подозрительность, страх что кто-то эту ценность похитит.  Подозрение пало прежде всего на женщин, с которыми он встречался. Ему стало казаться, что все они ему изменяют, и таким образом поражают главную мужскую его ценность. Это уже была паранойя, и она прогрессировала.
     Он уже женат, любит жену Инну и она его, но однажды школьный друг, приобретший к тому времени мотоцикл, приехал похвастаться и предложил Инке ее прокатить, что может быть естественней? Она весело села сзади и покатили. Катались они 20 минут, и трагедия свершилась. Толя вообразил, что где -то там они спешились и успели совокупиться.
И грань тяжеленная, ультимативная пролегла меж супругами.
     Для сравнения признаюсь, что однажды я со своей подругой ездили мы часами по городу в машине, ища укромное место - не нашли, а эти за 20 минут успели прямо на мотоцикле … но если бы логика когда-нибудь работала против бреда!
     Физически наш Отелло свою Дездемону не задушил, но морально да. Жены больше нет, вскоре родилась дочь - нет это не моя дочь - мотоциклиста.
И Толя бежит, куда? В Израиль, бежит страдая очень, ибо жену любил.
     Пройдет несколько лет и  наша семейная драма толкнет в эмиграцию нас. Узнав о моем  приезде, Толя очень обрадовался, даже поставил коньяк сообщившему. Жил он в Беэр-Шеве, а мы чудом поселились в Тель-Авиве, что было почти  невозможно. Случилось, что и я нашел работу в беэршевской школе, и школа рядом с Толиком. Мне надо было переночевать одну ночь в неделю в Беэр-Шеве и Толя с радостью предложил ночевать у него. Это было очень ценно.
     Быстро сказка сказывается, поплыли года… а Толя все мрачнел, все ему изменяли, подруги, а потом и  друзья. Друг детства оставшийся в Минске, конечно имеет его Инку, а здесь другие истории. Приходя после работы к Толе, я чувствовал, что дружбы давно не осталось, я опасался, что он когда нибудь меня задушит вместо своих Дездемон. Но деваться было некуда, надо переночевать ночь в Беэр-Шеве, иначе гнать машину 100 км. До дома, а завтра к 6 уже быть снова здесь.
     Я долго оставался вне подозрений Толика, но дошла очередь и до меня. Однажды я пришел после работы к Толе, и он сказал мне: здесь была Рая. Была так была, пожал я плечами, она же твоя подруга. Но на следующий раз Толя высказался уже вполне конкретно: тут была Рая, я чувствую ее запах, ты приводил ее сюда и имел в моей постели!
Толя, что ты говоришь, твою Раю я видел полтора раза, и у нее же своя квартира, зачем я стал бы приводить ее сюда..? О если бы логика работала когда-нибудь против бреда!
Оставь ключи! - вскричал друг, и пришлось выложить ключи, которые давали мне приют несколько лет. После этого стало мне очень плохо, ночевал иногда в машине, гонял домой…
А Толя разогнав подруг и друзей, уже тяжело больной запил. Я все же звонил ему иногда по праздникам, а однажды с тяжелым чувством позвонил на Новый Год , и телефон не ответил.  Еще один наш друг Давид жил в Хайфе, получив от меня сообщение, он приехал ко мне и вместе мы поехали в Беэр Шеву, я уж давно на пенсии, успел подзабыть дорогу.
Позвонили в знакомую дверь, молчание. Позвонили в соседнюю дверь, соседка рассказала, что в какое то время почувствовали у двери нехороший запах, вызвали людей, в квартире нашли разлагающийся труп. Я этого боялся не зря, ведь некому было подать стакан воды.
   Если Вы думаете Мария, что все это произошло от  того , что в детстве не додали ребенку субъектива, то это глубокая ошибка, но ошибка не совсем Ваша - ошибка всего фрейдизма-лаканизма, которому, как ни странно, очень вредит излишний психологизм,
и полное забвение биологического базиса психологии. Ребенок прежде всего родился красавцем и это биология. Были в нем и биологические задатки патологии психической - тут корни печальной судьбы. А фрейдизм  все извлекает корни из своего треугольника: папа-мама-сын, генетически это так, все гены только от родителей, но психологические отношения в треугольнике сами подчинены генетике, которая и является определяющим фактором, и которая из психоанализа изгнана.
                Возразите!
Случайно заглянул в старую публикацию, увы мой клич к Марие "возразите" привел к паническому ее бегству, она исчезла. Прошли те пушкинские времена, когда еще поднимали брошенную перчатку, сегодня уши и мозги настроены только на авторитаров, мысль без паспорта не понимают.


Рецензии