Военный приз

     Дети военных всегда отличились от других детей. Жизнь в военных городках, постоянное соприкосновение с солдатами, с техникой, с понятиями «тревога», «учения», «полеты» накладывают отпечаток на все стороны жизни. И, в первую очередь, это дисциплинирует детей.
     А военная форма? Это только для гражданских, и не только детей, слова «погоны», «эмблемы», «портупея», «кобура» являются чем -то непонятным и странным. А любой сын офицера считал за честь прикрепить на свой берет отцовскую кокарду со старой фуражки. А если на пальто или куртку удавалось закрепить погоны, счастью не было предела.
     Даже поощрения были особенными. Я не знаю, с чего это началось. Но если маленького сына надо было похвалить, этот было очень просто. Достаточно было сказать: «Виталик, военный приз». Он бежал в коридор, надевал свой берет с кокардой, становился по стойке «смирно», прикладывал руку к берету и отвечал: «Служу Советскому Союзу». Он знал, что «к пустой голове рука не прикладывается». И не надо было конфет или пирожного. Лучшего поощрения для него не было.
 В 1980 году я первый раз взял сына в полк. Это было 9 мая. В полку на постаменте стоял танк Т34, а еще открыли памятник неизвестному солдату. Надо ли говорить, что фотографии возле памятников были для него особенно памятны. А когда в казарме моей батареи дневальный скомандовал «смирно», Виталик остановился, приложил руку к берету с кокардой и не опускал, пока дежурный не закончил доклад, а я не подал команду «вольно». И проходя мимо дневального тоже поприветствовал его, чем привел в восторг всю батарею. «А сын у Вас, товарищ капитан, службу знает», - отметили солдаты, с уважением пожимая ему руку.
 Несколько раз, уже будучи командиром полка, я брал Виталика на стрельбище. Не знаю, где он научился, но уже в первый раз я увидел, что стреляет он отлично. Я очень любил стрелять из автомата. Когда стреляли солдаты, я брал автомат у того, кто отстрелял на двойку. И Виталику, после того, как увидел его отличную стрельбу, тоже брал «двоечный» автомат. Солдаты тогда стреляли очень редко. Естественно, что, стреляя два раза в год, научиться ничему нельзя. Я же приезжал на каждые стрельбы, и сделал вывод, что, как правило, все автоматы пристреляны хорошо.
     Виталик знал, как себя вести на огневом рубеже. Но, для страховки, я ставил около него офицера. Сначала мы выполняли обычное упражнение: десять патронов, три появляющиеся мишени, стрельба из положения лежа, автоматическая, короткими очередями. Для выполнения на «отлично» обычно хватало 6-7 патронов. «Двоечники», из чьих автоматов мы стреляли, стояли невдалеке. После выполнения упражнения мы подходили к ним и спрашивали, кто же виноват: автомат или стрелок. А еще я иногда солдатам говорил: «Вот так вас мальчишка «причесал», а лет ему всего четырнадцать, и стреляет не чаще, чем вы».
     А после того, как все отстрелялись, мы с Виталиком устраивали соревнование. Заряжали по полному магазину и стреляли на скорость, кто больше «положит» мишеней. Это вызывало живой интерес у офицеров и солдат. А иногда, после стрельбы мне говорили: «Да, товарищ подполковник, «причесал» Вас сын!» Я никогда не поддавался, все было по-честному, а побеждали мы, примерно поровну.
     Однажды, в субботу, я взял в полк Виталика и Лену. Суббота – парково-хозяйственный день. И в этот день я, обычно, обходил все казармы, столовые, медпункт, парк и подсобное хозяйство.  Виталику, как неоднократно бывавшему в полку, я поручил показать Лене все, что она захочет. Где они ходили, что смотрели – я не знаю. Подошло время обеда. Надо сказать, что в то время мы приготовления пищи в офицерской столовой получали мясо кур. Первое ребята съели. А вот со вторым вышел конфуз. Ребятам, как и мне, принесли куриные ножки. Эти куски считались самыми лучшими. Но дети ножки и дома не ели, они любили только белое мясо. И ни Виталик, ни Лена есть их не стали, как я не уговаривал. Конечно, надо было сразу забрать мясо и оставить один гарнир. Так и унесли тарелки с целыми несъеденными ножками. Что потом говорили обо мне и детях, представить трудно.
     Однажды летом 1988 года, в воскресенье, в полк приехали дети наших офицеров и прапорщиков. Это мероприятие я готовил очень серьезно.
     Несмотря на то, что техника у нас была, естественно, секретная, многие жители городка видели все наши «секреты». Маршрут полка, при выезде на учения или на дежурство в поле, проходил мимо городка. Время выезда, с точностью до получаса, было известно. И жены офицеров и прапорщиков, иногда с детьми, приходили на опушку леса и видели всю колонну.
     Мы долго думали, чем удивить детей. Столовая, казармы, клуб, на плацу несколько офицеров показали приемы рукопашного боя. Конечно, показали автоматы и пистолеты, организовали их разборку и сборку. Но гвоздем программы был лазерный пистолет. Это был стрелковый тренажер, который мы получили незадолго до мероприятия. Конечно, мальчишки видели что-то похожее в кино, но то была фантастика. А когда я сказал, что сейчас мы постреляем, удивились сначала женщины. Но я добавил, что стрелять мы будем из лазерного пистолета. «Да таких не бывает, только в кино», -закричали мальчишки.  «Но у нас же секретное оружие, у нас есть и такие пистолеты», -ответил я и пригласил всех на плац. Там офицеры уже все подготовили: и пистолет в красивой коробке, и мишень.
     Это сейчас никого не удивишь лазерной указкой. А в то время верхом совершенства был китайский трехбатареечный фонарик. И когда на мишени, расположенной в пятидесяти метрах, появилась точка, диаметром около сантиметра - лазерный луч от пистолета - все захлопали и закричали «ура». Мои помощники научили ребят целиться и нажимать на спусковой крючок. «Стрельба» продолжалась около часа. Восторг мальчишек и девчонок, особенно тех, кому удавалось попасть в мишень, невозможно описать.
     Наверное, и сейчас офицеры возят своих мальчишек и девчонок в полки, где служат. Так начинаются офицерские династии. Этим сильна наша армия! И победить такую армию никогда и никому не удастся!


Рецензии