Пиры от Афинея 5

- «А на престолах 24 старца, которые на головах своих золотые венцы. Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом». (Откровение 4.10)

- «Пойдите и посмотрите, дщери (девы) Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день радостный для сердца его». (Песни Песней 3.11)

- «Мы ничего не придумываем, а только вспоминаем». (Афиней)

Читая Афинея от начала, выделил семь (десять) тем, которые в той или иной степени связаны с Библией и думал раскрыть эти связи по мере написания листков. Подошла очередь «венцов» и «венков», которыми венчают головы людей при определенных обстоятельствах жизни. Тема «венцов и венков» в Библии очень обширная (а еще и с Афинеем связать), я даже на некоторое время растерялся, - какую линию повествования выбрать. И вот сон: «Некая вереница идущих старцев в форме английской буквы «S». Внизу в изгибе старцы смотрят на женщину, плетущую венки, во сне идет понимание, что это Дина (сестра братьев отца Иакова). Второй изгиб вереницы старцев идет вверх и полагают свои венцы пред престолом (Живущим). Перед самым пробуждением, громко в уши услышал слово – «Хабарча» и тише, как бы в продолжение слова – «ка – ха». В этом слове ничего не понял, но записал (через пару дней посмотрел в Википедии, где слово «хабарча» означало – «вестник, рассказчик», а «ка и ха» приставка, которая делает существительное глаголом – «рассказывай»). Проснулся, вспомнил из книги Откровение о 24 старцах, как они положили свои венцы перед Живущим, то есть Тем Кто дает и венчает жизнь. Включил этот отрывок в эпиграф и началась работа со словом. Прежде решил вскрыть эту тему через Библию, а потом дать информацию о венцах и венках от Афинея в конце листка.

И так, прежде всего меня поразили слова от книги Откровение, где старцы полагают свои венцы «пред» престолом, а по другой версии перевода – «под» престолом Живущего. Современные евангелисты и учителя, часто пытаются разгадать – кто эти старцы? (и только) По одной версии, это 24 ветхих пророка, по другой 12 ветхих пророков плюс 12 апостолов Христа. Пускай будет так или этак, не в этом суть. Меня заинтересовал вопрос – почему именно старцы и что за венцы «свои» они полагают «пред и под» престолом, и именно «Живущего». То есть речь должна идти о старых людях, нечто познавших о жизни, получивших венец жизни, но почему то должны положить свои венцы пред престолом подателя самой Жизни (Живущего) и раскрыться эта тайна должна через Агнца, оказавшегося посреди животных и старцев. О сути «животных» и «Агнца» в книге Откровение мы уже говорили. Попробуем разобраться с позиции аксиомы, что в Царстве Небесном должны царствовать молодость и жизнь в молодом возрасте от полноты чувств. А старцы, хоть и достигшие определенной мудрости, все-таки лишены активной молодой жизни. И трудно предположить, что будучи в образе старца всю вечность, можно достичь того, что называется полнотой жизни от Иоанна. Много евангельских рассуждений (молодых и не брачных апостолов) о внешнем служении рассыпается об учение апостола Иоанна и фразу старца: «Старец – избранной Госпоже!». В Библии и не раз найдем фразы, где старцы попадают под суд Господа: «Не станет совета у старца; не старики разумеют правду; Господь вступает в суд со старейшинами» и другое. Мы так же помним, что именно «старейшины искали лжесвидетельства» на Иисуса и старейшины «взяли телицу, закололи телицу и омыли руки над ней, и сказали – руки наши не пролили крови сей». Хитрые и лукавые старейшины, Господа они тоже распяли не своими руками. Мы так же понимаем, что большая часть Библии написана старцами, которые покрыли дело тайною, а современные «старцы» не хотят этого открывать молодым поколениям. Мы не сильно ошибемся, да и вообще не ошибемся, если под старцами будем разуметь «род сей», который перечислен Иисусом в лице «книжников, фарисеев, законников и лицемеров» и которые сами не идут в «Царствие Небесное подобное Царю, сделавшему брачный пир для Сына Своего», и других не пускают. Все десятки образов (брачный пир, времена Ноя (женились и спасались по двое), Евангелие царствия, мерзость запустения, смоковница, две мелющие и прочее), сгруппировавшиеся вокруг «рода сего (старческого)» (по Матфею и Марку) показывают брачные события, и только брачные. Отсюда естественный итог, они должны положить свои венцы старческой, мудреной в слове жизни перед молодым Агнцем и Господом, который ушел в свой (новый) мир молодым, деятельным и брачным. 

А теперь попробуем раскрыть нечто о венцах и венках. Венцы, это искусственные украшения для головы, сделанные из золота, серебра и меди, которые возлагались на людей, победивших в определенных соревнованиях, или на людей (по Библии) победивших свое невежество. Мы не будем приводить многочисленные примеры о том, но обратим внимание на первые «венцы» в книге Библии. Эти венцы появились от заповеди к человеку, «чтобы всякий человек приносил приношение Мне (Богу,Творцу) по усердию своему». И это усердие распространяется на устройство брачной «скинии и ковчега», где на ковчеге вверху должен быть сделан золотой венец: «Добродетельная жена – венец для мужа». Или: «Ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту украсил убранством». Или: «Пойдите и посмотрите, дщери (девы) Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день радостный для сердца его». Но венец берет свой образ от венка, который в древности возлагали на головы людей во время пира и брака. Ветхие пророки не говорят о разнообразии венков (не в этом их задача), но упоминают о «Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином». В другом месте делается связь венка с пьяницами толпы народной, которые «оскверняли святилище (сочетание в одну плоть) Мое и нарушали (брачные) субботы». Родители, наставляя своих детей, говорили так: «Возложит (мудрость) на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец. Это прекрасный венок для головы твоей».

Ну а мы переходим к венкам от Афинея, где он в лице многих древних авторов дает подробные характеристики этим украшениям головы. Очевидно, не случайно Афиней приводит миф о том, что первым изобрел венок бог Янус, который родился с двумя лицами, одно спереди другое сзади. И это два лица одной монеты, на одной стороне – плот или корабль, на другой венок. Или можно сказать так, что человеческий плот жизни, плывущий по реке жизни, всегда влечет к празднику пира и венцов: «Милые дети его – пиры, и веселья, и хоры. Славься глава веселых застолий, милый всем тем, кто чело любит венками венчать. Славься и дай нам весь век, о прекрасных дел зачинатель – пить вино, и шутить, но и рассудок хранить. Дай воды и вина, принеси венков душистых, поскорей беги, - охота побороться мне с Эротом». Тот же образ в лице древа жизни и реки жизни мы находим в книге Откровение: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, исходящую от престола Бога и Агнца. И по ту и другую сторону реки, древо жизни двенадцать раз приносящее плоды на каждый месяц». И как-бы не упражнялись киники в одном образе и лике истины от слова, другой лик слова говорит нам о том, что этим древом жизни является женщина (Ева - Жизнь), обновляющаяся плодами любви каждый месяц (образ женских месячных).

И так, венки: Афиней говорит Тимократу (Тимофею) одному из застольников пира: «Любезный Тимократ, я не мог бы припомнить для тебя все, что вновь и вновь обсуждалось на этих пирах, таково было разнообразие в одних и тех же предметах, всякий раз раскрывавшихся заново». Есть основание думать, что Афиней под именем Тимократа полемизирует с Тимофеем учеником апостола Павла, который надеялся получить «венец правды» за то, что принизил значение женщины в домостроительстве Божием: «Молодых вдовиц не принимай, ибо они в противность Христу, желают вступать в брак». Невероятное утверждение, противоречащее всему Писанию. И тем самым учеником, с детства знавшим Писание, часто болевшему в своей аскетической жизни и которому апостол запоздало советует «впредь пить не одну воду, но и немного вина», которое полезно для жизни и в главном для Жизни. А мы обопремся на Афинеевские глаголы «разнообразия, всякий раз раскрывающихся заново». Некто спрашивает – почему говорят, будто на ком расплетается венок, значит, тот влюблен? Ему отвечают: «Потому ли, что любовь разрушает привычный душевный уклад любящих. Или же подобно тому, как в искусстве прорицания существует много знаков для всего на свете, таков и этот. В самом деле, красота недолговременна, а знак того, что и страсть непрочна, хоть и пышна. Природа подобна божественному арбитру, справедливо решающему исход каждого дела, не полагает, что влюбленные не должны венчать себя до того, как одержат в любви победу, то есть пока не завоюют любимого и не освободятся от желания. А потому, потеря венка, - знак того, что любовная борьба еще продолжается. Или это потому, что все связанное разъединяется, а любовь увенчанных, есть тоже некоторая связь. А если венок у влюбленных держится недолго именно потому, что он посвящен Эроту, «ибо большой венок не может выдержать тяжести малой вещи, тем менее он вынесет тяжесть Эрота». Далее, из рассуждения Афинея (в русле двух ликов и множества знаков), можно понять следующее: И потому, венки вешают на двери (дома - святилища) любимых, чтобы воздать им почести. А если посвятить венок (не) любимым, но просто Эроту (секса), то в ответ они, увлеченные друг другом и увлекаемые страстью, приносят жертву, где придется. В Библии священным местом является Святое Святых, где приносятся любовные жертвы по любви, а вне стана (двора, притвора) по согласию увлеченных друг другом. Религия приучила человека к тому, что под жертвой он понимает только жертвенные (убитые) животные и трудно приходят к пониманию, что животные есть образы и характеристики людей, готовящихся исполнить брачную субботу.

Очень любопытен сюжет (загадка Платона) о венках, где яблоки и венки в неизменном количестве делятся между многими и немногими. И число этих венков установлено (законом Писания) шестьдесят, как и в Песни Песней Соломона: «Вот одр (ложе) его – Соломона, шестьдесят сильных (в любви) вокруг него». Не забываем, что Платон (он же Моисей) вносил изменения и дополнения в ветхий завет Библии. А загадка (по Платону) заключается в том, что «требуется отыскать число венков, позволяющее делить их поровну на всех, пока не придет последний участник пира: Приходит первый гость и получает все шестьдесят венков (или яблок любви), приходит второй и получает половину, приходит третий и получают по двадцать венков. И так до шестидесяти, все получают поровну, когда каждый получает свой венок. Из этой арифметики, первые получают всё или больше чем последние, но в итоге каждый остается с одной избранницей. А в книге Песни Песней Соломон ищет одну избранницу среди «шестидесяти цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа» и когда находит её, отдает свой виноградник «сторожам, которые должны доставлять плоды (любви) за тысячу серебреников». А если не так, то Афиней приводит стихи: «ты задом наперед учился азбуке, и книги дыбом жизнь твою поставили», а в другом месте говорится, что по книгам (без практики) невозможно достичь полноты жизни или того, что называется счастьем.

Киник спрашивает: Раз уж зашел разговор о венках, то скажи-ка нам, что это за навкратитский венок упоминается у медового поэта: «На моем пиру три венка у каждого, два из роз, а третий навкратический». И еще, почему у этого поэта кто-то надевает венок из ивовой лозы? И далее, идет пояснение, что ивовый венок был в основном у крестьян. Опуская мифические истории ивовых венков, скажем что при засыхании ивовые венки стягивали голову людей много пьющих вина. Голова меньше болела с перепою или стягивание прутьев предупреждало, что надо остановиться в неумеренном питье. При выпивке хороши миртовый венок, разгоняющий винные пары, а лавровый и венок из роз охлаждает и утишает головную боль. По другой версии, два венка из роз означали стремление к любовному сочетанию, а навкратический венок, произошел от торгового города Навкратиса, который славился гетерами. Афиней приводит миф о статуэтке Афродиты, которая попала в город Навкратис и некто принес жертву ей и венок из мирты. А из мифологии мы знаем, что Афродита является богиней наслаждения, а Афина – разума и мудрости. Были венки, которые надевали на грудь, умастив её миррой, потому что в ней находится сердце (сердечные помышления), а были венки (из лотоса) вокруг шеи и называли их «пахучими».

А далее, опуская «мелкие» подробности о венках, перечислим их значение в употреблении: Венок «вестников молчания», предназначен для молитв перед вышними; Венок «подъязычников»: «И всякий раз за выпивкой венчаетесь, цветами подъязычников, благой язык, когда успешна жертва, посылаете» или: «во всяком деле говорить умеющий»; «Истмийский венок имеет два значения – украшение головы и украшение победителя»; «Антиноев венок» из лотоса, розового и синего цвета: «Ибо земля не рождала еще цветок Антиноев». Очень сложный текст вокруг этого венка, но упоминание о Мусейоне (как Моисеевом законе), предполагает что венок связан с именем Анти-Ной, то есть упоминание о ноевом завете, где спасаются «все твари по паре (мужское+женское); Душистый «венок Иакховый», то есть библейского патриарха отца Иакова, у которого была одна любимая дочь Дина: «стала подле отца, венок прекрасный Иакхов, вкруг благовонных кудрей белой рукою обвив». От Библии существует учение об избранном народе в лице 12 колен сыновей Иакова, но также существует учение о потерянном 13 колене, которое по логике Библии распространяется на тринадцатого ребенка Иакова, дочь Дину. То есть, все колена сыновей Иакова, рассеянных в народах, будут собраны (как и все народы) через Женщину, как образ Древа Жизни.

А мы продолжаем о венках: «Фирейский венок» плетут из пальмовых ветвей и называют его «лысими», потому что ветви пальмы прикрывали лысину старых людей. Но, так же, этот венок связан с хорами на празднике «гимнопедий», где три хора располагаются таким образом: впереди хор мальчиков, справа старцы и слева взрослые мужчины (они пляшут обнаженными и поют песнопения); Венок «гипотимида», вокруг миртовой ветки заплетают фиалки и другие цветы. Это венок Лесбоса, то есть лесбиянок и другой вне законной любви; «Венок смоковный скрученный, но он и с этим жить был рад-радехонек». Кто-то называет его «толстым» венком скрученным из роз, а со ссылкой на Платона, венок тех кто «не остерегается (греха) и погряз в беспутстве»; Венок «Струфина», блаженных и милых дев, «та, что всем телом прильнула к милому и званному». Плетется этот венок из цветков «мыльнянки» (ириса), цветы красивы, но лишены запаха; Венок «Тоска» плетется из летних цветов – горицвет (Зевсов цвет), лилия, лаванда, и собственно фригийский майоран (тоска – бесцветный, белесый, которой обсаживают могилы); «Козий венок, ты вот этот поносишь (хулишь), ласковый, влажный, пестроцветный», не трудно догадаться, что это венок гомо-отношений; Венок «Липовый» без надежды на взаимную любовь: «у парня был на голове венок безлистный липовый»; Венок «Свитый» - «из мирта и нарцисса трижды свитыми гирляндами венков». То есть из трех видов свитых венков, один из них из нарцисса (самолюбования); «Договорные» венки: «мне пора на рынок, двадцать штук венков должна я для пира на заказ сплести»; Венок «Хоронон», использовали хоревты в театре, соперничая за него, как за награду лучшего певца; Акиневые венки из растения «аки»: «Я несу тебе с молитвой тот венок из златоцветов вместе с кипером прелестным»; Венок «Ионы» из лилии и называют амброзией, а по другой версии плетется из левкоев, цветет первым из всех цветов, имеет среднюю терпкость, приятный, хотя и кратковременный запах. Такой венок был подарен Иону нимфами-иониадами. Древние насочиняли много мифов, где имена героев дублируются или изменяются, поэтому трудно предположить, что это венок библейского Ионы, который отказался проповедовать в Ниневии. Но все же, почему бы не предположить, что древний пророк (первый, как цветок левкой), вначале отказался служить Богу потому, что проводил время праздно с нимфами (гетерами); Венок «Царские кудри - самые любимые», составлен из тимьяна и горицвета, связан с местом где пролилась вода, которой омывалась Афродита, после соития с Гефестом; Венок «Калхи» с нежными лепестками, символ нежных отношений между сочетающимися; Венок из разных пород мирты – вьюнок и филадельф, по природе растут вместе, сплетаются в объятия и служат для ограждения сада любви, предназначенного только для двух; Венец «Ариадны» сплетен из «нежного тезеева цветка, на яблоневый цвет похожий: он посвящен деве прекрасной, его полюбившей, более всех остальных»;

«Терновный венок», вечно цветущий венок из Египта. Из мифа об этом венке: был некто простолюдин, который первый создал этот венок, народ надел не него этот венок и он сделался царем людей. Возможно, этот миф частью послужил событиям при распятии Иисуса: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу». Об этом венке необходимо сказать, чуть больше, современные исследователи путаются в определении растения под названием «терновый», полагают, что это мимоза, акация или другой кустарник. В любом случае по Афинею, он попадает в «вечно цветущее» растение. Любопытно и знаменательно, что Господь явился огнем (светом) в этом кусте Моисею и это место названо святым. Далеко не пустыми будут вопросы, - почему куст «горел и не сгорал», или почему Бог явился в терновнике, а не в рослых деревьях дуба, яблони, смоковницы? И нам не обязательно приводить все образы терновника в Библии к одному знаменателю (колючке). Но, горение в кустарнике может означать «мелкую, не глубокую любовь» среди народа, и вот почему: В Песни Песней «тернии» означают девиц: «что лилия (возлюбленная) между тернами, то возлюбленная моя между девицами». У пророка Осии этот образ более глубок, распространяется на брачные шатры, жертвенник, а в итоге на беспорядочную любовь под каждым ветвистым деревом. В Евангелиях, семя посаженное в терниях, означает «кто слышит слово.., но оно бывает бесплодно». Есть у пророков места, где пророчествуется о том, что в свое время этот терновник «не будет колючим и причинять боль, и вместо терновника вырастет кипарис». Образ довольно сложный и все же: терновый венец Иисуса означает безбрачие и этот венок на него надели воины (народ), а по сути те самые учителя - старцы. И тогда, если снять этот венок Иисуса, тогда будут правы евангелисты Филипп, Фома и Мария, где они говорят об Иисусе брачном, который пришел соединить мужчину и женщину. Гораздо интереснее и полновеснее будет вопрос, - а для чего (воины) перед распятием одели Иисуса в багряницу? Но, об этом как-нибудь в другой раз.

И вот здесь к месту вспомнить Афинеевские венки «путаные», предназначенные для «параситов (религиозников) стола загробного», которые всегда находятся между нами рядом, как сотрапезники, они ненасытно едят и молчат: «на все мои слова он молчит, наденьте на него венки «путаные» и унесите прочь! А мне пусть принесут два венка порядочных». А закончим этот перечень венков афинеевским послесловием, что в прежние времена внесение на пир венков и умащений означало, что начинаются «вторые столы» (ложа для двоих): «Устрой нам вторые столы, давай сюда венки и мирру, ладан, сласти и найми флейтистку (гетеру); Застали двух гостей мы там и сводника, умытых и венками разукрашенных».         
 

               


Рецензии