Последний защитник Империи

Это название книги Василия Жановича Цветкова о генерале М.К. Дитерихсе. Не даю здесь ссылку, ибо дело двух кликов - найти её по автору и названию.

Я прочла её в сети на Литмире, не видела бумажную книгу, но предполагаю, что там в приложениях есть те "уникальные документы", о которых в предисловии говорит её автор.

Мне, впрочем, вполне хватило и тех свидетельств, что есть в основном тексте, а одно просто поразило. Цитата: "Местное самоуправление предполагалось построить в соответствии с историческими особенностями национальной государственности. Глава ведомства внутренних дел генерал-майор В.А. Бабушкин (бывший начальник контрразведывательного отдела Главного штаба на Восточном фронте с марта 1919 г.) в интервью газете "Вечер" так изложил схему приходского самоуправления: "Только религиозные люди могут принять участие в строительстве Приамурского государства. За основание берется церковный приход. Каждый гражданин по вере его должен быть приписан при приходе своего вероисповедания. Церковные приходы объединяются в совет церковных приходов города и земских районов.

В жизни всего государства будет иметь исключительное влияние церковный собор. Соединения церковных приходов должны будут заменить собой то, что теперь называется городским и земским самоуправлением. Все граждане должны приписаться к приходам. В назначенный день прихожане собираются в храме. После молитвы в церкви устанавливается урна, в которую прихожане опускают свои личные номера. Затем священник вынимает необходимое количество из них; таким образом составляется совет приходов. Во главе приходов будут стоять лица по назначению верховной власти. Лица недостойные и несоответствующие будут заменяться следующими, получившими очередной жребий. Благодаря этому, в принцип будущих самоуправлений будут положены усмотрение и воля Божия. Надо думать, что новые органы самоуправления будут вполне авторитетны в населении. Никакой милиции, вероятно, не будет. Гражданам будет предоставлено право организации самообороны, под контролем церковных приходов". Конец цитаты.

Не уверена, что стоит напоминать все исторические реалии, разве что вкратце. В самом конце Гражданской войны- 1922-м году - на самом восточном конце уже бывшей Империи
собрался Земский собор и заявил, подтвердил свою верность православной монархии, а также избрал правителем Приамурского земского края и предводителем земской рати М.К Дитерихса. 

Ещё одна цитата из книги: "Дитерихсы (Дитрихштейны) – старинный рыцарский род, владения которого располагались в Моравии, в Священной Римской Империи. Оплот Папского престола бдительно следил за малейшими проявлениями религиозного недовольства. В середине XVI – начале XVII веков Европу потрясали религиозные войны. И в этом "священном противодействии" нарождавшемуся протестантизму сражались и Дитрихштейны. Адам Дитрихштейн фон Никольсбург (носивший фамилию по названию принадлежавшего ему замка в Моравии) и его сын Франц были ревностными католиками. Став кардиналом, правителем Моравии, а затем и председателем Государственного Совета Священной Римской Империи, Франц Дитрихштейн показал себя решительным борцом с последователями учения Лютера и Кальвина. В этих событиях уже проявились фамильные черты Дитрихштейнов – Дитерихсов: религиозная убежденность и рыцарская доблесть".

Российскими дворянами Дитерихсы стали в XVIII веке, и, очевидно, тогда же приняли православие. Михаил Константинович Дитерихс был воспреемником  от крещенской купели царевича Алексея Николаевича и руководителем колчаковского следствия об убийстве царской семьи ( его военную карьеру, в том числе и в Гражданскую, не буду пересказывать, она есть в книге Цветкова).

Мне важно другое. Уже после расстрела в Иркутске Верховного правителя России А.В. Колчака, после эвакуации из Крыма Врангеля (и не только после эвакуации из Крыма, но и в Галлиполи уже пусто) собирается на Дальнем Востоке последний в истории России Земский Собор, и когда ни на что земное надежд уже практически нет - принимает вот такие "утопические" решения. "Неверующие лишались гражданства Приамурского земского края и высылались".

Чем всё закончилось - нам давно и хорошо известно: в конце октября - начале ноября 1922-го года сам Дитерихс и несколько тысяч его воинов и членов их семей на кораблях и посуху эвакуировались в Китай, это уже был самый последний массовый исход белых.

Многие реалии совпадают с реалиями белого движения в целом: добровольцев мало и те часто без оружия, богатые жмутся и саботируют призывы о помощи воинам... Но есть и разительные отличия. Тот же Дитерихс у Колчака подписывал приказы о расстреле дезертиров, а перед исходом приказал НЕ ПРОВОДИТЬ никаких репрессий к лицам, уклоняющимся от мобилизации.

Потому что невольник не богомольник. Не прикажешь быть исповедником и мучеником.

Все вместе эти подробности складываются в яркую картину. В сравнении с ней видно, насколько нынешние реалии далеки от идеала и насколько значима в построении православного государства низовая приходская жизнь.

Когда приход становится местом реального территориального объединения христиан.

Насколько в Приамурье значимы были иные конфессии и исповедания, не вем, но поняла так, что всем им предоставлялись равные права на земском уровне при условии лояльности православной монархии как основополагающему принципу.

Сейгод будет сто лет последнему Земскому собору и последнему исходу белых воинов. Архиерейский собор весной собирается рассмотреть вопрос о царских останках. Ключевое слово - архиерейский. Власть в МП архиереи узурпировали давно и прочно, как писал и говорил отец Павел Адельгейм: "Когда архиереи дозрели, уполномоченные по делам религии стали не нужны".

Вот такая метаморфоза. Какие уж там Поместные или тем паче Земские соборы, какая соборность? Сплошная " властная вертикаль". Партия сказала "надо", комсомол ответил "есть"!

А кто недоволен таким положение вещей - так они же "вне церкви"! В смысле, вне этой властной вертикали, где раздают чины и награды, возводят в сан и лишают оного.

Никогда не могла понять: акторы данного процесса реально верят в то, что Святой Дух им подчиняется и по мановению их рук то снисходит, то покидает подвластных им лиц, или просто изображают некий процесс, как артисты в театре? Иногда в театре получше, иногда как в погорелом заштатном, не буду примеры приводить, себе дороже. 

Но "была бы я начальником", то сказала бы, что неплохо к столетию отыскать в Шанхае могилу Михаила Константиновича Дитерихса. Не вместо, а хотя бы параллельно с "царскими останками". Вдруг что-то да осталось!

Впрочем, понимаю всю утопичность своего желания, тут на своей земле, лишь усилиями отдельных энтузиастов созданы мемориалы в Бутово, в Донском монастыре и прочих "местах массовых захоронений".


Пусть тут хотя бы его портрет повисит.   


Рецензии