Украинцы и русские

Украинцы и русские – это один народ или это два разных народа? Как судить? По ДНК-генеалогии? По культуре? По менталитету? По языку?

Проблема этнической идентичности сугубо индивидуальна. Каждый имеет право чувствовать себя причастным к тому или иному этносу или к нескольким одновременно. Проблема перестаёт быть индивидуальной, когда речь заходит о том, кем считают тебя другие.

Приведу несколько примеров из моей жизни. В 1991 году во время всесоюзного съезда советских немцев в Москве волей случая мне довелось на перерыве побеседовать с калмыцким поэтом Давидом Кугультиновым. В советской литературе это была известная личность. Мне понравилось его выступление, которое я запомнил дословно:

«Вы и немцы Германии – это два разных народа. Когда вы лежали в колыбели, не могла вам Волга нашёптывать то же самое, что шептал вашим предкам Рейн!»
Он так это видел, и считал нас, немцев Поволжья, другими немцами, своими.

Калмык Давид Кугультинов и моя мама родились в одной стране, воспитывались в советской школе, оба выросли на Волге и у них похожая судьба. Мою маму депортировали в 1941 году на Алтай за то, что она была немкой. Политрука Красной Армии Кугультинова в 1944 году отозвали с фронта и тоже депортировали на Алтай лишь за то, что он был калмыком.

И калмык, и немка, кроме того, были советскими людьми. Точно так же, как Порошенко и Путин. Была такая общность - советский народ. Это свершившийся факт, который не зависит от того, нравится это кому-то или нет. И Порошенко, и Путин родились в одной стране, оба обучались в советской школе по одним и тем же программам, оба окончили советские вузы, оба служили в Советской Армии, оба стали мастерами спорта по дзю-до, а когда страна распалась, оба работали руководителями служб государственной безопасности. Объясните мне в чём разница? Один сильней в политике, другой в бизнесе? Так ведь это же не национальная черта характера.

Восприятие другой идентичности должно исключать даже малейшее высокомерие. Если уж обуяла кого-то гордость, то желая возвыситься, надо работать лично над собой, не затаптывать других, чтоб смотреть на них сверху вниз. Приведу такой пример, который произошёл на моих глазах в первый год жизни в Германии.

На языковых курсах в Бонне рядом с нами обучали группу иностранцев. Среди них были дети зарубежных послов и дипломатов. На перерывах мы общались меж собой и удивляли друг друга сногсшибательными фактами, которые не встретишь в СМИ.

Помню, как молодой африканец замешкался со своей чашкой возле кофеварки и, налив себе кофе, смущённо удалился. Мой земляк, стоявший за ним, сквасил гримасу и презрительно глянул ему вслед. Эту сцену подглядел наш молодой учитель немецкого языка и тут случился между ними такой диалог:

- Что, противный парень?
- Неприятный.
- Ну ты-то уж, конечно, лучше его?!
- Ещё бы! Я немец!
- Посоветуй мне, как я смогу отличить немца от ненемца.
- По происхождению.
- Позволь, я родился в Кёльне, а ты в Казахстане. Тогда мы с тобой разной национальности. Какие ещё предложишь признаки? Язык? Извини меня, но мы говорим на разных языках.
- Мои родители - немцы!
- Ах у тебя родители немцы! Ну хорошо, хорошо, я не хотел тебя обидеть, пойми меня тоже. Моего лучшего друга зовут Мурат, его родители турки. Мы с Муратом жили на одной улице, ходили в одну и ту же школу, общались друг с другом на одном языке, играли в одной футбольной команде, даже влюбились в одну и ту же девчонку. Не поверишь, но он для меня немец, а ты нет!

Эта тема ещё долгое время была у всех курсантов на устах. Дискуссия ещё больше обострилось, когда в неё вступили те, кто
себя немцем не считал. Сошлись на том, что достоинство человека неприкосновенно, что это должно быть нормой поведения для всех и каждого. Тут учитель заявил, что это положение закреплено Конституцией ФРГ. Статья 1 Основного Закона Федеративной Республики Германия гласит: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всех ветвей государственной власти.»

Для справки. Чтобы получить немецкое гражданство, российским немцам пришлось доказать, что они родились в немецкой семье и в детстве воспитывались в немецкой культуре. В отличие от Германии российские законы более лояльны в отношении гражданства. Если сегодня граждане Украины захотят получить российское гражданство им не надо доказывать, что они родились в русских семьях и воспитывались в русской культуре. Они могут выехать в Россию как украинцы и там себя таковыми объявлять, таковыми считать и таковыми чувствовать.


Рецензии
очень актуальная тема. украина и россия это не братские народы, это один народ с общими историческими корнями. большое спасибо автору за поднятую проблему.кутырев.

Алексей Кутырев   16.02.2022 12:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.