25. 102. Пушкин. Месть князей Гагариных

Месть Пушкину князей Ф.Ф. и  И.С. Гагариных, генерала, камер-юнкера и готового иезуита

рис. Ф.Ф. Гагарин, генерал майор, 1830-ые

У Пушкина в Одессе  были отношения с Верой Федоровной Вяземской — урожденной княжной Гагариной (1790-1886), дочерью Прасковьи Юрьевны Гагариной, рожденной Трубецкой, и Федора Сергеевича Гагарина = Пушкин встретился с Вeрoй лeтoм 1824 г в Oдeссe, кудa oнa приexaлa с мaлoлeтними дeтьми нa мoрскиe купaния. Зa двa с пoлoвинoй мeсяцa oни стaли друзьями и довольно близкими ....

рис. Александр Молинари. Портрет В.Ф. Вяземской. 1810-е годы

Пушкина в «Одессе пыльной» от пыльцы  бросает из крайности в крайность = Ризнич, Воронцова, Собаньская, Эдлинг …  Стихи  его говорят о многом:

Все кончено: меж нами связи нет,
В последний раз обняв твои колени,
Произносил я горестные пени.
«Все кончено», — я слышу твой ответ.

Или

Обманывать себя не стану вновь,
Тебя тоской преследовать не буду,
Прошедшее, быть может, позабуду —
Не для меня сотворена любовь.
Ты молода: душа твоя прекрасна,
И многими любима будешь ты.

Или:

Я вспомню речи неги страстной,
Слова тоскующей любви,
Которые в минувшие дни
У ног любовницы прекрасной
Мне приходили на язык.

Или:

Погасший пепел уж не вспыхнет,
Я все грущу, но слез уж нет,
И скоро, скоро бури след
В душе моей совсем утихнет…

Здесь на юге всё располагает по древней традиции к тому, что женщина пристальнее смотрит на рядом находящего мужчину (не мужа) и может им увлечься самым настоящим образом  со всей не удовлетворенной, как правило, страстью голодной плоти и потушенной души …

И 35-летняя Вера Вяземская увлеклась 25-летним Александром Пушкиным … и стала его наставницей, воспитателем и учителем студии Школы Науки Страсти… История об этом умалчивает. Но нам то кто мешает, если нам невтерпёж!? Достаточно прочесть письма Веры к мужу Петру — корреспонденту Пушкина и коллеге по поэтическому цеху.  Вера знала о переписке мужа с молодым любовником, о способности Пушкина быть болтуном и хвастуном,  о его тщеславии = существовал риск, что Пушкин намекнет Петру о рогах и поставщике … Потому Вера очень тонко намекает на более дружеские отношения с Пушкиным, чем они были в СПб …

«С Пушкиным мы в oчeнь xoрoшиx oтнoшeнияx, - писaлa Вязeмскaя мужу. - Oн ужaснo смeшнoй. Я eгo брaню, кaк будтo бы oн был мoим сынoм... и нaчинaю дружeски любить eгo».
 
... я считаю его хорошим, но озлобленным своими несчастьями; он относится ко мне дружественно, и я этим тронута; он приходит ко мне даже когда скверная погода, несмотря на то что, по-видимому, скучает у меня, и я нахожу, что это очень хорошо с его стороны. Вообще он с доверием говорит со мной о своих неприятностях и страстях.»

 «Я былa eдинствeннoй жeнщинoй, с кoтoрoй oн рaсстaeтся с тaкoй грустью, притом, что никогда не был в меня влюблен» - признaвaлaсь Вязeмскaя мужу пoслe высылки Пушкинa из Oдeссы. "

Известны шесть писем Пушкина к Вере Фёдоровне, он называл её «доброй и милой бабой», «княгиней-лебедушкой».
В апреле 1830 г Пушкин писал ей  :
Моя женитьба на Натали… решена, а Вас, божественная княгиня, прошу быть моей посаженной матерью.

Этим приглашением Пушкин прекращал всякие отношения с женщиной в возрасте за сорок, предполагая этим, что в 45 она станет ягодкой… опять ...

рис. В. Ф. Вяземская в 1840-е гг.

Когда Пушкин включил в 1829 Веру в свой  «дон-хуанский» список  в ушаковском альбоме  это стало известно … Кто ж такое станет таить!
 
Об этом «позоре « узнали Гагарины… в частности, брат Веры  генерал-майор Фёдор Гагарин (1787—1865):

рис. Портрет работы Петра Соколова, 1840 г.
 
После полученного известия о салонном питерском  шепоте-молве о связи Пушкин-Вяземская (Гагарина)  Федор Гагарин поставил вопрос о мести на совете княжеского клана Гагариных … Святое Дело  мести поручили князю И. С. Гагарину, ибо он был также камер-юнкером, коллегой Пушкина по КИД, являлся родственником поэту по линии Пушкиных и (главное) имел с ним доверительные отношения
Father Ivan Gagarine, Russian prince, diplomat and jesuit. Ecumenist.

Прим. И. С. Гагарин  - ст. сын действительного тайного советника князя Сергея Ивановича Гагарина (1777—1862), владевшего подмосковной усадьбой Ясенево, и жены его Варвары Михайловны (1779—1854), дочери Михаила Алексеевича Пушкина (1749—1793) и княжны Натальи Абрамовны Волконской (1746—1819) [Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918].

На совете Гагариных было решено действовать как заправские иезуиты = не колоть Пушкина кинжалом в подворотне (как Романовы закололи  Охотникова за измену имп-це ЕА), а угробить его  пасквилями и анонимками = т. е. письменно … адекватно отвечая этим на пушкинские письмена в альбоме сестер Ушаковых.

Однако, сам зачинщик мести Гагариных князь Федор Федорович не усидел и от нетерпения стал сам участвовать в ловле Пушкина на мушку пистолета дуэльной убойной пары: в мае 1836 г он чуть было не стал секом графа  В.А. Соллогуба в его дуэльной истории с Пушкиным. Граф и поэт помирились в доме Нащокина в Москве, куда  вызванный на дуэль юный еще почти Соллогуб примчался специально из Твери … для сатисфакции возмутительно ревнивого (по Д-Антесу) мужа. Разбор полетов с фразами мужиков о достоинствах женки поэта закончились мировой и фразой-формулой Пушкина «Il n'y a qu'une seule bonne soci;t; – c'est la bonne». (Нет иного хорошего общества, кроме хорошего (фр.))

Дошли до историей с «ноябрьским 1836-го пасквилем». Семья Пушкина и до этого буквально была завалена анонимками. Но здесь авторы интриги и провокации были более искусны и дело приняло и публичный, и предельно скандальный оборот: Пушкин не просто был объявлен вторым лицом Ордена рогоносцев, но, во-1-х,  поставщиком рогов для него был назван сам Император Никс-1 и, во-2-х, Рогоносец был объявлен выгодоприобретателем кокюажа семьи и адюльтера  женки!  Дело запахло дымом подрыва пороха! 

И тут среди разных самых версий об авторстве и исполнителях сей беспримерной (даже для беспардонного питерского светского общества гордых до спеси дворян)  акции мы встречаем еще одного члена клана князей Гагариных: « ... При одном из двух сохранившихся до наших дней конвертов, в который был вложен пасквиль на имя Пушкина, остался сургучный оттиск печати с монограммой «АГ», изображением пальмовой ветви и циркуля. Владелец печати, по мнению Л. А. Черейского, – Андрей Павлович Гагарин. Его родственник, как предполагают исследователи, поневоле ставшие следователями, Григорий Петрово Соловово мог воспользоваться этой печатью в целях конспирации. В таком случае, он – виновник? Это было бы упрощением проблемы. Нет ясности, каким путем могла оказаться печать на конверте, отправленном М. Ю. Виельгорскому, да и была ли она на других конвертах? Кроме того, семья Петрово Соловово – старинные знакомые старших Пушкиных, репутация их ничем не замарана«

После гибели поэта, его друзья стали составлять версию произошедшего. Встал вопрос об авторе анонимного пасквиля, они знали, что Пушкин считал автором барона Геккерна, нидерландского посланника. Но. Они не могли это признать, во-вторых, помнили о неприкосновенности дипломата и, не имея юрид. доказательств, не могли открыто объявить об этом. Во-первых, они спасали свой имидж - как же они принимали с любовью и интересом у себя Дантеса и в преддуэльные дни были на его стороне. 30 января Тургенев записал в дневнике: "Вечер у Карамзиной. О князе Иване Гагарине." 31 января: "Обедал у Карамзиной. Спор о Геккерне и Пушкине. Подозрения опять на К.И.Г." - то есть опять на Гагарина. Запись кричащая: у Карамзиных продолжали спорить о Геккерне и Пушкине, даже смерть поэта их не останавливала!

Подозрение на князей Гагарина и Долгорукова пошли от братьев К и А. Россет и было основано на схожести бумаги пасквиля и бумаги, которой пользовался князь Гагарин, а также на том, что на конверте был указан очень точный адрес. Отчего же, Россет, получив конверт на имя Пушкина, сразу бросился с дипломом Ордена Кокю (Рогачей) к… Гагарину с Долгоруковым!?  В СПб Гагарин И.С.  делил одну квартиру с молодым князем П. В. Долгоруковым [Н. Я. Эйдельман. Грань веков. Вагриус, 2008], известным своей гомосексуальной ориентацией на евро-ценности [Л.С. Клейн. Другая любовь: природа человека и гомосексуальность. Фолио-Пресс, 2000]. Долгое время кн. И.С. Гагарина подозревали в авторстве анонимного пасквиля, который послужил причиной вызова на дуэль Пушкиным Дантеса в ноябре 1836 г, однако в конце XX века эти обвинения были сняты [Последний год жизни Пушкина. М.:Правда, 1988].
Возможно братья Россет знали о замысле Гагариных: ведь в мафии решение на ликвидацию «чужого среди своих» (а Пушкин был таковым и в салонах СПб, и при Дворе ЕИВ, и в т.нзв. «узком кругу своих» — Вяземско-Карамзиных, где пасквиль и явился на свет безбожников…) принимает Глава всех Семей и всей Murder Incorporated  StPB, в которых «шило в мешке не утаить»… Хотя.. а кто вообще таился? Главное ликвидировать и приказать о сём молчать! Что и было с воодушевлением исполнено всей армадой наемников.

Версия альтернативная: Гагарин был не ухом ни рылом в этой интриге, Его выбрали как сожителя гомосека по аналогии с Геккернами, чтобы отвезти следы от … круга Вяземских-Карамзиных, который эту акцию Конгрегации Клеветы и затеял, исходя из интересов личной мести Пушкиным и Гончаровым. Поэтому Россет не сам решил пойти к Гагарину и Долгорукову, а его послали, тем самым заложив под двух князей подозрение до конца их дней и личного судного Дня.  Тоже версия не без оснований… Вяземский то от дела с пасквилем странно отстранился… 

Через 5 лет после дуэли муж А. Россет г. Смирнов писал: "Подозрение также падало на князя Петра Долгорукова и князя Гагарина. Оба князя были дружны с Геккерном (Я: тоже бойцом-активистом гей-клуба «Голубые голубчики СПб») и следовали его примеру, распуская сплетни. Подозрение основывалось на подробном адресе письма к К.О. Россету. Только одно не подлежит сомнению, - это, то, что Геккерн был их сочинителем. Государь в этом не сомневался, и говорят, что полиция имела неоспоримые доказательства." Бартенев записал, что "зимой 1836-37гг на одном из бывших вечеров граф В.Ф. Адлерберг увидел, как стоящий позади Пушкина молодой князь П.В. Долгоруков кому-то указывал на Дантеса, при этом поднимая вверх пальцы, растопыривая их рогами."
     Тургенев А.И. наблюдал за князем в церкви на Конюшенной площади, но наблюдение ничего особенного в действиях князя не отметило. Потом Тургенев много общался с Гагариным заграницей и пришел к выводу, что Гагарин не виновен в написании анонимных писем.
     Князь Гагарин и князь Долгоруков  приятно общались с Геккернами, а после их высылки оказались приятелями Лермонтова и входили в кружок «16». Князь Гагарин вступил в католичество, а потом стал иезуитом. Есть письмо к нему Дантеса-Геккерна поддерживающее выбор князя. Таким образом, можно сделать вывод, что Геккерны имели отношение к иезуитству, состояли в Ордене.
  В апреле 1838 г И. С. Гагарин был назначен младшим секретарем в Париж. Помимо дипломатической службы, много занимался научной работой в области истории и славяноведения. В Париже Гагарин стал завсегдатаем салона своей дальней родственницы, перешедшей в католическую церковь, Софьи Свечиной … Фра! Того самого салона, в котором был нанят как жиголо и стрелок недоученный в Эколь Сен-Сир роялист Ж-Ш. Д-Антес… Круг замкнулся… Баста! Яйца — на кон и в тиски!
     В 1863 г в ж. Современник было напечатано обвинение князей Гагарина и Долгорукого в составлении анонимного письма в адрес А.С. Пушкина. Князья в ответ написали оправдательные письма. Но … более 100 лет над ними тяготела жестокая клевета и только после повторной экспертизы, обвинения их в написания пасквиля были сняты.
      Писатель Лесков встречался с кн. Гагариным, когда тот был уже стариком. Из бесед с ним у Лескова сложилось уверенное убеждение в его невиновности. Князь страдал от мучительной, несносной клеветы, он считал себя легкомысленно и ужасно оклеветанным. Он сказал Лескову, что доказательства находятся в Париже, а также указал, что не знает кто это сделал, но не князь Долгоруков, с которым он знаком с детских лет. Откуда же И.С. иезуитски знал об этих «доках», но иезуитски же не сказал ничего более!?
    Князь же Петр Вяземский в письме Вел. князю Михаилу со многими изворотами и ухищрениями перевода, указал автором акции с пасквилем … барона Луя Геккерна. Как странно ... Значит в салоне Карамзиных знали об авторстве Геккерна, но выдвигали подозрения против князей Г. и Д. Почему и зачем?  Говорят куры - чтобы отвести от себя всякие намеки на потворство поведению Дантеса и участие в акции. Но это слабый довод  … Что-то тут есть...тайное и грязное.
      Князь Гагарин, став иезуитом, в Париже писал философские работы и проекты соединения Западной и Восточной церквей (см. La Russie sera-t-elle catholique? (Станет ли Россия католической?), Богословские, философские и исторические исследования» (;tudes de th;ologie, de philosophie et d’histoire)). А жил говорят под бременем клеветы, возведенной злой и жестокой напраслиной от салона Карамзиных… Вяземских … умелых и расчетливых.

Итоги пыток:
I
Итак, в этой версии «Пушкину мстил княжеский клан Гагариных»  мы встретили терх князей этой фамилии в Дуэльной истории Пушкина:
- Ф.Ф. Гагарина — брата Веры Вяземской и сека противника Пушкина графа Соллогуба В.А,.
- И.С. Гагарина — основательно и долго подозревался в изготовлении диплома и)или) его рассылке исключительно в узком кругу Вяземских-Карамзиных
- А.П. Гагарин — владелец (по Черейскому) печати, которой был опечатан один из двух уцелевших конвертов с Дипломом Ордена Кокю  (конверт Вяземских странным образом исчез…)

II

Однако, фра, памятуя о хитростях и опыте интриганов «мадридского двора Третьего Рима», известных подлостью прославленных отцов, мы должны «брать выше» да «мудрить шибчей»! Нужно подозревать паутину хитросплетений, подстав и установок ложных пахучих следов.

Поэтому альтернативной видится иная более мощная версия:
 
Гагариных подставил хитрющий всё продумавший и много знавший кукловод!  Им был тот, кто подал сигнал (т.е кто прокололся!). Кроме того, это был тот, кто знал и видел: Пушкин истерзан и измотан, готовая жертва! Это был Вяземский Петр. Он тоже мстил за измену жены Веры с Пушкиным в Одессе. Но месть свою злобную он выстроил под маской Гагариных! 

Именно ему Пушкин сказал на смертном одре: Прости … И Вяземский обомлел: он понял — гений все знает… и просит прощения, что не смог всё скрыть, неудачно стрелялся и теперь все всё поймут и затея Петра откроется…
 
прим. Хотя это «Прости» могло быть вовсе не молитвой умиравшего, а ...приказом Пророка бессмертного! И могло иметь совсем иной смысл, который сразил князя на паперти церкви Конюшенного ведомства  после отпевания убитого им Поэта!

Вяземский срочно приступил к авторской мифологизации  «Дуэльной истории Пушкина с д-Антесом»

О следах Вяземского в этом деле ноября 1836 — января 1837-го — в … 

***
merci beaucoup pour votre attention


Рецензии