Белая гвардия. ледяной поход. Русский Харбин
Литература:
Русский Харбин. Гончаренко Олег Геннадьевич
Серебренников Иван Иннокентьевич. Великий отход: Рассеяние по Азии белых русских армий, 1919–1923. - Серебренников И. И. Гражданская война в России: Великий отход / И. И. Серебренников; Сост. и предисл. В. А. Майера. — М: ООО «Издательство ACT»; ЗАО. НПП «Ермак», 2003. — 695, [9] с.
Харбин - это русское поселение в Китае, русская колония. Туда сбегались беженцы.
"Значительно меньшими колониями и этническими объединениями Харбина была татарская, армянская, грузинская и даже эстонская. А первые евреи из России прибыли в Маньчжурию после ратификации с Китаем договора 1897 года о строительстве Китайско-Восточной железной дороги. В основном это были лица, чья деятельность так или иначе была связана со строительством и подрядами на работы. Появление еврейских поселенцев в Северо-Восточном Китае не обошлось без попыток пограничного начальства Приамурской губернии ограничить их въезд в Маньчжурию, ибо вся Маньчжурия подпадала под статус «100-верстной приграничной полосы», в пределы которой, по законам Российской империи, евреям запрещался въезд". цитата из книги Гончаренко Олега Геннадьевича.
Из книги Ивана Серебряникова
и начало ледяного похода:
" Ледяной поход по сибирским равнинам, горам, степям и лесам начался в первых числах октября 1919 года, когда несколько десятков тысяч солдат, казаков и офицеров армий адмирала Колчака начали свое отступление от реки Тобол на восток.
Отходили с боями, сердито отгрызаясь от наступавшего противника. Командование белых армий полагало остановить наступление красных по рубежу реки Ишим, но это не удалось: в конце октября был оставлен Петропавловск, и белые войска начали отступать к Иртышу. Был остро поставлен вопрос об эвакуации Омска, белой столицы. Этот город решали то эвакуировать, то защищать до последнего солдата. В начавшейся панике и неразберихе произошла в первых числах ноября смена высшего командования армий адмирала, что
повлекло за собою только увеличение общей растерянности.
К 5 ноября перед Иртышом, в районе Омска, скопились десятки тысяч вагонов, сотни
тысяч повозок белой армии, многочисленные артиллерийские части. Сюда же начали
подходить и отступавшие с фронта войска. На беду, наступила оттепель, и начавшийся по реке Иртышу ледоход снес только что построенные через реку мосты. Для прохода через Иртыш оставался лишь один железнодорожный мост. В ожидании переправы лошади
тысячами гибли от бескормицы. Казалось, вот-вот разразится катастрофа, и белая армия будет потоплена красными в Иртыше... Но 9 ноября вдруг ударил сильный мороз, и на
следующий же день река стала проходима по льду".
"Термины «харби;нские ру;сские» и «ру;сские харби;нцы» обозначают несколько поколений русских, живших в Харбине, основном узловом городе Китайско-Восточной железной дороги, примерно с 1898 по 1960-е годы. В СССР термины КВЖДист и харбинец относились ко всем людям, имевшим отношение к КВЖД, независимо от того, жили они в Харбине или нет. Как писал архиепископ Нафанаил (Львов): «Харбин был исключительным явлением в то время. Построенный русскими на китайской территории, он оставался типичным русским провинциальным городом в течение ещё 25 лет после революции. В Харбине было 26 православных церквей, из них 22 настоящих храма, целая сеть средне-учебных школ и 6 высших учебных заведений. Милостью Божией Харбин на четверть века продолжил нормальную дореволюционную русскую жизнь». С 1940-х по 1960-е годы происходил массовый отъезд русского населения из Северной Маньчжурии, вследствие чего русских в Харбине почти не осталось. Несмотря на последствия Культурной революции, в Харбине до сих пор сохраняется большое число зданий, связанных с русским присутствием в первой половине XX век"
Свидетельство о публикации №222021500534